Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 10 Право социального обеспечения
зарубежных стран 1 Проблемы пенсионного обеспечения в зарубежных странах 2 Модели пенсионного обеспечения в зарубежных странах Ускоренные демографические изменения, вызванные ростом ожидаемой продолжительности жизни и снижением рождаемости, означают, что происходит быстрое увеличение доли престарелых граждан в общей численности населения. Этот процесс затрагивает все общества и в первую очередь развитые государства. По данным демографических прогнозов, старение населения в развитых странах будет прогрессировать в течение следующих четырех десятилетий. В отчете " Демографическое развитие стран ОЕСД", предоставленного на Мадридской конференции 1999 года экспертами Всемирного Банка, прогнозируется, что доля престарелых в возрасте свыше 60 лет в странах ОЕСД (членов Организации экономического сотрудничества) может вырасти с 18 % в 1990 году до 30% к 2030 году. Доля старейших (чей возраст превышает 80 лет) сегодня составляет 3%, а к 2030 году она удвоится. Если в середине прошлого века Европейский союз волновало резкое падение уровня рождаемости, то сегодня проблемой номер один является увеличение количества пожилых людей. Например, во Франции каждый год к продолжительности жизни людей старше 60 лет добавляется полтора месяца. По мере старения населения и изменений в масштабах и формах занятости (сокращение общей численности занятых, распространение частичной занятости, работа на дому) в солидарных пенсионных системах растет доля государственных расходов на поддержку престарелых граждан в ВВП и увеличивается нагрузка на трудоспособных членов общества. Проблемы пенсионного обеспечения начал поднимать Всемирный банк, под эгидой которого в начале 1990-х годов было предпринято первое глобальное исследование проблем старения населения. В итоговом докладе Всемирного Банка " Предупреждение кризиса старения населения: политика защиты престарелых и содействия экономическому росту" подчеркивалось, что основная часть существующих пенсионных систем не обеспечивает должной защиты престарелых (поскольку выплачиваемые пособия индексируются редко) и что перераспределение доходов носит часто обратный характер - например, от неимущих молодых семей в пользу живущих в достатке пенсионеров. Кроме того, с развитием этих систем они фактически могут стать препятствием на пути роста по причине высоких налогов на заработную плату, которые влекут за собой уклонение от их уплаты и перелив рабочей силы в менее эффективный неформальный сектор; увеличение бюджетного дефицита, который способствует росту инфляции; вытеснения таких факторов роста, как государственные расходы на образование или здравоохранение для молодежи. В докладе сделан вывод, что интересы финансового обеспечения лиц пенсионного возраста и экономический рост наилучшим образом обеспечиваются, если развиваются три пенсионные системы: - управляемая государством система, предусматривающая обязательное участие и преследующая ограниченную цель сокращения нищеты среди престарелых граждан; - находящаяся в частном управлении обязательная система накопления средств; - добровольная система накопления средств. Таким образом, происходит разделение трех основных функций систем финансового обеспечения лиц пенсионного возраста: перераспределение доходов, накопление средств и страхование. Первая система в данном случае выполняет функцию перераспределения доходов, вторая и третья - накопления средств, и все три обеспечивают совместное страхование от многих факторов риска в преклонном возрасте. В мировой практике выделяются три модели пенсионного обеспечения: государственная, смешанная (государственно-частная) и частная (негосударственная), которые различаются между собой главным образом объемом перераспределяемых пенсионных ресурсов и источниками финансирования пенсионных программ. Государственная модель покоится на общей и обязательной пенсионной системе, когда размер пенсии пропорционален размеру заработной платы. Лишь небольшое число стран руководствуются этой моделью - Бельгия, Люксембург, Португалия и Испания. Все они испытывают бремя этой системы. Государственно-частная модель почти в равной пропорции опирается на доходы государственного и частного секторов. Эту модель приняли многие страны (Германия, Греция, Италия, Голландия, Ирландия, Великобритания и США), но почти все они по мере нарастания демографического давления постепенно увеличивают зависимость от частных пенсий. Так, по возрастной структуре населения США находятся в относительно благоприятном положении среди развитых стран, а уровень пенсионной нагрузки там значительно ниже, чем в западноевропейских странах (такое положение сохранится, по официальным оценкам, вплоть до 2011 года) после чего нагрузка пенсионеров на трудоспособных членов общества резко возрастет. Все это заставляет, уже сейчас искать пути решения проблем материального и медицинского обеспечения будущих пенсионеров. В США уже принято решение о повышении возраста, начиная с которого американцы могут получать полную пенсию, - с 65 до 67 лет. Но происходить это будет постепенно. Сначала возрастная шкала выхода на пенсию будет увеличена до 66 лет для тех, кому исполнится 62 года в 2005 году, и только в 2020 году она возрастет до 67 лет. Следует отметить, о наблюдаемой тенденцией последних лет в странах СНГ и Балтии - изменение возрастных критериев выхода на пенсию: повышение пенсионного возраста и в ряде случаев постепенное сокращение разрыва и даже выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин (за исключением Беларуси, России, Узбекистана и Украины). Будущие пенсионные обязательства по всей Европе, например, повысятся, как прогнозируют, на 3-5% от валового национального продукта, притом, что 10% ВНП большинство государств ЕС уже сейчас тратит на государственные пенсии. Расход до 15% ВНП на одни только государственные пенсии - это огромное и, вероятно, неподъемное экономическое бремя. Оставленный без пересмотра дефицит государственного сектора может вырасти до объемов 80-х годов и, согласно прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), правительственный долг подскочит до 100% ВНП и более в Европе и Японии и 70%- в Соединенных Штатах. Частная модель - накопительная система, которая охватывает всех работающих по найму, построенная на - принципе индивидуального финансирования пенсии каждым работником за счет выплаты определенного процента от заработной платы и инвестиционной прибыли. При этом личные пенсионные счета работников являются их собственностью. Таким образом, частная модель может включать в себя выплаты частного сектора самым нуждающимся пенсионерам, но она практически полностью подчинена обязательной частной системе с комплексной системой норм, при этом размер пенсии зависит от уровня доходов. Пионером негосударственной (частной) пенсионной системы является Чили. В этой стране положительный результат от реформирования системы пенсионного обеспечения получен за счет развития рынков капитала и страхования. В конечном итоге в Чили был, достигнут значительный рост национальной экономики. Условия проведения казахстанской и чилийской пенсионных реформ во многом схожи, но имеется целый ряд существенных отличий. ^ Основные направления корректирующих мер:
|