Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления совершенствования механизма регулирования рынка труда Нижегородской области






Решение задач, связанных с развитием механизмов регулирования рынка труда в Нижегородской области возможно через осуществление следующих направлений деятельности правительства области:

- содействия трудоустройству граждан и обеспечение работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики;

- содействия развитию кадрового потенциала, повышению качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда;

- обеспечения государственных гарантий прав граждан на социальную защиту от безработицы;

- обеспечения дополнительных гарантий граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

Рассмотрим основные направления развития механизмов регулирования рынка руда в Нижегородской области.

1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан.

В 2014 году государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в Нижегородской области в рамках государственной программы " Содействие занятости населения Нижегородской области на 2014 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2013 года № 702.

По данным мониторинга высвобождений и неполной занятости, на конец 2014 года работодатели заявили о высвобождении 5, 0 тысяч работников (на 1 января 2014 года – 5, 6 тыс. работников).

В случае снижения объемов производства и ухудшения экономических ожиданий высока вероятность увеличения масштабов высвобождений работников.

В конце года отмечен процесс перехода ряда предприятий на неполный рабочий день. За декабрь прошлого года численность работников данной категории увеличилась с 4, 8 тысячи до 9, 5 тысячи человек на 31 декабря 2014 года.

В 12-ти моногородского округах области уровень регистрируемой безработицы в конце 2014 года не превышал среднероссийский показатель. По критериям Минэкономразвития Российской Федерации, моногородского округа региона не входят в категорию образований с наиболее сложным социально-экономическим положением. Наибольший уровень регистрируемой безработицы на 31 декабря 2014 года отмечен в г. Заволжье (0, 9%) и г. Кулебаки (1, 1%).

В течение 2015 – 2020 годов в Нижегородской области, как и в России в целом, сохранится тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 10-15 тыс. человек ежегодно), что приведет к снижению численности ЭАН и, как следствие, к сокращению предложения трудовых ресурсов.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации». Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Приоритетными направлениями деятельности службы занятости являются:

- содействие трудоустройству граждан и обеспечение работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики;

- содействие развитию кадрового потенциала, повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан;

- обеспечение дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы.

Учитывая цели и задачи государственной программы целью проведения активной политики занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» должно стать обеспечение государственных гарантий прав граждан в области содействия занятости и защиты от безработицы.

Рассмотрим основные мероприятия, направленные на осуществление данной цели:

- Содействие трудоустройству граждан и обеспечение работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики;

- Содействие развитию кадрового потенциала, повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан;

- Обеспечение дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы;

- Социальная поддержка безработных граждан.

2. Разработка дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области.

С начала 2015 года отмечается еженедельный рост уровня регистрируемой безработицы. На 11 марта 2015 года работодателями области заявлены к высвобождению 3, 1 тысячи работников, с начала года уволены 3, 0 тысячи работников. 1, 6 тысячи работников уволены на крупных предприятиях (со среднесписочной численностью свыше 500 человек). В случае снижения объемов производства и ухудшения экономических ожиданий высока вероятность увеличения масштабов высвобождений работников.

68 предприятий заявили о переводе на неполный рабочий день 10, 5 тысячи работников. Один из рисков 2015 года – рост напряженности на рынке труда региона за счет снижения спроса на рабочую силу и увеличения числа работников, находящихся в режиме неполной занятости.

Одновременно в рамках подготовки кадров для предприятий и организаций Нижегородской области различных видов экономической деятельности в 2015 году планируется выпуск 35, 4 тысячи специалистов из образовательных организаций, которые также обеспечат замещение свободных рабочих мест. В числе выпускников 0, 3% составят граждане с ограниченными возможностями. Из них до 87, 3 % определились с конкретным местом работы и будут трудоустроены по окончании учебных заведений, 10, 8% планируют продолжить обучение на следующем уровне образования.

Службой занятости совместно с министерством образования Нижегородской области осуществляется мониторинг трудоустройства выпускников, в том числе имеющих инвалидность.

Целью разработки мероприятий станет предотвращение роста напряженности на рынке труда. Достижению указанной цели будет способствовать содействие сохранению рабочих мест посредством:

- организации временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения;

- организации опережающего профобучения работников организаций, находящихся под риском увольнения.

Мероприятия подпрограммы разработаны с учетом сложившейся ситуации на рынке труда Нижегородской области, целей и задач, определенных в государственной программе, с учетом необходимости получения поддержки на федеральном уровне. Реализация основных мероприятий подпрограммы направлена на осуществление превентивных мер по снижению напряженности на рынке труда в условиях кризиса для поддержки занятости граждан, находящихся под риском увольнения, в том числе слабозащищенных категорий граждан.

В качестве приоритетных определены следующие мероприятия:

- временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения;

- опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения.

Организация временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, ориентирована на создание рабочих мест временного характера для работников, испытывающих временные трудности в связи с финансовым кризисом. Предполагаемые к исполнению виды временных работ будут направлены на реконструкцию производственных мощностей социально-значимых объектов, реализацию заказов районных (городских) администраций, имеющих социальную значимость для муниципальных образований Нижегородской области, а также организацию временных рабочих мест, созданных в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Реализация мероприятий по организации временного трудоустройства позволит сохранить занятость 8 568 работников, находящихся под риском увольнения, а также обеспечить приоритетное участие в данных мероприятиях родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей. Доля данной категории граждан в общем числе участников временной занятости составит более 45%.

Участниками мероприятия являются организации, работники которых находятся под риском увольнения (в режиме неполного рабочего времени, в простое), реализующие программы повышения производительности труда, оптимизации расходов, развития персонала, проекты, направленные на импортозамещение:

־ ООО «Научно-производственное предприятие Молот»;

־ ООО «Производственная медицинская компания»;

־ ОАО «Медико-инструментальный завод им. М.Горького»;

־ ОАО «Сергачский сахарный завод»;

־ ЗАО «Заволжский завод гусеничных тягачей»;

־ ООО «Городецкий судоремонтный завод»;

־ предприятия ЗМЗ группы;

־ предприятия Группы ГАЗ;

־ предприятия группы компаний «Юта».

Реализация мероприятия должна предусматривать организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, находящихся под риском увольнения. Социальной значимостью мероприятия является повышение профессионально-квалификационной мобильности граждан в условиях перераспределения трудовых ресурсов между видами экономической деятельности.

Участниками опережающего профессионального обучения должны стать:

1. Предприятия и организации производственной сферы всех форм собственности, кроме государственных и муниципальных учреждений, при выполнении условия наличия работников, находящихся под риском увольнения.

Вместе с тем, при выполнении вышеуказанных условий дополнительным преимуществом при отборе организаций для участия в мероприятии является наличие программы повышения производительности труда, оптимизации расходов и развития персонала, а также проекты, направленные на импортозамещение. Работники, находящиеся под риском увольнения, и являющиеся родителями, воспитывающими несовершеннолетних детей, имеют приоритетное право стать участниками мероприятия опережающего профессионального обучения.

־ ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения «КОММАШ»;

־ предприятия ЗМЗ группы;

־ предприятия Группы ГАЗ, и другие.

2. Работники организаций производственной сферы, находящиеся под риском увольнения.

3. Государственные казенные учреждения центры занятости населения районов (городских округов) Нижегородской области.

Самым массовым и динамично развивающимся внешним миграционным потоком в регионе на протяжении последних пяти лет является иностранная трудовая миграция.

Приоритетное право трудоустройства российских граждан на рабочие места, которые планируются для иностранных работников должно обеспечиваться службой занятости при проведении работы по замещению указанных рабочих мест нижегородцами, а также гражданами из других приграничных субъектов Российской Федерации (Чувашская Республика, Республики Марий-Эл и Мордовия, Кировская область).

В целях замещения рабочих мест, на которые планируется работодателями иностранная рабочая сила, необходимо осуществление службой занятости профессиональное обучение безработных граждан по профессиям (специальностям), наиболее востребованным на рынке труда.

План мероприятий по замещению иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности, российскими гражданами, в том числе, из числа работников, находящихся под риском увольнения в 2015 году представлен в приложении 5.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал