Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические стратегии развития СНГ.






 

Стратегия базируется на основополагающих документах, принятых в рамках Содружества, результатах научных исследований и анализа эк. ситуации, сложившейся в государствах – участниках СНГ в ходе эк. реформ и интеграционных процессов, и предполагает реализацию ее положений на период до 2020 г.

Цели стратегии развития стран СНГ:

1) придание доп. импульсов эк. взаимодействию государств – участников СНГ;

2) обеспечение устойчивого развития, эк. безопасности;

3) повышение благосостояния и качества жизни населения на основе синергетического эффекта и эффекта масштаба, конкурентоспособности нац. экономики государств – участников СНГ;

4) укрепление позиций в мировой хозяйственной системе.

СНГ является одним из действующих в мире межгос. региональных эк. объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций – глобализации и регионализации.

Эффективное использование комплекса возможностей внутр. и внешнего характера, включая взаимовыгодное эк. сотрудничество, открывает перед государствами – участниками СНГ реальные перспективы динамичного эк. роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.

В настоящее время перед СНГ остро встают вопросы определения места в меняющейся конфигурации современного мира, повышения конкурентоспособности нац. экономики, превращения Содружества в региональное эк. объединение, способное играть существенную роль в мировой экономике.

СНГ обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16, 4 % мировой территории, на которой проживает примерно 4, 4 % мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20 % мировых запасов нефти, 40 % природного газа, 25 % угля, 10 % производства э/э, 25 % мировых запасов леса, почти 11 % мировых возобновляемых водных ресурсов и 13 % пахотных земель.

Транспортно-коммуникационные системы государств – участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях.

В 2007 г. в СНГ было произведено 3, 1 % мирового ВВП (по курсам нац. валют к доллару США), а экспорт товаров из государств – участников СНГ составлял 3, 6 % общемирового показателя.

Имеющийся значительный потенциал является достаточной основой для увеличения объемов производства, обеспечения эк. устойчивости и повышения благосостояния граждан государств – участников СНГ.

Результаты соц.-эк. развития государств – участников СНГ в текущем десятилетии свидетельствуют о переходе их экономики к периоду динамичного роста.

В большинстве государств темпы роста осн. макроэк. показателей превышали уровень 2006 г. В среднем производство ВВП увеличилось на 9 %, промышленной продукции – на 7 %, инвестиции в осн. капитал – на 20 %, перевозки грузов – на 5 %, розничный товарооборот – на 16 %.

Рост ВВП в значительной мере был обусловлен положительной динамикой промышленного производства. В ряде государств высокими темпами, наряду с добывающей промышленностью, развивались машиностроение, хим. производство, обработка древесины, производство пищевых продуктов. Опережающий рост ВВП по сравнению с численностью занятых в экономике свидетельствовал об увеличении ПТ. Во многих отраслях наблюдались рост рентабельности и сокращение числа убыточных предприятий.

Эк. рост способствовал увеличению реальной ЗП, реальных располагаемых доходов населения. Стабильно развивался потребительский рынок. В большинстве государств – участников СНГ постепенно снижается уровень безработицы.

Укрепились гос. финансы и денежное обращение, стабилизировались валютные рынки, возросло доверие к нац. валютам. Увеличиваются объемы золотовалютных резервов, снижается размер гос. внешнего долга.

К позитивным результатам эк. сотрудничества следует отнести:

1) укрепление нац. экономики;

2) проведение значительных соц.-эк. преобразований в условиях переходной экономики;

3) создание правовых условий для свободного перемещения граждан на пространстве СНГ;
4) вступление государств, исходя из своих нац. интересов, в широкую систему МЭО.

Эти результаты в значительной мере достигнуты за счет восстановления и развития эк. связей, функционирования зоны свободной торговли и безвизового режима между большинством государств – участников СНГ, установления правил трудовой миграции, расширения взаимных инвестиций. Деятельность органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных на межгос., межправительственном и межведомственном уровнях, способствует установлению прямых эк. связей в производстве продукции и сфере услуг.

Вместе с тем ряд проблем в течение прошедших лет не получил приемлемого разрешения для всех государств – участников СНГ. В рамках Содружества пока не удалось сформировать общее эк. пространство на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Объемы и темпы роста инвестиций недостаточны для обеспечения устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе. Низки затраты на инновации, вследствие чего многие выпускаемые товары неконкурентоспособны на мировом рынке. Сохраняется необходимость проведения ряда взаимосогласованных институциональных и структурных реформ в целях совершенствования рыночных инфраструктуры и механизмов.

