Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизм регулирования рынка труда Нижегородской области
В целях оценки сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, повышения эффективности использования трудовых ресурсов, впервые за последние 20 лет разработан прогноз баланса трудовых ресурсов Нижегородской области на 2015 - 2017 годы. Методика разработки прогноза на краткосрочный период утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2012 году и предусматривает его разработку по видам экономической деятельности. Начиная с января 2012 года, полномочия в области содействия занятости населения стали собственными полномочиями региона, кроме осуществления социальных выплат безработным гражданам, которое относится к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Таблица 2.5 Прогноз предложения рабочей силы на рынке труда Нижегородской области
По данным проведенного Службой специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации анализа занятости населения в субъектах Российской Федерации в апреле – мае текущего года, за счет реализации наших Программ, Нижегородская область занимает пятое место в России из 83 субъектов РФ по количеству трудоустроенных при содействии органов службы занятости из числа уволенных работников, находившихся под риском увольнения. Между тем, основными проблемами на рынке труда и в сфере занятости населения являются: - несоответствие спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда в профессионально-квалификационном разрезе; - проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие физические ограничения, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных учебных заведений без опыта работы) и другие категории граждан. - ограничение сферы приложения труда в монопрофильных населенных пунктах и отдаленных сельских территориях; - снижение численности трудоспособного населения; - неохваченным (в плане анализа и прогноза) остается нерегистрируемый рынок труда (т. е. все те, кто не занят в экономике и не относится к официально зарегистрированным безработным). Для поддержания стабильной ситуации на рынке труда необходима реализация мер, способствующих снижению общей и регистрируемой безработицы, содействию трудоустройству и повышению конкурентоспособности рабочей силы. Эти меры реализуются в Программах: в ведомственной целевой программе «Содействие занятости населения Нижегородской области» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной приказом департамента занятости от 08.02.2013 № 2-з и в региональной программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Нижегородской области на 2014 – 2016 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 30.01.2014 № 33-п. В таблице 2.6 представлен план финансирования данной программы. Финансирование первой осуществляется за счет средств областного бюджета (225, 4 млн.рублей) и субвенции из федерального бюджета (518, 1 млн.рублей), финансирование второй –. за счет субсидии из федерального бюджета – 8, 4 млн.рублей и средств областного бюджета (443, 4 тыс.рублей).
Таблица 2.6 Общая потребность в ресурсах
Цель Программы – проведение единой государственной политики и осуществление государственного управления в сфере занятости населения области. Таблица 2.7 Цели программы
Органы службы занятости в соответствии с Законом о занятости населения и административными регламентами предоставляют населению и работодателям 13 государственных услуг. 1. Государственная услуга по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников Ключевая из них - государственная услуга по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. 2. Государственная услуга по информированию. По заявительному характеру государственная услуга по информированию о положении на рынке труда в Нижегородской области в январе – июне 2014 года предоставлена 17 тыс. чел., что составляет 66, 5% от годового контрольного показателя 2013 года (в 2012 году - 17, 1 тыс. чел.). С 1 июля 2012 года начал работу Информационный портал Государственной службы занятости населения Нижегородской области, позволяющий гражданам получать различную информацию, а также отдельные услуги в электронном виде в части приема заявлений. 3. Государственная услуга профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации. В 2015 году запланировано направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 2862 безработных гражданина (в 2014 году – 2953 чел.). Во исполнении Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политике Российской Федерации» в Программу включены разделы по организации профессионального обучения женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. 4. Государственная услуга «Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения». Во II полугодии 2014 года государственную услугу «Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения» получили 14091 человек, что составило 55, 7 % от контрольного показателя на 2014 год (во II полугодии 2013 года – 14465 человек; 55, 4 % от контрольного показателя на 2013 год). 5. Государственная услуга «Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда» и «Психологическая поддержка безработных граждан». Реализация мероприятий свидетельствует о достаточно высокой эффективности предоставления этих государственных услуг и востребованности у потребителей, особенно у тех категорий безработных граждан, которые испытывают сложности в трудоустройстве и нуждаются в обучении эффективному поведению на рынке труда. 6. Государственная услуга «Организация проведения общественных работ». Основными видами общественных работ стали: работы по уборке, благоустройству и озеленению территорий; подсобные работы на предприятиях; работы в сельском хозяйстве при проведении посевной различных культур; дорожные работы; уход за престарелыми, инвалидами и больными, работа в качестве младшего медицинского персонала; помощь в организации, содержании и развитии муниципальных учреждений дошкольного, основного общего образования, обслуживание аттракционов, малярные и штукатурные работы. Безработные граждане привлекались к различным работам в сфере туризма, организации летнего отдыха детей, к оформлению документов. 7. Государственная услуга «Временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы». Вотчетном периоде для безработных граждан были предоставлены рабочие места по профессиям (специальностям) - оператор связи, почтальон, помощник воспитателя, оператор, водитель, сторож, курьер, швея, слесарь, уборщик служебных помещений, вахтер, кочегар, машинист разливочно-наполнительных автоматов, педагог дополнительного образования, сборщик изделий из древесины, горничная, слесарь, художник-оформитель, буфетчик, электромонтер, слесарь-сантехник, машинист насосных установок, тракторист, товаровед, оператор котельной и другие. 8. Государственная услуга «Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время». В приоритетном порядке работой обеспечивались подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации (состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, дети из малообеспеченных, многодетных семей, семей безработных граждан), которые составляют 41, 8% от общего числа трудоустроенных. Подростки, трудоустроенные по направлению органов службы занятости, работали как в свободное от учебы время, так и в период каникул. Выполняли такие виды работ, как благоустройство территорий, мелкий косметический ремонт классных помещений, ремонт книг в библиотеке, подготовка документации в военкомате, сельскохозяйственные работы, уход за животными на ферме, сбор лекарственных трав, курьерские работы, временные работы по делопроизводству, изготовление сувенирной продукции, работали смотрителями экспозиций, а так же помощниками воспитателей в детских садах. 9. Государственная услуга «Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест». Постоянными участниками проводимых ярмарок являются представители организаций торговли всех форм собственности, учреждений здравоохранения и образования, муниципальных предприятий, жилищно-коммунальной службы, частные предприниматели и др. Государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан Можно отметить разнообразие видов открываемого безработными гражданами собственного дела. В соответствии с Программой в 2014 году финансовые средства в размере не более 66, 2 тыс. рублей для оборудования одного рабочего места направляются на возмещение работодателям затрат на: - приобретение, монтаж и установку оборудования, необходимого для оснащения рабочих мест для незанятых инвалидов; - изменение отдельных элементов интерьера, которые могут быть неудобны для инвалидов; - приобретение специальных аудиопрограмм для слабовидящих и слепых людей, специального оборудования, усиливающего звук, для слабослышащих инвалидов и другого вспомогательного оснащения; - технические приспособления, специальную мебель, а также средства для создания благоприятных климатических условий работы инвалидов. Таким образом, можно предположить, что реализация данных Программ в 2014 году положительно повлияет на рынок труда Нижегородской области.
|