Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль МВФ в формировании международных стратегий развития.
МВФ (27.12.1945 г.) — специализированное учреждение ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. 01.03.1947 г. – начало деятельности МВФ как части Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 187 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации. Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие нац. экономики государства, а лишь на привязывание её к международным фин. потокам. Официальные цели МВФ: ü «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»; ü «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов; ü «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»; ü оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений; ü предоставлять временно государствам-членам средства в иностр. валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах». Осн. функции МВФ: ü содействие международному сотрудничеству в ден. политике; ü расширение мировой торговли; ü кредитование; ü стабилизация денежных обменных курсов; ü консультирование стран-дебиторов; ü разработка стандартов международной фин. статистики; ü сбор и публикация международной фин. статистики. Осн. механизмы кредитования: 1) резервная доля. Первая порция иностр. валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей. Резервная доля - превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда нац. валюты данной страны. Если МВФ использует часть нац. валюты страны-члена для предоставления кредита др. странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ. 2) кредитные доли: средства в иностр. валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на 4 кредитные доли, или транша, составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю. 3) договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах опр. суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностр. валюту от МВФ в обмен на нац. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностр. валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х гг. соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов. 4) механизм расширенного кредитования (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на 3 года, при необходимости — до 4 лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэк. стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заемщицы выполнения опр. условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны - заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих фин.-эк. мероприятий, фиксируются в «Письме о намерениях» или Меморандуме об эк. и фин. политике, направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью спец. целевых критериев реализации. Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к опр. макроэк. показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать эк. давление на страны — заемщицы. В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэк. кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностр. валюты для покрытия краткосрочных фин. обязательств.
|