Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г(2рос-4вог)






 

Глядя в зеркало времени, как в зеркало воды, многое ли мы можем увидеть? Все зависит от нашего желания, понимания, знаний, от любви к нашему прошлому, настоящему и будущему.

Но, хотим мы или нет, есть явления, события и факты, которые навсегда остаются в истории и отражаются во времени всеми своими гранями. Так на протяжении нескольких веков в месте сближения двух великих русских рек — Волги и Дона жила легенда, мечта о создании канала. Эта мысль настолько захватила народы, что, возникая в разные времена в тех или иных странах, снова и снова искала пути своего воплощения.

Мечта о соединении Волги и Дона стала мечтой многих стран и народов еще задолго до образования современных государств и их территориальных границ. Междуречье Волги и Дона было ареной, где на протяжении многих тысячелетий происходило самое интересное зрелище, отразившее во времени историю наших предков, которые жили, любили, путешествовали, торговали, воевали.... Сегодня, спустя сотни и тысячи лет, все происходящее в этих местах отражается в зеркале вод Дона, Волги и канала, как в капле воды.

Описывать или рассказывать обо всех отражениях существования междуречья и канала трудно — понадобится много времени. Поэтому каждый новый рассказчик в своем повествовании освещает какое-то свое мнение, видение или ракурс. Мне открылся Волго-Дон такими гранями...

© ГУ «Издатель», 2007 ISBN 5-9233-0581-Х © Сороколетова В. А., 2007

Об авторе

Валентина Алексеевна Сороколетова — режиссер, работала на телевидении, в документальном кино, имеет многочисленные публикации в различных печатных изданиях. Тема ее тщательного исследования — это прежде всего человеческая душа во всех ее проявлениях. Внутренний мир человека, его собственный взгляд на происходящие события — вот что важно для автора. Как тонкий психолог, она тактично и вежливо вторгается в тайны человеческой души, чтобы точно и последовательно раскрыть внутренний мир героя своего повествования, ей небезразлична как судьба отдельного человека, так и страны в целом. Историческое прошлое нашего края, темы войны и мира, России и Германии, а также искусство, экология, спорт — это ее авторское кино захватывает зрителей вот уже более двадцати лет. Снимает ли она кино, пишет ли статью или просто работает над исследуемой темой — всегда и везде она прежде всего интересный собеседник, чуткий коллега и надежный партнер.

С 1976 по 1984 г. работала ассистентом режиссера в Волгоградском комитете по телевидению и радиовещанию. Наиболее интересные программы этого периода: «Кем быть?» (о профессиональной ориентации школьников), «Мы и музыка», «Интерклуб» (международная молодежная программа с иностранными студентами, обучающимися в Волгограде). С 1984 по 1987 г. работала кинорежиссером в Волгоградском филиале Союзспортфильма при Госкомспорте СССР. Снимала документальные, спортивные, научно-методические фильмы: «Тренажеры

для всех», сериал «Футбол в школе», «Познать себя»,

«Жигулевская кругосветка» и другие.

С 1988 по 1991 г. принимала активное участие

в организации первого кабельного телевидения

Волгограда, работала режиссером и снимала фильмы:

«Узольские золотые росписи» (о народном промысле

Хохломы), «В стране серебряных облаков» (о творчестве

художников Палеха), «Стакан чистой воды»

(о Ергенинском источнике), «Пока еще верю»

(об экологии края), «Родина на берегу Волги» (о немецкой

колонии Сарепта).

1990—1991 гг. — первая творческая командировка

в Германию по приглашению Кифхойзерского союза

для съемок фильма «Письма из Сталинграда» (о немецких

солдатах — участниках Сталинградской битвы). В составе

съемочной группы находилась главный хранитель фондов

Музея-панорамы «Сталинградская битва» Л. Ф. Петрова

с небольшой выставкой писем немецких солдат

и некоторых документов, впервые вывозимых за рубеж.

В 1991—1993 гг. работала главным режиссером

Волгоградской телевизионной компании «Интерпост»,

снимала исторические фильмы «Екатерининский курорт»

(о минеральном источнике), «Черная дыра» (продолжение

темы о немецких солдатах — участниках Сталинградской

битвы).

В 1993—1994 гг. работала режиссером Ассоциации

народного телевидения «Телемир» Волгограда. Готовила

и снимала программы для Российского телевидения:

«Шаги победы», «Казачий круг».

1995—1996 гг. — независимый режиссер, работала над

фильмом по истории немецкой колонии Сарепта

«Евангелие из Сарепты» (о реконструкции

и торжественном открытии немецкой кирхи), который

является продолжением серии фильмов по истории

нашего края: «Родина на берегу Волги» и «Сарептский

курорт».

1997—1998 гг. — независимый режиссер, работала над

фильмом о Волго-Донском судоходном канале «Планета

Волго-Дон» (первый фильм из серии «История Волго-

Дона»).

1998 г. — продолжение съемки сериала о канале, второго фильма о техническом перевооружении Волго-Дона «Стратегия реконструкции». С 2000 г. работает в штате Волго-Донского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства. Продолжает съемки следующих фильмов о Волго-Доне:

третий фильм — «Русский Вавилон» (о бывших немецких и австрийских военнопленных — участниках строительства канала);

четвертый — «Портрет целеустремленного человека» (о И. И. Коблеве — действующем руководителе Управления Волго-Донского судоходного канала);

пятый — «Люди и годы Волго-Дона» (о ветеранах труда, работающих на канале);

шестой — «Салют, Волго-Дон» (о торжественном праздновании 50-летия со дня открытия канала);

седьмой — «Патриарх Волго-Дона» (о В. А. Чмшкяне — одном из первых руководителей канала).

Кроме того, за время работы на канале В. А. Сороколетовой была проделана большая работа по поиску, сбору, приобретению, изучению и использованию уникальных подлинных кино-, фото-и документальных материалов по истории строительства и эксплуатации Волго-Донского судоходного канала. Все приобретенные материалы и хроникальные кадры первого документального фильма о канале из Саратовского киноархива были переданы в архив Музея истории Волго-Донского канала и исторических мест по трассе Волго-Дона. Коме того, был проведен международный праздник Первой воды в честь 50-летия соединения Волги и Дона с торжественным открытием памятного знака, посвященного всем строителям Волго-Дона. Из последних трех творческих командировок в Германию (с 2000 по 2003) по приглашению Народного союза Германии по уходу за воинскими захоронениями были привезены уникальные подлинные документы из личных архивов очевидцев событий 50-летней давности: фотографии, документы и книги. Материалы, рассказывающие об участии в строительстве Волго-

Донского судоходного канала немецких и австрийских

заключенных, были переданы самими участниками

прошедших событий, живущими сегодня в Австрии

и Германии.

Продолжая тему войны и мира между Россией

и Германией и конкретно тему Сталинградской битвы,

постепенно переходящую в тему перемирия, содружества

и согласия, В. А. Сороколетова как автор и режиссер

снимает следующую картину — «Время Миру». В основе

этого фильма лежат события, рассказывающие

о строительстве российско-германского солдатского

кладбища, открытие которого состоялось 15 мая 1999 г.

в селе Россошка Волгоградской области.

Кроме того, в 2003 г. вышел фильм «По следам отца»,

в основе которого история пропавшего без вести

немецкого солдата X. Кука, которого разыскивают его

сыновья. Один из них находит следы пропавшего отца

под Сталинградом.

В настоящее время В. А. Сороколетова работает над

книгами, куда войдут обширные и интересные материалы,

не охваченные многочисленными фильмами. Принимает

участие в конференциях, семинарах, краеведческих

чтениях в России и Германии. Неоднократно

публиковалась в научных сборниках.

В. С. МЯГКАЯ, историк, краевед

О книге

Трудно ли быть воплощенной мечтой?

 

С большой радостью и признанием я узнал из твоего письма, что ты хочешь написать книгу о строительстве Волго-Дона. Это чудесная работа, которая потребует от тебя концентрации всех сил. После того как ты собрала объемный и богатый материал об этом, тебе не придется кропотливо и долго что-то искать. И здесь не имеет значения, пишешь ли ты первую книгу или у тебя уже есть много книг. Но с самого начала оставайся в собственном стиле. Остается обдумать только однокак ты сама это обозначила. Хочешь ли ты написать книгу, в которой будут только сухие документы, статистика и перечень дат и имен, книгу для историков и музеев, или ты хочешь написать книгу, одушевленную жизнью, где в центре будет стоять простой человек из Узбекистана или Монголии, русский заключенный из какой-нибудь части Советского Союза. Не забудь о военнопленных. Они тоже работали на этой колоссальной стройке и — все равно добровольно или по принуждению — внесли свой вклад в создание Волго-Донского канала. Каждый из них, возможно, тоже написал бы книгу об этом, о вкладе каждого и о товарищеской сплоченности всех участников. Они могли бы сообщить о подвигах, когда приходилось жертвовать здоровьем и жизнью. В книге должно быть много жизни, чтобы она была интересна каждому простому читателю. Сотни тысяч работали на стройке, и тысячи из них живы до сих пор...

