Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мадрид. Климатические данные 7 страница






Население наших степей конца II — начала I тысячелетия до н.э., было малочисленным. Их небольшие становища находились в поймах рек, где удобно было держать скот на пойменных травах. Семьи кочевников, в случае смерти своего ближнего, не могли произвести грандиозные земляные работы, связанные с рытьем глубокой ямы и сооружении высокой насыпи кургана. Поэтому, захоронения, как правило, устраивали в насыпи древних курганов. Это были небольшие прямоугольные или узкие могилы. Тела укладывались на левый бок или на спину в слабо скорченном положении; руки, либо согнуты, как ранее, у срубного населения, в локтях, направлены кистями к лицу, либо разбросаны в стороны.

В более поздний период существования населения финальной бронзы (или, по К.Ф. Смирнову, «переходников»), возможно, в результате их контактов с кочевыми племенами соседних регионов или под влиянием пришедшего сюда населения киммерийской эпохи, произошли заметные изменения в религиозных взглядах и проведении погребальных обрядов. Они проявляются в устройстве погребальной камеры, в положении тела умершего, в сопровождающем его могильном инвентаре, в том, как близкие хотели подчеркнуть высокое положение человека в общине. Это фиксируется при раскопках курганов на большой территории Волго-Донских степей. Такой «разброс» находок, конечно, связан с постоянным перемещением степного населения. Он согласуется с кочевым укладом хозяйства племен региона начала I тысяч, до н.э.

Для «переходных» погребений Волго-Донской группы па-

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Ранний железный век. Киммерийцы

 

мятников характерны следующие признаки: умерших хоронят только в насыпях ранее насыпанных курганов, погребённые чаще лежат на спине в вытянутом положении (хотя встречаются захоронения на боку со слабой скорченностью ног), руки положены перед грудью, либо направлены к тазовым костям.

Могильный инвентарь скромен: кости барана, обломок бронзового ножа, костяное пряслице, баночные или слабопрофили-рованные сосуды грубой ручной лепки.

Кстати, всё чаще среди керамики «переходного» времени появляются толстостенные лепные сосуды вертикальных пропорций, где широкая часть тулова иногда несколько смещена к верху. Дно узкое с защипами по краю. Венчик короткий, отогнут наружу. Мастер украшал его по краю лёгкими ударами кончиком пальца или ногтя. А иногда, ещё сырой край венчика он осторожно отжимал пальцем наружу — получался удобный слив для жидкости. Ниже венчика по горловине и по тулову продавливался горизонтальный ряд вмятин округлой палочкой.

Исследовано несколько элитных «переходных» погребений времени прихода населения киммерийского круга в Волго-Донской регион. В них присутствуют предметы, подчеркивающие высокое положение умершего, например, инсигнии власти, либо вещи, не входящие в обычный набор погребального инвентаря простого общинника. Так в кургане у пос. Бахтияровка Ленинского района перед лицом умершего встречен клиновидный молоток из мергеля с заполированной поверхностью. Вероятно, это — подражание киммерийским образцам, у которых такие предметы выполнялись из диорита, кварцита, плотного песчаника. Конечно, подобное навершие жезла являлось знаком социальной значимости его владельца.

Интересные захоронения этого периода были встречены в курганах у озера Подгорного (старица р. Медведица) в Михайловском районе. В одном из них в головах мужчины крупного телосложения стоял глиняный сосуд вертикальных пропорций с утолщенным дном. У левой руки найдены костяные полированные наконечники стрел: один — черешковый, двухлопастной, три втульчатые трехгранные. Их присутствие в погребальной ка-

мере показывало принадлежность умершего к военной прослойке кочевой общины.

К кругу военно-аристократической элиты принадлежало и другое погребение из этого могильника. В широкой яме, рядом с мужчиной, положили уздечный набор, который состоял из четырёх костяных псалиев, кольца, треугольной бляшки с отверстием для подвешивания и луновиднои подвески, вырезанной из клыка кабана. Над этим, уже закопанным погребением знатного человека, в насыпь кургана соплеменники поставили высокий глиняный сосуд с молоком, вином или водой - был совершён обряд поминовения (тризна).

Как было сказано, основная масса киммерийцев, под командованием царя Теушпа, скрываясь от скифов, вторглась на территорию Урарту, затем в земли Ассирии. Далее они проникли в Малую Азию и, как отмечает Геродот, обосновались у города Синопа, на берегах Черного моря. Ассирийские источники назвали этот район Гамирра. Последние упоминания о киммерийцах относится к концу VII в. до н.э. Те небольшие отряды кочевников-киммерийцев, что остались в Волго-Донских степях, позднее были полностью ассимилированы пришедшим племенами воинственных савроматов.

Наши западные соседи -скифы

Мильоны нас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами1. Да, скифы - мы, да, азиаты - мы! С раскосыми и жадными очами!

«Скифы». А. Блок

С

точки зрения нашего азиатского прошлого - сказано замечательно. Но антропологи укажут, что А. Блок — не прав. Пришедшая в VII в. до н.э. в Причерноморские степи скифская орда была антропологически неоднородна. Это были и сами — «коренные» скифы и многочисленные группы народов, которых они своим мощным передвижением увлекли в южно-русские степи, и местное население, которое скифы подвергли ассимиляции.

Скифы, как считают антропологи, были европеоиды. Внешне смотрелись как современные люди. Пластическая реконструкция показала, что они имели широкие суровые лица, с немного выступающими скулами, высоким лбом, узким носом и крепким подбородком. Естественно, черты женского лица были более мягкими, привлекательными.

Скифы, по современным представлениям археологов, никогда не жили на наших землях. Они были только западными соседями местного населения. Но влияние их культуры, активные торгово-обменные связи, совместные военные акции, возможно, общие религиозные взгляды и ритуальные действия были настолько значимы для Волго-Донского региона, что не упомянуть скифов в рассказах об истории народов нашего края, считаем, просто нельзя.

Многие сведения о скифском народе оставил нам греческий историк Геродот. Он слышал о скифах в Греции от купцов, мореплавателей и воинов. Однажды великий учёный даже сам побывал в местах, населённых этими воинственными кочевниками.

 

Наши западные соседи - скифы

Геродот совершает далёкое путешествие к берегам Чёрного моря. Конечный пункт его пребывания — торговый и ремесленный город Ольвия (в устье реки Буг). Именно здесь ему удалось побеседовать с «живыми» скифами, узнать их обряды, религию и обычаи, услышать рассказы о военных походах, о врагах и союзниках, изучить социальное устройство скифского общества.

Его замечательными сведениями потом станут пользоваться и современники, и историки, и археологи. Многие факты из его «Истории» лягут в основу научных взглядов современных исследователей. Геродот записал несколько версий происхождения скифов. По одной из них, скифские племена пришли в Европу откуда-то из районов Азии, потом обитали на реке Араке (Сыр-Дарье?). Какие-то причины, заставили их уйти в сторону волжских степей, а, может быть, пройти южными районами через Кавказ, чтобы оказаться в степях у Понта Евксинского (Черного моря). Их приход в Северное Причерноморье был неожиданным и грозным. О сражениях скифов с племенами киммерийцев уже было сказано выше.

Другой рассказ он, видимо, услышал от самих скифов. Якобы, первый скиф, появившийся на этих землях, был юноша по имени Таргитай. Он родился от брака Зевса и нимфы — дочери реки Борисфен (Днепр). У него было три сына. Однажды с неба упали золотые плуг, ярмо и секира. Старшие сыновья пытались их взять, но не смогли. Каждый раз эти вещи вспыхивали жарким пламенем. А младший сын Колаксай спокойно овладел ими. Он и стал первым царем скифов.

Сами же греки связали версию происхождения скифов с известным героем древних мифов Гераклом. Как-то, совершая очередной подвиг, он оказался в скифских степях, где нашёл, после долгих поисков, пропавшее стадо быков. Но непогода заставила его найти укромное место, где он, закутавшись в свиную шкуру, заснул. Утром Геракл обнаружил, что стадо на месте, но его упряжные кони куда-то исчезли. По их следам он дошел до пещеры, откуда вдруг вышла навстречу прекрасная женщина, у которой (цитирую Геродота), «верхняя часть туловища от ягодиц...была женской, а нижняя — змеиной».

 

 

й

Неандерталец (реконструкция М.М. Герасимова)

Стоянка Уроков Бугор. £ Ц/ Каменные орудия

 

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Гераклу она призналась, что лошади находятся у неё. Но поставила одно условие: лошади будут переданы Гераклу только тогда, когда она, владелица этих степей, родит от него сына. Сын Геракла должен управлять её народом! Прошло время. Геракл наконец-то стал собираться домой. Возвращая лошадей, царица попросила указать ей, кто из трёх его сыновей должен стать правителем страны. Тогда Геракл передал ей свой лук и широкий пояс, сказав: кто сумеет натянуть тетиву его лука и опоясаться поясом, как он, тот и будет царём. Старшие сыновья не сумели выполнить условия отца. Это сумел сделать только младший сын, которого звали Скиф.

Конечно, эти мифы. Они давали читателям в прошлом упрощённое объяснение появления такого народа, как скифы. Поэтому исследователям предстоят ещё долгое изучение фактов в поисках места происхождения этих воинственных племен, оставивших заметный след в древней истории не только южнорусских степей, но и многих государств Ближнего Востока, а также Греции и Рима.

Скифские племена быстро освоили Причерноморские степи, изгнав отсюда киммерийцев. Большая часть скифов, как известно, устремилась за ними в погоню. Да так «увлеклась» преследованием, что за короткое время завоевала почти всю Переднюю Азию. Клинописи ассирийцев VII в. до н.э. сообщают, что скифы нанесли сокрушительный удар по мидийцам. Скифские отряды штурмовали столицу Ассирии Ниневию, разрушили Урарту в предгорьях Кавказа. А когда они достигли Сирии, намереваясь в дальнейшем завоевать и Египет, то только богатые дары фараона Псамметиха убедили их вернуться в Мидию. На её землях скифы создали свое государство - «страну Ишкузов» (скифов), в котором жили 28 лет.

Военный террор, развернутый скифами в Малой Азии, вызывал возмущение правителей и народов многих земель. Но только Киаксар, царь Мидии, решился изгнать их из своей страны. Прибегнув к хитрости, Киаксар пригласил всех скифских военачальников на роскошный пир, где охрана царя смогла легко перебить полупьяных скифов.

Сухая Мечетка. Каменные орудия

 

]_[_ Заикино Пепелище. Каменные орудия

< Ч L Орловская неолитическая стоянка. Фрагменты керамики, кремневые орудия

 

Сухая Мечетка. Каменные орудия

Заикино Пепелище. Каменные орудия

Стоянка Ураков Бугор. ^-^ Каменные орудия

 

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

LL Неандерталец (реконструкция М.М. Герасимова)

Орловская неолитическая стоянка.

Фрагменты керамики,

кремневые орудия

 

Культуры эпохи бронзы fX^ Волго-Донских степей fno 8.A. Городцову]

Катакомбная культура

Сосуды Майкопской культуры

'*,

 

й

Курган. Чернышковский район

< ^Z} Ямная культура. Глиняный сосуд

 

й

Энеолит. Кремневые орудия

1*5» чА;

 

 

Катакомбная культура. Курильница

а

Катакомбная культура. Жезл из кости

Катакомбная культура. Каменная булава

 

й

Погребение катакомбной культуры

 

< С^ Сосуд катакомбной культуры

 

а

Катакомбная культура. Модель телеги

Катакомбная культура. [ ^> Костяные булавки, кремневые наконечники стрел

           
   
   
 
 
 


Срубная культура. Глиняный

сосуд

й

Срубная культура. Глиняные сосуды со свастическими знаками

Реконструкция землянки срубной культуры

< ^ZJ Срубная культура.

Кремневые наконечники стрел.

й

Срубная культура.

й

Навершие жезла

в виде топорика (диорит)

Срубная культура. Бронзовые I

 

Киммерийская культура. Мечи

Киммерийское время. (Z^> Удила и псалии.

ДТПИЩ

Киммерийское время.

Наконечники стрел,

\^ Киммерийское время. Глиняные сосуды

наконечник копья, амулет из кости.

й

< ^И^ Скифское время. Греческие амфоры (Ростов на Дону)

Облачение скифского воина (реконструкция М. Горелика)

 

 

J-.

<

 

Й


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал