Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Медиация в хозяйственном процессе.
Медиация представляет собой перспективную форму разрешения правовых конфликтов во внесудебном порядке и заключается в переговорах между спорящими сторонами при участии и под руководством нейтрального третьего лица - посредника, не имеющего при этом права выносить обязательное для сторон решение. Медиатор- субъект, от собственного имени ведущий переговоры и содействующий в совершении сделок иным лицам, то есть специалист, осуществляющий лишь фактические действия - поиск контрагента, ведение переговоров, «сведение» сторон; Основополагающими принципами медиации являются: добровольность; добросовестность и беспристрастность посредника; полный контроль сторон за результатами процедуры; неконфрон-тационный характер процедуры; конфиденциальность; обширный круг возможных взаимоприемлемых решений спора. Принципы медиации, а также такие характерные для медиации и медиатора черты, как соблюдение абсолютного нейтралитета и беспристрастности, независимость от других лиц, повышенная ответственность за свои действия и ряд других, органически присущи судебной, нотариальной и иной правозащитной деятельности. Посредник, или медиатор, не является ни судьей, ни арбитром и не принимает решений. Такой человек, заслуживший доверие обеих сторон, беседует с каждой из них и в итоге получает больше информации о деле, чем имеют стороны по отдельности. Медиатор организует процесс переговоров, создает условия для конструктивного диалога, дает возможность сторонам конфликта изложить свои позиции и выявить действительные интересы. Особое внимание он уделяет благоприятному психологическому климату переговоров. Ответственность за принятое решение и его выполнение лежит на самих сторонах. В этом и заключается основное отличие медиации от суда или арбитража, где решение принимается судьей или арбитром. Новый Хозяйственный процессуальный кодекс Беларуси впервые предусматривает урегулирование спора в порядке посредничества, которое осуществляется в суде первой инстанцииОднако правовое регулирование этого института произведено только в процессуальной части, в то время как нормы материального права фактически отсутствуют. В соответствии со ст. 156 ХПК урегулирование спора в порядке посредничества может быть проведено по любому спору, возникшему из гражданских правоотношений. Цель посредничества состоит в оказании помощи сторонам в: · установлении фактических обстоятельств возникшего между ними конфликта; · достижении понимания реалистичности и юридической обоснованности их позиции в конфликте, предъявляемых требований и выдвигаемых возражений; · выяснении, сопоставлении и сближении их точек зрения о путях разрешения спора; · поиске рекомендаций о порядке разрешения конфликта, устраивающего обе стороны. Посредник назначается эконм. судом с согласия сторон в течение десяти дней со дня поступления в суд искового заявления. Согласно ч. 2 ст. 155 ХПК посредник назначается из числа должностных лиц ЭС, обладающих квалификацией, отвечающей существу возникшего спора, в порядке, установленном законодательством. Практика в этом вопросе не является единообразной: в качестве посредника назначались сотрудники управления обеспечения работы ЭС области, стажер судьи.
|