Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Президентская стратегия экономического развития
Представленная президентская стратегия соц.-эк. развития России до 2020 г. является политическим решением о переводе экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития. Реализация этой стратегии должна основываться на Концепции соц.-эк. развития страны, исходит из содержательных задач развития экономики на основе НТП, кардинального повышения ее эффективности и соц. ориентированности. Осн. ориентиры соц.-эк. развития России до 2020 г.: 1) возвращение России в число мировых технологических лидеров; 2) 4-х кратное повышение ПТ в осн. секторах экономики; 3) увеличение доли среднего класса до 60 % - 70 % населения; 4) сокращение смертности в 1, 5 раза; 5) увеличение средней продолжит. жизни населения до 75 лет. В отличие от прошлых стратегий, исходивших из представления о механизмах рыночной самоорганизации, нынешнюю стратегию отличает понимание сложного положения экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутр. потенциала самостоятельного развития. Приоритеты гос. политики: 1) инвестиции в человеческий капитал; 2) подъем образования, науки, здравоохранения; 3) построение нац. инновационной системы; 4) развитие естественных преимуществ и модернизация экономики; 5) развитие новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний; 6) реконструкция и расширение производственной, соц. и фин. инфраструктуры. Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30 % от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7 % от ВВП, здравоохранения — 6 %, науки — 3 %. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены. Таким образом, впервые за все постсоветские годы государство решилось взять стратегическую инициативу в свои руки. Вплоть до последнего времени эта инициатива находилась в руках международных фин. организаций, экспортеров сырья, ТНК, естественных и неестественных монополий, а также организованной преступности. Развитие последних лет шло по инерции этих стратегий, а относительно благополучные макроэк. показатели достигались не столько благодаря, сколько вопреки политике государства, которая до позапрошлого года характеризовалась безыдейностью и безынициативностью, следовала псевдолиберальным рецептам международных фин. организаций. Да и сегодня макроэк. политика государства формируется на основе догм Вашингтонского консенсуса, а попытки запустить институты развития, простимулировать инвестиц. и инновационную активность, решить перезревшие соц. проблемы остаются недостаточными для преодоления сложившихся тенденций деградации.
Одним из ярких примеров целенаправленной международной экспансии, обеспечивающей динамичное внутреннее развитие страны, является внешнеэк. стратегия Китая. Традиционно прогресс китайской экономики многие ученые связывают с деятельностью зарубежных ТНК и притоком в страну значительных капиталовложений. Вместе с тем, уже в 2000 г. правительством страны был провозглашен переход к активной внешнеэк. стратегии, в рамках которой был выработан комплекс стратегических установок: 1) «идти вовне»; 2) «2 вида сырья, 2 рынка» (сырье страны и зарубежных государств, внутр. и мировой рынок); 3) «2 импорта, 1 экспорт» (импорт сырья и капиталов, экспорт капитала);
|