Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эк. стратегии и задачи развития международных интеграционных объединений.
Международная эк. интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. Процессы сращивания нац. эк., соц., правовых и институциональных систем и количество эк. союзов и единых таможенных зон непрерывно растёт. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная эк. интеграция – процесс срастания экономик соседних стран в единый хоз. комплекс на основе устойчивых эк. связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная эк. интеграция в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Для сегодняшних МЭО присущи новые количественные и качественные характеристики. Осн. формы мирохозяйственных связей: международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, интеграционные процессы в мире достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества. Условия для интегрирования: 1) достаточно высокий уровень развития промышленности, делающий нац. хозяйства взаимодополняющими, все более заинтересованными в сотрудничестве друг с другом; 2) развитые в промышленном отношении страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика является не командно-распределительной и жестко централизованной, где действуют искусственные цены, плановые издержки производства и гос. монополия внешней торговли, а рыночной и децентрализованной, где главными действующими лицами являются не чиновники, а частные предприниматели; 3) наличие в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать эк., соц. и культурные интересы различных групп населения. В противном случае и внутр. ситуация, и внешняя политика остаются спонтанными, трудно предсказуемыми и не внушающими доверие со стороны других стран-партнеров. А в таких условиях невозможно ни открытие таможенных границ, ни формирование и проведение совместной эк. политики, ни создание наднац. фондов для финансирования мероприятий такой политики. Причины интеграции: 1) эк. цели: ü доступ на зарубежный рынок сбыта; ü доступ к более дешёвым производственным ресурсам; ü улучшение условий торговли, ü сокращение издержек за счет масштабов производства; ü устойчивый эк. рост; ü привлечение ПИИ, которые охотнее идут на большие рынки; 2) неэк. цели: ü налаживание более дружественных взаимоотношений со странами-соседями; ü укрепление сотрудничества в культурной, научной, соц. и политической областях; ü увеличение своего влияния на мировой политич. и эк. арене; ü приобщение к эк. и технологическому опыту более богатых соседей; ü гарантия политич. и эк. стабильности в процессе рыночных реформ. Эффекты интеграции стран: 1) демонстрационный - в государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются положительные эк. эффекты (увеличение темпов роста и занятости, снижение инфляции, инвестиционный бум). Это приводит к тому, что окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС, заключение в срочном порядке торговых отношений Латиноамериканских стран с Мексикой после её вступления в НАФТА; 2) часть торговли стран-участниц интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться к интеграционному процессу. Требования к странам, желающим интегрироваться: 1) наличие общих черт во всех областях - ядро интеграции; 2) близость уровней эк. развития и общность эк. и политического строя; 3) культурная и религиозная близость объединяющихся народов; 4) географическая близость стран-участников объединения. Этапы (уровни) интеграции: 1) заключение торговых соглашений на дву- или многосторонней основе - снижение внутри данной группы стран тарифов по сравнению с тарифами на товары и услуги остального мира, и хотя такая дискриминация стран, не участвующих в соглашении, противоречит принципам ВТО, эти меры допускаются как временные, подготовительные соглашения, направленные на углубление интеграционного процесса; 2) создание зоны свободной торговли (ЗСТ), где отменяются все тарифы на товары стран-участниц соглашения, но при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность своей таможенной политики по отношению к внешнему миру. Иногда снятие таможенной пошлины происходит не на все товары, обычно пошлины остаются на продукты с/х. На этом уровне возможно также создание небольшого координационного совета. К зонам свободной торговли относятся: 1) Европейская ассоциация свободной торговли EFTA (Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция) - 1960 г.; 2) Европейская эк. зона EEA (страны ЕС, Исландия, Лихтенштейн) – 1994 г.; 3) Североамериканская зона свободной торговли NAFTA (США, Мексика, Канада) – 1994 г. 3) образование таможенного союза - государства-участники отменяют нац. таможенные тарифы и вводят общую для всех стран-членов систему таможенных пошлин и методов нетарифного регулирования по отношению к третьим странам. Таможенный союз подразумевает беспошлинную торговлю внутри союза и полную свободу перемещения внутри региона, а также требует создания общих координирующих органов, обычно на уровне периодических встреч министров; 4) общий рынок - общая таможенная политика и свобода перемещения товаров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства (труд, капитал). Этот уровень требует больших координационных усилий и обычно происходит на уровне встреч глав государств; 5) эк. союз - при эк. союзе кроме общей таможенной политики и свободы движения ресурсов проводится координация движения макроэк. политики в ключевых областях (валютная, бюджетная политики) и правительства уступают часть своих функций созданным межнациональным органам. На этом уровне интеграции находятся: 1) ЕС (Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция); 2) СНГ (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан). 6) политический союз - передача нац. правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгос. органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отд. государствами. Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач. Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т.е. проходит второй и третий этапы интеграционного процесса. Таким образом, интеграция - многоуровневый процесс, на каждом уровне предусматривающий объединение различных секторов нац. экономик, а в перспективе и сфер управления государствами. Интеграционный процесс проходит поэтапно по причине различия в структуре и развитии отдельных экономик. На каждом уровне существует своя система критериев оценки эффективности и глубины интеграционных процессов, позволяющая говорить о степени взаимопроникновения экономик нац. государств. Наиболее развитым интеграционным объединением, своего рода моделью, на которой отрабатываются отдельные элементы интеграции, является ЕС.
|