Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Деловая беседа. Деловая беседа– это осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию
Деловая беседа – это осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы. В современной трактовке деловые беседы означают устный контакт между партнерами (собеседниками), которые имеют необходимые полномочия со стороны своих организаций для их проведения и разрешения конкретных проблем, это процесс делового общения, направленный на решение вопросов профессиональной деятельности Примерами деловой беседы являются: прием руководителем сотрудников по личным вопросам, собеседование при трудоустройстве, разбор конфликтных ситуаций и т.д. Деловая беседа отличается от других деловых форм общения тем, что она дает эффект обратной связи, позволяет реагировать на высказывания собеседника с учетом конкретных условий разговора, поведения собеседника, использовать различные средства коммуникации. В создании благоприятного климата в коллективе большую роль играет руководитель. Очень многое зависит от его умения и желания создать хорошую трудовую атмосферу. Причем это отнюдь не предполагает ни снижения требовательности, ни заигрывания с людьми. Суть в другом – в умении выявлять, развивать и использовать индивидуальные способности каждого человека, его заинтересованность, чувство ответственности, и, может быть, главное – в умении создать «командный дух», который существует в хороших коллективах, в группах единомышленников, значительно повышая их творческие и производительные возможности. Но для этого людям надо доверять, контролировать их не по мелочам, а по конечным результатам, попусту не дергать и не нервировать их. Поэтому предпочтительней скорее общий, нежели детальный надзор со стороны вышестоящих руководителей, внимание к личным проблемам работников, помощь им в решении стоящих перед ними проблем, в частности, социально-бытового характера, защита их справедливых интересов и прав, а главное – поощрение их участия в принятии решений. Созданию и поддерживанию в коллективе благоприятного морально-психологического климата очень способствуют индивидуальные контакты руководителей всех уровней с персоналом. Прямые человеческие связи между руководителем и подчиненным очень сплачивают коллектив, повышают готовность сотрудников работать «не за страх, а за совесть». Устанавливаются эти связи либо в процессе совместной групповой деятельности, когда руководитель трудится в одной упряжке с подчиненными, либо в результате групповых или индивидуальных бесед. Причем, если совместная работа, как фактор сплочения коллектива, использовалась у нас достаточно широко и эффективно, то роль беседы долгое время явно недооценивалась. Более того, считалось даже, что они скорее вредны, чем полезны, поскольку, якобы, способствуют развитию панибратства между начальником и подчиненными, тогда как в отношениях такого рода необходимы строгость и требовательность. Почему-то считалось, что добрые отношения и требовательность несовместимы. Правила служебных бесед Прежде всего, к беседам нужно готовиться с учетом особенностей будущего собеседника. Не упускать из виду не только ее непосредственный повод, но и более общие долговременные цели установления контактов, а именно: создание в коллективе хороших отношений, удовлетворительности людей работой и своей ролью в ней, обеспечение сотрудничества между людьми и взаимопонимания, содействие их индивидуальному развитию, повышению интереса к работе и осознания ее важности для других и для общества в целом. При проведении беседы необходимо соблюдать ее этапы. Деловая беседа состоит из нескольких фаз: · Подготовка к беседе. · Начало беседы, изучение собеседника. Желание расположить к себе. · Обмен информацией. Изложение проблемы (вопроса). · Аргументирование выдвигаемых положений. · Принятие решений. · Завершение беседы. Подготовка к беседе подразумевает: · - формулировку темы, · - определение цели, · - информационную подготовку, · - отработку формулировок, понятий, суждений, · - подготовку аргументов и контраргументов, · - выбор времени и места беседы, · - учет непредсказуемых неожиданностей. Начало и завершение беседы очень важны, так как особенно хорошо запоминаются начало и конец любого события. Неудачное – снижают общее впечатление от беседы. Правила, которые необходимо применять в любой беседе с любым партнером: Правила для говорящего: · Никогда не начинайте беседу с отказа или с констатации невозможности разрешения проблемы. · Постоянно стимулируйте интерес партнера к теме беседы, учитывайте его интересы. · Логично излагайте свои взгляды и позиции. · Выбирайте стиль изложения с учетом ситуации деловой беседы, приемлемый для восприятия. · Выбирайте оптимальную дистанцию в общении, выбирайте мимику, позы, жесты, не раздражающие партнера, создающие для него комфорт в общении. · Проявляйте уважительность, доброжелательность по отношению к партнеру. · Будьте вежливы, не допускайте категоричности в суждениях. · Проявляйте скромность в самооценке и самопрезентации, не навязывайте свои взгляды и оценки. · Ориентируйтесь на партнера, создайте для него комфортную обстановку. Правила для слушающего: · Не прерывайте собеседника. · Проявляйте внимание к партнеру. · Поинтересуйтесь, правильно ли вы понимаете собеседника. · Избегайте поспешных выводов. · Не заостряйте внимание на разговорных или речевых особенностях собеседника. · Спокойно реагируйте на высказывания. · Не отвлекайтесь. · Ищите истинный смысл слов собеседника. · Не монополизируйте разговор. · Не задавайте слишком много вопросов. · Не давайте непрошенных советов. · Не жалейте времени для того, чтобы выслушать собеседника. · Терпеливо и уважительно относитесь к собеседнику. · Не перебивайте, выслушайте до конца. · Используйте невербальные средства для поддержания разговора. Таким образом, деловая беседа является эффективной формой делового общения, но в проведении ее немаловажную роль играют этические нормы и требования. Деловая беседа требует воспитанности, такта, доброжелательности, уважительного отношения к собеседнику. Контрольные вопросы 1.Дайте определение деловой беседе. 2.Назовите примеры деловой беседы. 3. Что способствует созданию и поддержанию в коллективе благоприятного морально-психологического климата? 4. Перечислите этапы (фазы) деловой беседы. 5. Назовите и охарактеризуйте правила для слушающего и говорящего. 6. Какие этические нормы и требования играют важную роль в проведении деловой беседы?
|