ПЕТЕР ЭРВИН, бывший военнопленный, участник строительства Австрия, Вена

 

Когда мы рассказываем своим гостям о Волго-Донском судоходном канале имени Ленина, обязательно даже в самой маленькой и короткой экскурсии можно услышать такие слова: «О соединении Волги и Дона народы мечтали на протяжении нескольких столетий...»

В середине прошлого, 20-го столетия мечта стала реальностью.

27 июля 1952 г. был открыт Волго-Донской судоходный канал, обеспечивший с этого дня регулярное движение пассажирских и грузовых судов, а также началась эксплуатация Цимлянской гидроэлектростанции и первой очереди оросительных сооружений. С тех пор прошло 55 лет. Многое изменилось в нашей стране, в мире. Даже век прибавил к своему возрасту еще одну единицу, и мы уже живем в XXI. В веке новых компьютерных технологий, скоростей, интернета, когда многие мечты становятся реальностью, когда мы можем путешествовать из одной страны в другую. И по каналу в том числе, потому как с его созданием соединились пять европейских морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское, Черное — и наш канал играет важную роль в обеспечении транзитных перевозок по водным путям России, входящим в международный транспортный коридор Север — Юг.

Волго-Донской канал, когда-то казавшийся мечтой, сегодня объективная реальность. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что стоит за этой воплощенной мечтой? Раньше это было нельзя себе позволить, потому что канал строился в режиме большой секретности, несмотря на, пожалуй, ярчайшую рекламную кампанию, которая была развернута в те годы в прессе по поводу его строительства.

Правда, она имела свою особую направленность в связи с ситуацией в СССР, так тогда называлось наше государство.

Сегодня все по-новому в новом государстве — Российской Федерации, и задачи прибавились новые. Сегодня в России наконец-то наступило «время собирать камни, а не разбрасывать...» У нас на канале эти слова Екклезиаста звучат символично.

 

1< >

Если посмотреть на вымощенные бутом берега канала, а он протянулся на 101 км, то можно себе представить, какая титаническая работа была проделана людьми, укладывающими каждый камень вручную, не говоря даже о других инженерных сооружениях.

В настоящее время у нас ведется серьезная работа по сбору и сохранению исторического наследия. Без правильного и объективного знания прошлого невозможно наше настоящее и будущее. Это касается всех областей знаний. Поэтому на канале создан музей истории Волго-Дона. Помимо этого, снято семь фильмов, которые позволяют воссоздать историю проектирования, строительства, становления и реконструкции нашего канала.

Наконец, сегодня выходит книга, которая рассказывает о людях, создавших и эксплуатирующих уникальное сооружение — Волго-Донской судоходный канал.

В основу документального повествования легли воспоминания людей, строителей и эксплуатационников, ставших свидетелями и очевидцами самого легендарного строительства — первой стройки коммунизма.

Читая воспоминания ветеранов, понимаешь, что никакие рапорты и справки не заменят всего пережитого и увиденного этими людьми. Воспоминания ветеранов, пропущенные через призму времени, представляют нам события давно минувших дней с разных сторон. Их судьбы отразились на страницах книги «Отражаясь во времени», так же как и в жизни канала и нашей страны.

Это первая книга о канале, где главными героями стали люди, многие из которых принимали участие в строительстве не по своей воле.

У истории Волго-Дона много белых пятен, которые еще предстоит открыть и описать, а потому у нас всегда будет над чем потрудиться.

Быть воплощенной мечтой совсем не легко, не только потому, что надо соответствовать высоким целям, но еще и потому, что канал не просто памятник исторической и технической мысли, а прежде всего работяга, труженик, который эксплуатируют по большому счету героические люди.

И. И. КОБЛЕВ,

руководитель Волго-Донского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал