Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика и основные проблемы средневековой философии. 4 страница






16. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАК АТРИБУТЫ МАТЕРИИ. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ФОРМ ДВИЖЕНИЯ. Системно организованный и структурно упорядоченный мир существует как непрекращающаяся изменчивость. Это изменчивость свойственна миру на всех уровнях его организации, поэтому она является его атрибутивным свойством. Изменчивость проявляется во взаимодействии, движении и развитии. Под взаимодействием обычно понимают такие отношения между системами, при которых в процессе взаимного воздействия изменения в одной системе приводят к изменениям в другой системе. Движение как атрибут материи – это любые взаимодействия, а также изменения состояний материальных объектов или их систем, вызванные этими взаимодействиями. На ранних этапах развития философии под движением понимали возникновение и исчезновение чего-либо. Позже движением называли соединение и разделение. У Аристотеля движение – это изменение места тела в пространстве. Очевидно, что на разных этапах развития философии существовала тенденция сводить движение к одной из его форм. Эта тенденция получила название редукционизма.

Различают пять основных форм движения: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. В основе этой классификации лежат три принципа:

1) Каждая из форм движения соотносима с определенным структурным уровнем материи;

2) Формы движения связаны между собой генетически, т.е. высшие формы движения возникают на основе низших;

3) Высшие формы движения качественно специфичны и не сводимы к низшим.

Современная наука не отрицает предложенной Энгельсом классификации, но углубляет ее, позволяет выделить такие формы движения, которые в XIX в. были неизвестны. Принцип же классификации остается прежним: связь с видом материи, способом существования которого является данная форма движения.

Различают также два типа движения. Первый тип движения связан с сохранением качественной определенности материального объекта. Воспроизведение одного и того же набора признаков позволяет говорить об определенном предмете. Внутренняя противоречивость движения как единство изменчивости и неизменности, устойчивости (покоя, сохранения) является одним из его атрибутивных свойств. Любое конкретное бытие существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенный тип изменений, движений. При уничтожении этого типа движения данное конкретное бытие распадается, переходит в другое бытие. Покой выступает момент сохранения качественной определенности движущегося бытия. Второй тип движения связан с переходом вещества от одного качества к другому.

От категории движения следует отличать категорию развития. Развитие – это процесс накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени.

Развитие может быть связанным с качественным преобразованием конкретного вида бытия, например, развитие растения из семени до колоса, процесс образования кристаллов, смена общественных эпох, эволюция звезд, приобретение студентом специальности, формирование новых теорий (динамический вид развития).

Другой разновидностью развития является процесс перехода с одного структурного уровня организации бытия на другой (популяционное развитие). Примерами этой разновидности может быть формирование атомов и молекул на основе взаимодействия элементарных частиц и полей: переход от углеродистых соединений к белкам, возникновение социального уровня организации бытия и др. Некоторые мыслители настаивают на том, что развитие имеет место только в живой природе.

В философии учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых видится в единстве и борьбе противоположностей, называют диалектикой. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики, категории и принципы. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности, раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

В настоящее время вопросы развития получили дальнейшую концептуализацию в рамках так называемого синергетического подхода. Синергетика – это междисциплинарная область научного знания, ориентирующаяся на познание общих принципов самоорганизации и управления в сложных системах. Синергетикой вскрылись некоторые новые черты развития: отсутствие его направленности, множественность путей развития, закономерность хаотических процессов и т.д. Всё это породило проблему соотношения синергетики и диалектики. В научной литературе имеют место разные точки знания по этой проблеме. Так, одни авторы считают, что диалектика должна стать частью синергетики как её частный метод, либо вообще синергетика заменит диалектику. Другие – ставят вопрос о создании новой нелинейной диалектики. Третьи исследователи полагают, что синергетика является математической основой диалектического материализма.

Синергетика представляет собою современную теорию эволюции открытых сложных систем. В качестве таковых в синергетике рассматривается биосфера со всей совокупностью своих элементов, наблюдаемая Вселенная, общество и создаваемое им материальная и духовная культура. Она исследует и отдельные подсистемы названных систем. Она ориентирует познавательный процесс на выявление нелинейного характера их развития, общих закономерностей и принципов самоорганизации самой разной сложности и природы: физических, химических, биологических, технических, социальных и т.д.

 

 

17. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА БЫТИЯ. СУБСТАНЦИОННЫЙ И РЕЛЯЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. Представления о пространстве и времени формируются в процессе практического и теоретического освоения мира. Сравнивая различные предметы, мы обнаруживаем, что они бывают длинные и короткие, широкие и узкие, высокие и низкие, одни находятся ближе, другие дальше, сверзу или снизу и т.д. Эти свойства характеризуют протяженность предметов, их взаимное расположение и строение. Обобщение этих свойств и приводит нас к понятию пространства. Пространство – это объективная всеобщая форма бытия материи, которая является условием возникновения и существования конкретных материальных систем и отражает их протяженность, взаимное расположение и структурную организацию.

Примерно так же формируются и представления о времени. Мы замечаем, что одни предметы существуют давно, другие же появились недавно, одни предшествуют другим, другие появляются после первых, продолжительность существования одних больше, других меньше и т.д. Время - это объективная всеобщая форма бытия материи, которая является условием возникновения и изменения конкретных материальных систем и отражает продолжительность их существования и последовательность смены состояний.

В процессе становления и развития представлений о пространственно-временной организации мира в философии сформировались понятия реального, перцептуального и концептуального пространства и времени. Под реальным пространством и временем понимали характеристики объективной реальности. Перцептуальное пространство и время трактовались как формы упорядочения внутреннего опыта человека (восприятий, представлений, переживаний). Концептуальные пространство и время – это теоретическая модель реального пространства и времени.

Исторически сформировались две основные концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. В субстанциальной концепции пространство и время предстают как универсальные, абсолютные, независимые друг от друга формы бытия, которые не оказывают никакого влияния на материальный мир и сами не подвергаются никакому влиянию со стороны объективного мира. Эта концепция возникает в философии Демокрита, а свое естественнонаучное обоснование получила в ньютоновской физике и новоевропейской материалистической философии. Здесь они приобрели статус независимых от материи, вечных неизменных и самостоятельных сущностей, своего рода емкостей, содержащих в себе все предметы.

Реляционная концепция трактует пространство и время как свойства самих материальных систем, как формы отношений между предметами, явлениями и процессами. Сами по себе, вне этих предметов они не существуют, зависят друг от друга и от условий существования материальных систем, характеристиками которых являются. Начало этой концепции было положено в философии Аристотеля, развито Лейбницем и обосновано в теории относительности Эйнштейна и современной релятивистской физике. Именноь здесь сформировалось представление о адином пространстве-времени, пространственно-временном континууме, где пространство и время связаны между собой и имеют смысл только относительно друг друга. Метрическими характеристиками пространства являются трехмерность, однородность (равноправие всех направлений), и изотропность (равноправие всех точек в пространстве). Время же одномерно, необратимо и анизотропно.

Трехмерность пространства является условием существования устойчивых связанных систем (атомов, планет и т.п.). Можно предположить, что трехмерное пространство и одномерное время свойственны только нашему макромиру. Возможны материальные образования с многомерным пространством, со временем, текущем либо в обратном нашему направлению, либо текущем в двух направлениях. Идея неисчерпаемого многообразия мира методологически не исключает обнаружения миров с пространственно-временными свойствами, не представляемыми наглядно.

Следует отметить, что каждый уровень структурной организации материи обладает своей пространственно-временной структурой. Например, для биологического пространства-времени характерна пространственная ассиметрия, т.е. неравенство «левого» и «правого» в группировках атомов, что несвойственно для неживой природы. Здесь различают три шкалы времени: филогенез, онтогенез и конкретная ситуация, а также «биологические часы», жизненные ритмы.

Социальное пространство функционально расчленено на ряд подпространств, характер и взаимосвязь которых исторически меняются по мере развития общества. Социально-историческое время течет неравномерно. Оно замедляется или ускоряется по мере характера жизнедеятельности людей. Пространство-время индивидуального бытия человека определяется конкретной значимостью для него событий.

 

18. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ, ЕЕ ПРИНЦИПЫ, ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ. Диалектика – это такой способ понимания мира, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций в процессах изменения, развития.

Термин «диалектика» первоначально использовался далеко не в философском значении, поскольку им обозначали искусство вести беседу (именно в таком значении впервые его вводит в оборот древнегреческий философ Сократ), или один из приемов риторики, а то и собственно раздел риторики. Такой нефилософский статус за термином сохраняется вплоть до Нового времени. Но, несмотря на это, исторически первой формой диалектики считается именно античная диалектика, а ее главными признаками являются стихийность, фрагментарность и наивность. Задолго до того как появился термин «диалектика» древнегреческий философ Гераклит Эфесский своими утверждениями («миром правит война – единство и борьба противоположностей», «все течет и изменяется, и в одну и ту же реку нельзя войти дважды») демонстрирует способ понимания мира, спустя столетия обозначенный как диалектический. И только в начале 19 века немецкий философ Гегель создает теорию диалектики и противопоставляет диалектику, как способ мышления, метафизике. Но диалектика Гегеля идеалистическая, поскольку ее принципы, законы и категории распространялись только на некую идеальную первооснову мира (Абсолютную Идею), которая в лоне чистого своего бытия была ни чем иным как логическим мышлением.

Потребность естествознания второй половины 19-го века в философских обобщениях показала, что ни гегелевская диалектика, ни метафизика не отвечают запросам времени. В этот же период остро стояла проблема выявления общих закономерностей исторического развития общества. Необходим был метод, который вытекал бы из принципа материального единства мира. Материалистическим содержанием диалектика наполняется в рамках марксисткой философии.

 

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики, категории и принципы.

Принципы диалектики – это ее основополагающие идеи, придающие философскому качественную определенность, системность и целостность знанию

ПРИНЦИП СУЩНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ И ИСТОРИЗМА Движение вечно, покой относителен. В мире нет ничего постоянного, окончательно завершенного, все находится на пути к иному. Любой объект необходимо изучать в его развитии: с учетом того, как он возник, какие этапы в своем развитии прошел, чем стал теперь, чем может стать в будущем.
ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ Мир представляет собой сложную совокупность явлений, находящихся в самых разнообразных связях и отношениях друг с другом. Любые предметы и события – звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое. Знание об объекте всегда носит неполный, относительный характер, поскольку в процессе его изучения человек вынужден абстрагироваться от бесконечного множества отношений, которые связывают данный объект с другими объектами реальности.
ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА Утверждает причинность как универсальный вид связи. Причинность - это генетическая связь явлений, в которой одно при определенных условиях порождает другое. Всякое изменение или развитие имеет свою причину и следствие. Объективное знание целых систем причинно-следственных связей явлений самой различной природы позволяет предвидеть будущие их состояния.   Детерминизму противостоит индетерминизм и телеология.

 

Категории диалектики – это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, а также выражающие подвижность и противоречивость бытия. Категории диалектики носят чаще парный характер (нередко образуют триады), благодаря которому делается возможным отражение полярных сторон целостных явлений, процессов, подвижность, переходы и противоречивость бытия. Они образуют определенную иерархию, отражающую движение познания от простого к сложному.

КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
ЕДИНИЧНОЕ - характеризует существование отдельных предметов (вещей, явлений, процессов). ОБЩЕЕ - указывает на наличие в каждом единичном того, что характерно и другим предметам, на их однотипность. ОСОБЕННОЕ – означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении, отражает специфику в реализации общего, характерного для данного объекта.
ЯВЛЕНИЕ - отражает внешние, чувственно воспринимаемые стороны предметов. СУЩНОСТЬ - отражает глубинные связи и отношения, присущие предметам.
ФОРМА - отражает способ существования содержания. СОДЕРЖАНИЕ - совокупность различных элементов, свойств, связей, внутренних процессов и тенденций, которые образовывают данный предмет.
ПРИЧИНА - явление, действие которого при определенных условиях вызывает какое-нибудь новое явление. СЛЕДСТВИЕ - новое явление, вызванное при определенных условиях действием каких-либо предшествующих ему явлений.
НЕОБХОДИМОСТЬ - преимущественно внутренняя, устойчивая, устойчивая, существенная и закономерная связь вещей и явлений, которая отражает обязательность их существования. СЛУЧАЙНОСТЬ – в основном внешние, несущественные, неустойчивые связи вещей и явлений.
ВОЗМОЖНОСТЬ – предпосылка возникновения того, чего еще нет в настоящем, реальном бытии. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - реальное бытие предметов. ВЕРОЯТНОСТЬ – степень возможной реализации данного события при данных условиях.
КОЛИЧЕСТВО – определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. КАЧЕСТВО – внутренняя определенность предмета, интегрированная совокупность свойств. МЕРА – интервал количественных изменений, в границах которого основное качество сохраняется.
           