Факторы, влияющие на развитие эк. взаимодействия государств – участников СНГ:

1) различие по эк. потенциалу, структуре экономики, уровню эк. развития и благосостояния населения;

2) различия в характере и масштабах рыночных преобразований;

3) разноскоростной характер интеграционных процессов;

4) невыполнение государствами отдельных принятых в рамках СНГ обязательств.

5) высокий уровень энерго- и материалоемкости производства;

6) критический износ осн. фондов в базовых отраслях экономики;

7) большая доля транспортной составляющей в стоимости товаров, что резко снижает их конкурентоспособность;

8) наличие значительной доли теневой экономики;

9) сложившаяся товарная структура внешней торговли, в которой доля минерального топлива и сырья в среднем по государствам – участникам СНГ составляет более половины общего объема экспорта.

Роль и место государств – участников СНГ в мировой экономике диктуют необходимость совместного решения проблемы эк. роста и достижения заявленных при образовании СНГ стратегических целей. Промышленный потенциал высокотехнологичных отраслей не может устойчиво развиваться без опоры на взаимные кооперационные поставки и рынки сбыта.


Общие цели государств – участников СНГ:

1) формирование согласованных условий для обеспечения устойчивого развития экономики;

2) повышение благосостояния населения;

3) развитие образования, здравоохранения, науки и культуры;

4) обеспечение эк., энергетической, продовольственной и экологической безопасности;

5) создание условий для формирования и развития рыночных отношений, обеспечение равных возможностей и гарантий для всех субъектов хоз. деятельности;

6) создание благоприятного инвестиционного климата для совместного использования фин. ресурсов государств – участников СНГ, обеспечивающих развитие конкурентоспособного производства, ТНК, ФПГ и др. субъектов хоз. деятельности;

7) обеспечение доступа к товарным, трудовым и фондовым рынкам, а также к информации;

8) создание системы поддержки и взаимовыгодного использования имеющихся стратегических ресурсов, транспортных коммуникаций и производственных мощностей;

9) взаимовыгодное и согласованное развитие производственной специализации и кооперирования;

10) осуществление структурно-технологической перестройки нац. экономики государств в целях повышения эффективности производства;

11) сохранение и развитие трудового и интеллектуального потенциалов.

Главные задачи государств – участников СНГ:

1) эффективное использование географического и природного, эк. и транзитного потенциалов на благо интересов своих граждан;

2) развитие институтов взаимного эк. сотрудничества для получения наибольшего эффекта от совпадения нац. эк. интересов;

3) повышение глобальной конкурентоспособности нац. экономики;

4) диверсификация структуры экспорта с увеличением доли продукции высоких технологий, высокой степени переработки и добавленной стоимости;

5) развитие фин. институтов и повышение инвестиционной привлекательности;

6) взаимодействие в соц. сфере, создание условий для интеграции систем образования государств – участников СНГ, их согласованное развитие и сотрудничество.

Приоритетные направления развития взаимодействия:

1) завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами ВТО;

2) создание предпосылок для формирования общего эк. пространства;

3) развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь с/х;

4) взаимодействие в области транспорта, в т.ч. формирование сети международных транспортных коридоров;

5) углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;

6) формирование на основе нац. инновационных систем межгос. инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений;

7) создание эффективных платежно-расчетных механизмов и более широкое использование фондового рынка для взаимного перетока капиталов;

8) развитие частного сектора, основанного на расширении эк. свобод, укрепление прав собственности и законности, развитие гос.-частного партнерства.

Экономическая политика в ближайшие годы будет ориентирована на развитие внутр. рынка и защиту отечественных товаропроизводителей и потребителей, на более полное использование существующих и вновь создаваемых производственных мощностей. В связи с этим необходимо обеспечить сближение нац. законодательства, правовых и эк. условий функционирования хоз. субъектов, применение единых для всех государств технологических стандартов и норм по охране окружающей среды.

Предполагается создать благоприятные условия для формирования среднего класса и снижения уровня бедности, определить точки эк. прорыва, создать систему гос. поддержки приоритетных направлений развития межгос. сотрудничества, ТНК, ФПГ, субъектов хоз. деятельности, решить проблему неплатежей и обеспечения сбалансированности торгово-платежных отношений между государствами – участниками СНГ. Следует разработать и принять комплекс действенных мер по ликвидации коррупции, существенному снижению уровня теневой экономики.

Этапы реализации стратегии:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал