Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты обследования уровня изобразительной деятельности детей дошкольного возраста






Фамилия, имя /. Содержание рисунка II. Особенности изображения III. Проявления творчества в рисунке IV. Проявления самостоятельности V.Отношение к процессу и результату рисования Общий балл
  Якупова Э.           Высокий уровень
  Платунова Л.           Высокий уровень
  Скакунова И.           Высокий уровень
  Кудрявцев С.           Средний уровень
  Фарвазова Л.           Средний уровень
  Байтимирова Д.           Высокий уровень
  Петрова К.           Высокий уровень
  Кильдиярова           Высокий уровень
  Беренштейн Д.           Средний уровень
  Ибрагимов Р.           Высокий уровень
  Платунов В.           Высокий уровень
  Ступина Л.           Низкий уровень
  Ткаченко Д.           Высокий уровень
  Хисматуллина Э.           Высокий уровень
  Соловьев С.           Средний уровень
  Коберман с.           Высокий уровень
  Ефимова А.           Средний уровень
  Юферов П.           Средний уровень
  Сафиуллин Д.           Низкий уровень
  Шайхутдинова Л.           Средний уровень

Как показал анализ детских рисунков, дети обнаружили богатство воображения: стараясь показать сказочность об­разов, они изменяли реальный цвет предмета или объекта, придавали ему таинственность, фантастичность. В творчес­ких заданиях переплетались, правда и вымысел, фантазия и реальность. Заметно улучшилась техника исполнения: дети передавали форму предметов, разнообразие цветов и оттенков, использовали приемы тушевки, штрихования, заливки, «тычок», «сухая кисть».

Последовательно проходя все этапы опытно-форми­рующей работы, отстающие дети постепенно осваивали умение решать сложные изобразительные задачи — осо­знанно использовать различные средства выразительности образа (форма, размер, композиция, динамика, цветовая характеристика). Обогащалась содержательная сторона их рисунков (расширялась тематика, выделялась яркая об­разная характеристика героев). В коллективных работах проявились разнообразно отраженные собственные на­блюдения детей окружающей действительности. Дети от­ражали то, что их особенно волновало: гроздья красной рябины, зимующие птицы, любимая кошечка, пушистая собака, три медведя. Для содержания композиций харак­терно было то, что каждый ребенок стал отражать какие-то свои наблюдения (милицейская или пожарная машина, гараж, дом на даче, лес, грибы, сказочные сюжеты). Ана­лиз рисунков показал, что дети осознанно находят сред­ства изображения для выражения образа.

Таким образом, целенаправленное, планомерное проведение работы по формированию умений и навыков изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с уровнем сформированности данных умений и реализацией индивидуального подхода в работе с детьми отражается на формировании художественного восприятия детей, их любознательности, интереса. В процессе экспериментальной работы было отмечено, что дети по нескольку раз пытались исправить, дополнить свои работы или создать их заново.

 

 

Выводы

Изучив проблему реализации индивидуального подхода в обучении дошкольников изобразительной деятельности, проанализировав данные педагогического исследования мы выявили, чтоу детей недосформированы изобразительные умения и навыки: рисунки отличаются схематизмом, простотой передачи предмета, цветового решения, выполняются по шагу детьми не осознаются и не используются передача знаков и характер изображения, что важно для полноценного, яркого, выразительного образа, делают изображения предметов в статике, отсутствует проявлять фантазию, творчество.

Нами были выделены три группы детей:

1 группа детей овладела лишь техническими навыками.

2 группа детей владела техническими навыками и проявляла самостоятельность.

3 группа детей владеет как техническими навыками, самостоятельно выполняют и творческие задания и тематические.

После этого нами была составлена программа формирования умений и навыков изобразительной деятельности с учетом уровня овладения умениями и навыками рисования. Для детей 1 подгруппы мы подобрали непосредственно образовательную деятельность с целью развития технических навыков, самостоятельности и творчества детей, для 2 подгруппы была подобрана непосредственно образовательная деятельность по закреплению полученных навыков и развития творческих способностей, для детей 3 подгруппы мы подобрали непосредственно образовательную деятельность на развитие творческого воображения.

Последовательно проходя все этапы опытно-форми­рующей работы, отстающие дети постепенно осваивали, умение решать сложные изобразительные задачи — осо­знанно использовать различные средства выразительности образа (форма, размер, композиция, динамика, цветовая характеристика). Обогащалась содержательная сторона их рисунков (расширялась тематика, выделялась яркая об­разная характеристика героев).

Таким образом, целенаправленное, планомерное проведение работы по формированию умений и навыков изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с уровнем сформированности данных умений и реализацией индивидуального подхода в работе с детьми отражается на формировании художественного восприятия детей, их любознательности, интереса. В процессе экспериментальной работы было отмечено, что дети по нескольку раз пытались исправить, дополнить свои работы или создать их заново.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, после анализа литературы мы можем сделать вывод, что проблема индивидуального подхода в обучении детей изобразительной деятельности обширна и многогранна. Она включает в себя и эмоциональное взаимодействие с ребенком, оценивание ребенка, подбор методов обучения и многие другие факторы.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя — отобрать из общего арсенала, средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индиви­дуальным особенностям ребенка.

Изучив опытно-экспериментальным путем данную проблему, мы выделили три группы детей:

1 группа детей овладела лишь техническими навыками.

2 группа детей владела техническими навыками и проявляла самостоятельность.

3 группа детей владеет как техническими навыками, самостоятельно выполняют и творческие задания и тематические.

После этого нами была составлена программа формирования умений и навыков изобразительной деятельности с учетом уровня овладения умениями и навыками рисования. Для детей 1 подгруппы мы подобрали непосредственно образовательную деятельность с целью развития технических навыков, самостоятельности и творчества детей, для 2 подгруппы была подобрана непосредственно образовательную деятельность по закреплению полученных навыков и развития творческих способностей, для детей 3 подгруппы мы подобрали непосредственно образовательную деятельность на развитие творческого воображения.

Вторичное обследование изобразительных умений и навыков позволила констатировать значительную динамику улучшения показателей изобразительной деятельности.

Таким образом, целенаправленное, планомерное проведение работы по формированию умений и навыков изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с уровнем сформированности данных умений и реализацией индивидуального подхода в работе с детьми отражается на формировании художественного восприятия детей, их любознательности, интереса. Следовательно, поставленная цель в работе достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.

 

 

 

 

Список литературы

1. Арапова – Пискарева Н.А. О российских программах дошкольного образования //Дошкольное воспитание. – 2005. - №9.

2. Астафьева Н.С., Петрова С.Н. Тематическое и перспективное планирование по образовательной области «Художественное творчество». – М.: Центр дополнительного образования «Восхождение», 2012.

3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001.

4. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Времена года. – М. Дрофа, 2009.

5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

6. Боровик О.В. Развитие воображения. – М., 2002.

7. Боровик О.В. Роль рисунка при изучении детей // Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании. – Биробиджан, 1998.

8. Бревнова Ю.А.Художественный труд в детском саду. – М. Издательство Сфера, 2013.

9. Веракс Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. – М.: Мозайка-синтез, 2010.

10. Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольникам и по изобразительной деятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

11. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие. — М.: ИЦ Академия, 1997.

12. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 2000.

13. Грирорьева, Г.Г Практикум по изобразительной деятельности для дошкольников: учеб. пособ. для СПО / Г.Г. Грирорьева. – М., 2001.

14. Гуреева И.В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

15. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007.

16. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. – М.: Школьная Пресса, 2005.

17. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2008.

18. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 в изобразительной деятельности " Детство-Пресс" Санкт-Петербург, 2002.

19. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – Спб: Детство-Пресс, 2004.

20. Евдокимова М.М. Многоцветная радуга. – М. Дрофа, 2007.

21. Евдокимова М.М. Рисунки и подарки к празднику. – М. Дрофа, 2008.

22. Евдокимова М.М. Учимся рисовать красками. – М. Дрофа, 2008.

23. Евдокимова М.М. Домашний зоопарк своими руками. – М. Дрофа, 2008.

24. Евдокимова М.М. Учимся рисовать карандашом. – М. Дрофа, 2010.

25. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятия по изодеятельности. – М. Айрис-Дидактика, Айрис-Пресс, 2010.

26. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

27. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М.: Карапуз Дидактика, 2006.

28. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М: Владос, 2006.

29. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 2007.

30. Кирсанова С.В. Обучение технике оригами. – Спб: Детство-Пресс, 2013.

31. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 2007.

32. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2008.

33. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности». – М.: Мозайка-синтез, 2011.

34. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). – М.: ТЦ Сфера, 2005.

35. Коллективное творчество дошкольников (конспекты занятий) /Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

36. Комарова Т. С.. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.// Дошкольное воспитание. 1998, № 10.

37. Лебедева Л. Д.. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003.

38. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

39. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду – М.: Сфера, 2011.

40. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.

41. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.

42. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008.

43. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ; Спб; Сова, 2006.

44. Полозова Е.В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. – М.: Просвещение, 2007.

45. Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд. – «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2012.

46. Речицкая Е.Г., Сошина В.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 2000.

47. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010.

48. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 2007.

49. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. – Волгоград: Учитель, 2009.

50. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.

51. Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам. – М.: Детство-пресс, 2010.

52. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал