Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизм регулирования регионального рынка труда
Механизм регулирования рынка труда можно рассматривать как подсистему общего механизма регулирования экономической системы в целом, это своего рода «механизм равновесия» [5, С. 42]. Государство инициативно воздействует на рынок труда, на функционирование всех рынков и в целом на экономическую систему. Являясь центральным субъектом-регулятором на российском рынке труда государство, определяет правила регулирования взаимоотношений работников и работодателей. Механизм государственного регулирования в сфере трудовых отношений должен быть прозрачной и открытой системой, обусловливаемой объектами, субъектами и характером взаимосвязей между ними. Основная цель регулирования рынка труда – содействие эффективному распределению и перераспределению рабочей силы по территориям, отраслям и профессиям, оказание помощи населению, прежде всего из числа неконкурентоспособных, в трудоустройстве, социальной поддержке и адаптации к рыночным условиям. Регулирование социальных процессов, включая и рынок труда, представляет собой систему целенаправленных воздействий на ход процесса с целью приведения его в нормальное состояние [24, С.79]. Предмет регулирования – предложение рабочей силы и спрос на нее, а основная цель регулирования – обеспечение их равновесия. Регулирование рынка труда должно быть направлено на улучшение его функционирования, обеспечение условий воспроизводства рабочей силы и ее распределения по территориям, сферам и отраслям народного хозяйства в целях достижения сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы и рациональной занятости населения. К методам прямого воздействия на рынок труда можно отнести государственное субсидирование занятости, создание специальных рабочих мест, переобучение безработных и другие меры. К методам косвенного воздействия относятся государственная политика в области образования, занятости, демографии, миграции, инвестиций, налогов и другие. Регулирование рынка труда, как совокупность мер прямого и косвенного государственного воздействия на рынок труда, имеет главной целью достижение полной, эффективной и рациональной занятости населения, обеспечение народного хозяйства квалифицированной рабочей силой. Политика на рынке труда, ее задачи, инфраструктура, инструменты и механизмы воздействия направлены на регулирование процессов и явлений, непосредственно связанных с движением рабочей силы. В реализации регулирования регионального рынка труда важное значение имеет типологизация регионов, в зависимости от складывающейся проблематики на рынках труда, что позволяет разделить общегосударственное пространство политики занятости на группы регионов различающихся по состоянию объектов регулирования. В экономической литературе встречаются различные варианты такой классификации. В частности И. Заславский выделяет три основных типа региональных рынков труда [34]: - ассиметричные, которым присущи существенные перекосы в соотношении закрытого и открытого, регулируемого и «теневого» рынков труда, диспропорции в отраслевой структуре занятости и экономической активности населения; - равновесные с относительно развитыми структурами рынка труда ар и переходе от прежней системы полной занятости к системе экономической активности населения в условиях регулируемого роста безработицы и стабилизации социально-трудовых отношений, что проявляется в процессах трансформации скрытой безработицы в открытые формы; - диверсифицированные, характеризуемые: высокой степенью реструктуризации занятости и саморегуляции, которые создают условия для высокой мотивации и мобильности работников; быстрым развитием рыночного сектора экономики и системы экономической активности населения, обеспечивающих разнообразие форм занятости, низкие уровень и продолжительность регистрируемой безработицы под воздействием социально-экономических регуляторов спроса и предложения рабочей силы, проводимых мер активной политики занятости. Наиболее часто встречается распределение регионов России на 5-6 региональных рынков труда. В настоящее время, для обеспечения региональной дифференциации политики занятости разработана специальная типология рынков труда РФ, основанная на статистическом анализе показателей характеризующих рынок труда и учитывающих социально-экономические, природно-ресурсные и демографические условия развития. Всего выделяется шесть типов рынков труда регионов, и для каждого типа разработаны основные направления регулирования занятости. Однако региональные рынки труда даже в пределах одного типа значительно различаются, поэтому рекомендации могут быть лишь общими, указывающими основные направления воздействия на рынок труда. К первому типу рынков труда отнесены четыре региона с индустриальными и постиндустриальными структурами занятости. Ситуация на этих рынках труда относительно благоприятная. Уровень безработицы значительно ниже среднероссийских показателей. В качестве основных направлений регулирования занятости рассматриваются активное применение гибких режимов использования рабочих мест, поддержка и стимулирование развития структурно-прогрессивных отраслей, профориентация, подготовка и переподготовка кадров. Ко второму типу отнесены двенадцать регионов включающих в себя часть территорий Восточной Сибири, Дальнего Востока, Севера, а также Калининградскую область. Указанные территории характеризуются повышенной долей в экономике добывающих отраслей и строительства, более высоким, чем в среднем по России, показателем реальной безработицы и в то же время высокой вакантностью рабочих мест. Третий тип включает одиннадцать регионов - это республики Северного Кавказа, Поволжья и юга Сибири. Структура занятости в них достаточно дифференцирована: от индустриальной до аграрной. Для них характерен высокий уровень реальной безработицы, низкая вакантность рабочих мест, сниженная экономическая активность, самая высокая занятость в неформальном секторе. К четвертому типу относится большинство регионов России, характеризующихся преобладанием отраслей, в наибольшей степени затронутых кризисом. Рынок труда характеризуется повышенным уровнем безработицы и низкой вакантностью рабочих мест, но при этом имеется достаточно высокий потенциал спроса на труд. Пятая группа регионов является также достаточно большой и включает в себя аграрно-индустриальные регионы Центра и Юга России. Для них характерно сознательное сохранение избытка трудовых ресурсов и, следовательно, низкий уровень безработицы. Государственное регулирование занятости здесь в большей степени нацелено на профессиональную ориентацию и обучение. К последнему шестому типу относится пять регионов: Кемеровская, Тюменская, Томская области, Красноярский край, Республика Саха. Этим территориям присущи низкие показатели безработицы, неполной занятости. Это обусловлено преобладанием в их структуре предприятий добывающей промышленности, которые в наименьшей степени затронул экономический кризис. Еще одной особенностью данного типа регионов является отрицательное сальдо миграции, которое предопределяет снижение напряженности на рынке труда. Подобная типология рынков труда позволяет выявить приоритетные направления регулирования занятости населения, на основе которых должна строиться социально-экономическая политика на рынках труда регионов. Таким образом, сделаем выводы по главе 1. Рынок труда является неотъемлемой частью любой экономической системы, так как его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. Вместе с тем рынок труда является ключевым элементом социально-экономической политики, проводимой властными структурами. Таким образом, рынок труда испытывает на себе одновременно влияние и социальной, и экономической политики региона или государства в целом. Рынок труда зачастую является самым точным детектором социального положения населения страны. Он же представляет собой свободу спроса и предложения рабочей силы, свободу движения заработной платы и других видов доходов при соблюдении установленного законом гарантированного минимума. Это система, направленная на повышение эффективности занятости населения, которая способствует переливу рабочей силы из одних секторов экономики в другие, обеспечивает сокращение издержек производства и обращения, стимулирует нормализацию соотношения спроса - предложения. Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники. Модели можно свести к двум основным типам: внешнему (или профессиональному) и внутреннему рынкам труда, а так же возникшей новой форме функционирования - гибкий рынок труда. Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний - основан на движении кадров внутри предприятия, либо на перемещении работника на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Становление гибкого рынка труда способствовали социальные факторы. Элементы системы государственного регулирования рынка труда, делятся на государственные, действующие на федеральном, территориальном и местном уровнях и негосударственные.
|