 

Закон есть существенный, устойчивый регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме. Понятие закона диалектики является результатом совмещения диалектических принципов всеобщей взаимосвязи и развития, а также результатом связи и взаимодействия некоторых категорий диалектики. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности, раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, переход количества в качество, отрицания отрицания.

 

ЗАКОН СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ ПОЗНАВАТ. ЦЕННОСТЬ
ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ   Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя. Тождество и различие представляют собой нечто целое только в своем единстве. Кроме того, любое явление внутренне раздвоено, содержит в себе взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции. Противоположность – это одна из взаимоисключающих сторон любого объекта. Они не только взаимоисключают, но и взаимополагают друг друга, а потому представляют собой стороны единого целого, выступая при этом источником постоянного развития. Тождество, различие, противоречие, противоположность.   Закон объясняет источник и движущие силы развития.  
ЗАКОН ВЗАИМОСВЯЗИ И ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ   Изменение качества данной вещи совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной меры. Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность. Качество, количество, мера, скачок.   Закон раскрывает общий механизм развития.  
ЗАКОН ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ   Развитие складывается из определенных циклов. Способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Отрицание – это этап развития, означающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Процесс же такого превращения предполагает сохранение некоторых положительных элементов отрицаемого качества и подъем на новую, более высокую ступень. Отрицание, преемственность, «возврат к якобы старому».   Закон характеризует развитие со стороны его направленности и результата.  

 

 

19. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА СОЗНАНИЯ. Проблема генезиса сознания систематически разрабатывалась в рамках социокультурного подхода, и прежде всего, в марксистской философии. Сознание здесь определяется как высшая функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание представлено как сложный, внутренне противоречивый феномен единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. В рамках данного подхода выделяют четыре аспекта сущности сознания: онтологический, гносеологический, исторический и праксеологический.

Онтологический аспект утверждает, что сознание – это функция высокоорганизованного мозга, а, значит, возникновению и развитию сознания должно предшествовать формирование высокоорганизованного мозга. Гносеологический аспект утверждает, что сознание – субъективный образ объективной реальности. Сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения. Исторический аспект утверждает, что сознание - продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать. Праксиологический аспект утверждает, что формирование и развитие сознания предполагает с необходимостью включенность человека в социальную практику.

Сознание – это высшая форма отражения.Отражение, являясь всеобщим свойством материи, есть ключ к решению проблемы возникновения сознания и раскрытия его сущности и содержания, форм проявления и функций. Отражение – это способность одной материальной системы в процессе взаимодействия воспроизводить внутри себя некоторые особенности другой материальной системы и при этом сохранять свою целостность. Отражение присуще всей материи и проявляется в разнообразных формах, которые зависят от уровня структурной организации ее. В процессе развития на основе физико-химических процессов, характерных для неорганического мира, возникают биологические формы отражения: раздражимость, чувствительность и психика. На уровне психики, присущей высшим живым организмам, под влиянием различных факторов, таких как природно-биологического, так и социального характера, сформировалось сознание как высшая форма психического отражения мира в идеальных образах.

Появлению сознания человека уже предшествовала:

1) сложная рассудочная деятельность животных, связанная с функционированием ЦНС и головным мозгом;

2) зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков;

3) стадная форма обитания животных;

4) звуковая сигнализация для передачи информации.

Сравнительный анализ антропологических артефактов выявил зависимость между усложнением предметно-орудийной деятельностью предков человека и увеличением объема мозга, что привело исследователей к выводу о роли коллективного труда в формировании сознания человека.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ УРОВЕНЬ ОРУДИЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕМ МОЗГА
АВСТРАЛОПИТЕК (южная обезьяна) 3 млн. лет назад Зачатки орудий труда. Например, использование камней с заостренными (скорее всего в результате воздействия природных стихий) краями. 600 см3
СЕМЕЙСТВО ГОМИНИД ПИТЕКАНТРОП (человекообразная обезьяна) 1 -1, 5 млн. лет назад Изготовление примитивных орудий труда. Покорение огня. 850 – 1225 см3
НЕАНДЕРТАЛЕЦ 35 – 100 тыс. лет назад Усложнение форм орудийной деятельности: каменные ножи, костяные иглы; одежда, жилище. 1100 – 1600 см3
КРОМАНЬОНЕЦ (современный человек) 40 тыс. лет назад Интенсивное развитие материальной и духовной культуры. Развитая техника. 1400 см3

 

.

Биологическая эволюция создает предпосылки перехода к труду как предметно-практической деятельности, основанной на производстве и систематическом применении орудий труда. Но труд – это, прежде всего, процесс отношений между людьми, сложная система взаимоотношений, связанных с изготовлением и применением средств деятельности, организацией и регулированием деятельности и распределением результатов ее. Во-первых, коллективный труд предполагал сотрудничество людей, а также разделение трудовых действий между его участниками, что делает необходимым осмысление связи своих действий с действиями других членов коллектива. Отсюда в психике формируется способность к целеполаганию. Во-вторых, коллективный труд требовал и определенных форм регуляции деятельности, вследствие чего в психике возникают представления о нормах, начинает формироваться воля. В-третьих, возникает потребность в передаче информации о предметах и действиях с ними последующим поколениям, что реализовалось, в конечном итоге, на основе развития языка. Как следствие, развивается и совершенствуется психика, формируются способности образования понятий, логического мышления, рационального постижения мира с помощью абстрактно-логических средств. Развитие трудовой деятельности, историческое разделение труда порождают мораль, искусство, религию, науку, формируют социальные программы поведения человека, приводят к культуре как сфере специфически человеческой жизнедеятельности.

 

20. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ. Сознание – одна из фундаментальных философских категорий, прошедших длинный и сложный путь формирования от первых анимистических представлений до современных научных концепций. Сознание является основой духовности человека, выражает его способность к познанию, выступает средством регуляции межчеловеческих отношений, обмена опытом и передачи его от поколения к поколению. Сознание объединяет творческие возможности человека, обеспечивает ценностные ориентации и является средством коммуникации и условием рационального поведения людей, что отличает человека от всех других живых существ. Сознание – это высшая функция мозга, присущая только человеку и связанная с речью функция мозга, обеспечивающая познание и осмысление мира и регуляцию жизнедеятельности людей.

В содержании понятия сознания можно выделить три основных аспекта: 1) когнитивный, указывающий на сознание как средство познания, организации практической деятельности, регуляции и оценки взаимоотношений между людьми, коммуникации и передачи опыта. Этот аспект раскрывает инструментально-функциональную сторону сознания; 2) феноменологический аспект отражает особенности структуры сознания, координации и субординации разнообразных идеальных явлений (феноменов), процессов и состояний сознания; 3) интенциональный аспект характеризует направленность сознания на определенный объект и выражает его целесообразность и связь с условиями, средствами и формами отражения.

В историко-философском процессе сформировались и на различных его этапах обуславливали понимание сознания несколько подходов. Исторически первым был субстанциональный подход. Истоки его обнаруживаются уже у Платона и Аристотеля, рассматривавших сознание в качестве самостоятельного духовного мира. Наиболее полно этот подход реализован в новоевропейской философии, в которой сознание рассматривается как субстанциональный элемент бытия (Декарт), либо как отграниченная от мира, самодостаточная субъективность как принцип бытия (Лейбниц). Субстанциональный подход ориентировал философию на обнаружение и осмысление различных “познавательных способностей” и способствовал изучению структуры сознания.

Функциональный подход сформировался в трудах материалистов-метафизиков XVIII в. как результат осмысления и обобщения достижений физиологии и медицины. Сторонники этого подхода (Ламетри, Гольбах) под сознанием понимали специфическую функцию мозга, которая воплощается в познании и самопознании. В рамках этого подхода разрабатывалась психофизиологическая обусловленность сознания, зависимость его от телесной организации человека и внешней среды. Крайней формой функционального подхода стал “вульгарный материализм” ХІХ в. (Фохт, Бюхнер, Молешот), который мышление и его результат – мысль считал материальными. Исследования сторонников этого подхода содействовали обнаружению связи, а также форм и способов взаимодействия сознания и психофизиологических процессов. Однако в этих исследованиях игнорировались социокультурные условия возникновения и функционирования сознания.

Социокультурный подход первоначально был разработан в немецкой классической философии, где сознание рассматривалось как обусловленная универсалиями культуры индивидуальная способность мышления, представления и воли (Кант). Либо как дух, обусловленный историческими формами общественной жизни (Гегель). Еще один вариант этого подхода был разработан в марксистской философии. Маркс и Энгельс отрицали субстанциональный характер сознания и рассматривали его как функцию мозга, возникающую и развивающуюся под воздействием социокультурных факторов в процессе практически-предметной деятельности людей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал