![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Военная академия Ракетных войск стратегического назначенияСтр 1 из 12Следующая ⇒
Военная академия Ракетных войск стратегического назначения Имени Петра Великого Кафедра № 16 УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры № 16 полковник В. Волков «» 20г.
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: Гидрогазоаэродинамика. ТЕМА 1: Основные понятия и уравнения гидрогазоаэродинамики. Лекция 1. Введение. Описание движения сплошной среды. АВТОР: полковник ВОЛКОВ Владислав Евгеньевич, кандидат технических наук, доцент.
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры Протокол № ___ от «___» _______ 20__ г.
МОСКВА 2015 Тема 1. Основные понятия и уравнения гидрогазоаэродинамики. Лекция 1 Тема: Введение. Описание движения сплошной среды. Вопросы: Введение. 1. Модель сплошной среды. 2. Термодинамические параметры. 3. Методы описания движения сплошной среды. 4. Уравнения гидромеханики в интегральной и дифференциальной форме. 5. Газодинамические параметры и функции.
Литература: 1. Бородин О.Е. Термодинамика, теплообмен и горение. М.: 1971 2. Борисов Б.В., Карпович Е.А., Федотов Б.Н. Газовая динамика, гидравлика и аэродинамика. –М.: МО СССР, 1972. Ч.I, II.
Введение. ГИДРОГАЗОАЭРОДИНАМИКА - часть общей механики, изучающая законы равновесия и движения жидкостей и газов, их силового и энергетического взаимодействии с обтекаемыми твердыми телами и поверхностями (самолетами, ракетами, артиллерийскими или реактивными снарядами, стенками воздухо- и газопроводов, сопел и т.п.). Трудно назвать область современной техники, в которой не нашли бы применения методы и научные положения этой дисциплины. Перечислим наиболее важные отрасли техники, развитие которых непосредственно обязано успехам гидрогазоаэродинамики: авиационная и ракетно-космическая техника; реактивные двигатели (турбореактивные и прямоточные воздушно-реактивные двигатели, жидкостные ракетные двигатели, ракетные двигатели на твердом топливе, электроплазменные двигатели и т.п.); газовые турбины, компрессоры, вентиляторы; системы подачи (перекачки) жидкостей и газов; пневматика, пневмоника, воздушные подвесы гироприборов и т.д. В гидрогазоаэродинамике изучаются две основные проблемы: v проблема движения твердого тела в газообразной (жидкой) среде, или, что то же самое, обтекание этой средой неподвижного тела («внешняя» задача аэрогидромеханики); v проблема движения газов (жидкостей) в пространстве, ограниченном со всех сторон стенками («внутренняя» задача). Из этих двух основных проблем гидрогазоаэродинамики особенно важной с точки зрения практических приложений является первая, к которой сводятся почти все задачи современной аэродинамики, являющейся прикладной частью гидрогазоаэродинамики, призванной обслуживать запросы авиации и ракетно-космической техники. Однако, в последние годы начало возрастать также значение и второй проблемы, главным образом, в связи с развитием новой реактивной техники, турбостроения, а также в связи со строительством мощных газопроводов. Гидрогазоаэродинамика уже к концу XIX столетия обладала развитым математическим аппаратом и накопила много фактических данных, которые впоследствии были использованы в различных отрасли техники. Запросы техники вынуждали ученых обращаться к решению все новых и новых задач, и поскольку теоретическая гидрогазоаэродинамика оказывалась не в состоянии дать немедленный ответ на стоящие перед ней вопросы, в исследованиях все чаще и чаще стали обращаться к эксперименту, как к основному средству исследования. Была создана мощная экспериментальная техника, разработаны методы лабораторного решения задач, выдвигаемых практикой. Теоретическая гидрогазоаэродинамика, первое время лишь в качестве вспомогательного орудия, была призвана для того, чтобы, где это возможно, осветить путь экспериментальной науке, упростить лабораторные исследования и сократить их количество. Впоследствии произошло переплетение обеих (теоретической и экспериментальной) ветвей гидрогазоаэродинамики, раньше развивавшихся своими обособленными путями. Современная гидрогазоаэродинамика является наукой, тесно связанной с практикой, опирающейся на опыт, но в то же время широко применяющей теоретические методы исследования.
Назначение дисциплины. Каждый курсант должен знать:
Уметь:
Иметь представление:
Вопрос 1. Модель сплошной среды. Мы живем в материальном мире. В этом мире протекает множество процессов и явлений. Чтобы понять наблюдаемые процессы и явления, выявить основные закономерности, по которым они протекают, чтобы стало возможным их использование на практике, мы должны сделать какие-то предположения относительно строения вещества. Иными словами – мы должны задать модель вещества. В настоящее время нашли широкое применение две модели вещества: 1-я модель – в которой вещество представляется в виде совокупности молекул, атомов, ионов. 2-я модель – вещество представляется в виде сплошной среды. Первая модель, как показали научные исследования 20-го века, ближе к действительности, однако более сложная. Она используется для изучения свойств вещества в статической физике. Вторая модель проще, однако, результаты, получаемые на ее основе, позволяют решить многие технические задачи. В основе гидрогазоаэродинамики лежит представление о веществе, как о сплошной среде. Жидкость и газ, как всякое физическое вещество, состоят из молекул, но в отличие от твёрдых веществ, расстояния между молекулами превышают размеры самих молекул. Однако, в обычных условиях, расстояния эти настолько малы по сравнению с размерами изучаемых объёмов вещества, что можно представить жидкость или газ в виде среды, непрерывно заполняющей рассматриваемую часть пространства, т.е. в виде сплошной среды. Саму сплошную среду будем представлять состоящей из бесконечного множества частиц среды, непосредственно примыкающих друг к другу и заполняющих без промежутков весь изучаемый объём. Такое представление о веществе допустимо лишь тогда, когда длина свободного пробега частиц вещества значительно меньше характерных размеров изучаемых тел. Это условие запишем: L > > λ λ – длина свободного пробега молекул; L – характерный размер тела (явления). Это условие выполняется часто. Так, например, в газе при нормальных условиях λ ~10-4мм. Благодаря этому эта модель имеет широкую область применения. Это условие иногда пишут так λ / L < < 1, или Кn < < 1, Кn = λ / L – число Кнудсена. Если Кn < < 1, то модель применяется, если нет – то нет. Систему с линейным размером l, удовлетворяющую условиям: а) l < < L; б) l > > λ будем называть частицей сплошной среды. Частица – это бесконечно малый объём сплошной среды, сохраняющий все её свойства. Частица имеет объем, форму и массу. При движении среды частицы взаимодействуют друг с другом, перемещаются относительно друг друга и деформируются. Объем и форма их меняются, однако масса каждой частицы остается постоянной, т.е. частица представляет собой закрытую (без массообмена) систему. Введение модели сплошной среды и понятия частицы значительно упрощают исследование движения жидких и газообразных сред, позволяя применять хорошо разработанный аппарат дифференциального исчисления. Вместе с тем модель сплошной среды становится непригодной в тех случаях, когда характерные размеры изучаемых потоков (или обтекаемых тел) соизмеримы с длиной свободного пробега молекул. Это имеет место, в частности, при движении тел в сильно разреженном газе. Например, на высоте 10 км, длина свободного пробега молекул воздуха составляет
|