Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегии эк. развития наименее развитых стран.






В группу развивающихся стран (наименее развитых, слаборазвитых) входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем эк. развития. Из 182 стран — членов МВФ, к развивающимся относят 121. Несмотря на значительное число этих стран, а также на то, что для многих из них характерны большая численность населения и огромная территория, на них приходится около 40 % мирового ВВП, доля в мировом экспорте 26 %.

Название группы - развивающиеся страны - отражает, модель их нац. хозяйства, в которой крайне невелика роль рыночных механизмов и частного предпринимательства, а преимущественное значение для развития имеют натуральное или полунатуральное хозяйство, преобладание аграрного и индустриального секторов в отраслевой структуре экономики, высокая степень гос. вмешательства в экономику и низкий уровень соц. защиты.

Наименее развитые страны: страны Африки (Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Чад, Того, Сомали), Азии (Бангладеш, Афганистан), Латинской Америки (Гаити). Для этих стран характерны низкие, или даже отрицательные темпы роста. В структуре хозяйства этих стран преобладает аграрный сектор (до 80 – 90 %), хотя он не в состоянии обеспечить внутр. потребности в продовольствии и сырье. Низкая рентабельность осн. сектора экономики не позволяет опираться на внутр. источники накопления для столь необходимых инвестиций в развитие производства, подготовку квалифицированной рабочей силы, совершенствование технологии и т.п.

Для наименее развитых стран характерно:

1) слабое развитие рыночного механизма, что обусловлено рутинным состоянием с/х (занято в среднем 80 % самодеятельного населения, создающего всего 42 % ВВП), неразвитостью промышленности, низким покупательным уровнем населения. Нац. капитал в основном сосредоточен в коммерческой сфере. Однако он предпочитает занимать нишу торговли импортными товарами и не инвестировать в нац. производство из-за высокой степени риска;

2) неразвитость производственной, вспомогательной инфраструктуры, транспортной сети, э/э, системы связи, банковского дела, что совсем не способствует привлечению иностр. инвестиций и сдерживает развитие экономики на основе скудных внутр. накоплений;

3) структура внешней торговли - экспорт с/х продукции, цены на которую наиболее подвержены колебаниям на внешнем рынке, и импорт промышленной продукции;

4) демографическая ситуация: высокие темпы прироста населения способствуют сохранению низкого уровня дохода, сдерживают рост покупательной способности, а низкая производительность с/х в сочетании с ростом народонаселения приводит к дефициту питания и голоду.

В мировом хозяйстве наименее развитые страны занимают место периферии, выполняя функции поставщиков сырья и дешевой рабочей силы – страны «четвертого мира».

Страны, получившие статус наименее развитых, пользуются особым вниманием мирового сообщества, что дает им льготный доступ к кредитам и займам, а также время от времени они могут рассчитывать на оказание гуманитарной помощи со стороны более развитых государств.

На сегодняшний день к числу наименее развитых стран ООН относит 49 стран мира. Каждые 3 года список этих стран пересматривается Эк. и Соц. Советом (ЭКОСОС).

Общие черты экономики НРС:

1) колониальный тип отраслевой структуры хозяйствования (узкопрофильное аграрно-сырьевое развитие экономики, достигшее стадии монокультуры. Монокультурная специализация - узкая специализация хозяйства страны на производстве сырьевых или продовольственных товаров, предназначенных для экспорта) - особенно характерно для африканских НРС;

2) преобладание с/х в нац. экономике (84 % от ВВП);

3) низкая урожайность в с/х.;

4) преобладание импорта над экспортом;

5) высокая степень зависимости от иностр. инвестиций и фин. поддержки от мирового сообщества;

6) интенсивный демографический рост и неспособность плохо развитого АПК обеспечить быстро растущее население продовольствием;

7) высокий уровень смертности (вызван плохо развитой системой здравоохранения, эпидемиями, внутригос. политич., межэтническими и религиозными вооруженными конфликтами);

8) дефицит полезных ископаемых и др.

Среди государств категории НРС, ввиду незначительных отличий в показателях эк. роста, довольно трудно выделить общие модели эк. развития. Однако, с точки зрения географического положения государств, можно выделить 3 группы НРС:

1) малые островные государства (Мальдивские острова, Самоа, Кирибати) – наиболее успешные в своем эк. развитии. Экономика этих государств ориентирована на привлечение иностр. инвестиций и развитие туристского сектора. Наиболее конкурентоспособными отраслями нац. экономики являются рыболовство, туризм и сфера услуг. Однако все страны, переставшие считаться наименее развитыми, крайне уязвимы в своем развитии и весьма чувствительны к внешним потрясениям;

2) континентальные государства, имеющие выход к морю (Йемен, Бангладеш). Для них характерно небольшое отрицательное сальдо экспорта и импорта, высокая степень зависимости от иностр. инвестиций, промышленность представлена в основном добывающей отраслью (ресурсный потенциал не используется на 100 %, а добывается и экспортируется только один ресурс, например, Йемен является страной-экспортером нефти, на экспорте которой фактически зиждется экономика страны, и запасы которой сокращаются, но при этом Йемен обладает еще и неразработанными месторождениями природного газа, добыча которого находится еще только на стадии планирования). Экономика этих государств основана на добыче и экспорте полезных ископаемых (в среднем доля промышленности составляет 45 % от ВВП), при этом большая часть населения, в среднем 70 %, занята в с/х. Государства проводят политику по привлечению иностр. инвестиций в промышленность, в частности, в обрабатывающий сектор;

3) государства, не богатые полезными ископаемыми и не имеющие выхода к морю (Афганистан, Бенин). Ресурсный потенциал является серьезным фактором эк. развития любого государства. Так, уровень эк. развития НРС, на территории которых отсутствуют полезные ископаемые, на которые есть спрос за рубежом, либо они не эксплуатируются, существенно отличается от НРС - экспортеров полезных ископаемых (Сенегал, Йемен). Экономики этих стран являются преимущественно аграрного типа и основаны на экспорте с/х продукции и фин. помощи от развитых государств, в с/х занято в среднем 78 % населения, и, в среднем, 69 % населения находятся ниже черты бедности.

Программа действий на 2001 - 2010 гг., одобренная Генеральной Ассамблеей, представляет собой всеобъемлющую стратегию борьбы с нищетой, ориентированную на результаты, подстроенную под особые нужды наименее развитых стран и призванную задать рамки для партнерства этих стран с их партнерами.

Направления стратегии развития НРС:

1) укрепление основ политики, в центре которой находятся интересы людей;

2) рациональное управление на нац. и международном уровнях;

3) укрепление человеческого и институционального потенциала;

4) укрепление производственного потенциала в целях содействия использованию в наименее развитых странах выгод от глобализации;

5) повышение роли торговли в процессе развития;

6) снижение уязвимости и охрана окружающей среды;

7) мобилизация фин. ресурсов.

Для преодоления структурных проблем НРС и уменьшения их внешней зависимости необходимо пересмотреть роль государства. Вместе с тем НРС необходимо стимулировать инвестиции посредством «обобществления» риска в целях проведения долгосрочных структурных преобразований. Рынок не в состоянии обеспечить эти преобразования.

В политике необходимо определить 3 осн. ориентира:

1) стимулирование производительных инвестиций, наращивание технологического потенциала и укрепление связей внутри секторов, а также между секторами и между различными предприятиями. Укрепление внутр. производственного потенциала должно быть также нацелено на обеспечение производства более широкой номенклатуры более современной продукции;

2) построение нового государства развития - поиск новых форм управления процессом развития, подходящих для XXI в. Такое руководство процессом развития должно основываться на стратегическом взаимодействии между государством и частным сектором, которое будет способствовать структурному преобразованию НРС из аграрных в постаграрные страны;

3) обеспечение эффективной многосторонней поддержки НРС. Речь идет не только об увеличении и повышении эффективности помощи, но и о разработке правил, регулирующих МЭО в области торговых, фин., инвестиционных и технологических потоков таким образом, чтобы это служило опорой для развития НРС. При оказании поддержки НРС не навязывать излишние ограничения в отношении мер, которые правительства могут принимать для поощрения развития, структурных преобразований и сокращения масштабов нищеты.

Им необходимо переориентироваться на стратегию роста догоняющего типа, основанную на развитии производственного потенциала и расширении возможностей производительной занятости. Правительства НРС призваны сыграть жизненно важную роль в реструктуризации экономики и в создании условий для роста догоняющего типа.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал