Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Право на пенсионные выплаты за выслугу лет
1 Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы. Период с 1996-1997 гг. характеризовался сильнейшим кризисом пенсионной системы. Задолженность пенсионерам по невыплате пенсии на тот момент составила около 40 млрд. тенге. Назревали необходимость скорейшего реформирования пенсионной системы в республике. В январе 1998 г. выходит новый Закон " О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", в основу которого легла новая накопительная модель пенсионного обеспечения. Казахстан стал первой страной на территории СНГ, которая начала планомерный переход к накопительной системе пенсионного обеспечения. С этого момента можно начать отчет новой пенсионной реформы. Основное концептуальное положение реформирования системы пенсионного обеспечения состояло в переходе от прежней солидарной системы пенсионного обеспечения к с определенными обязательными взносами и доброволными вкладами в негосударственные пенсионные фонды на основе персонифицированного учета. При этом имеется в виду, что прежняя солидарная система в дальнейшем будет полностью заменена негосударственным накопительным обеспечением, и правило солидарности накоплений постепенно исчезнет с установлением связи между взносами и личной ответственностью граждан за свои будущие пенсии. Частичный отказ от солидарной системы пенсионного обеспечения и переход к накопительной был вызван необходимостью решения социальных проблем и повышения личной ответственности работников за обеспечений своей старости. Новая накопительная модель пенсионной системы была взята из опыта Чили по рекомендации группы экспертов Всемирного банка. В Чили реформа пенсионной системы. переход к накопительной пенсионной модели состоялся в 1988 - 1990 гг. Использование опыта чилийской модели, переход к новой накопительной системе требовал радикальных пенсионных реформ и преобразование самой системы пенсионного обеспечения. За 1998-2000 гг. в стране сформировалась институциональная и правовая инфраструктура накопительного пенсионного обеспечения. В течение 1998 г. ежемесячная ставка пенсионных взносов в солидарную систему составляла 15 % которые перечислялись в Государственный центр по выплате пенсий, а обязательные пенсионные взносы - в накопительные пенсионные фонды (НПФ) в размере 10% от полученного дохода. Пенсионные накопительные фонды занимаются сбором обязательных пенсионных взносов, ведением пенсионных счетов вкладчиков и выплатами пенсий. Инвестирование пенсионных активов осуществляет Компания по управлению пенсионными активами (КУПА) а хранение средств вкладчиков - банки-кастодианты (БК). Для успешного реформирования и функционирования пенсионной системы необходимо наличие падежного хранителя пенсионных активов. В мировой практике именно банк-кастодиан обеспечивает сохранность пенсионных средств и контроль за их движением (инвестированием). Банк-кастодиан не вправе использовать вверенные ему пенсионные Активы в своих интересах, в том числе отвечать ими по своим обязательствам, отдавать в залог или совершать в отношении указанных активов другие действия с целью удовлетворения интересов третьих лиц. Согласно закону НПФ КУПА и БК ведут раздельный учет по собственным средствам и пенсионным активам Таким образом, даже банкротство БК не отразится не только на пенсионных накоплениях вкладчиков, но и на деятельности НПФ и КУПА. КУПА — это важное звено в процессе движения денежных средств пенсионного фонда. Взаимоотношения между пенсионными фондами и КУПА строятся на основании договора об управлении актинами фонда. Порядок принятия решения о заключении договора описывается в уставе фонда. Инвестировать пенсионные активы должна сама КУПА, пенсионный фонд не вправе оказывать на инвестиционный процесс какого-либо воздействия. так как вся ответственность за конечный результата инвестирования лежит именно на КУПА. 2.
Гражданам гарантировано право на получение пенсионных выплат из Центра при наступлении определенных условий. Эти условия применяются только для отдельных категорий граждан: 1. Получающим пенсию до 1 января 1998 года. 2. Достигшим пенсионного возраста и имевшим трудовой стаж не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 года, - в размере, пропорционально имеющему трудовому стажу. 3. Военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством РК для сотрудников органов внутренних дел, имеющим право на получение пенсионных выплат по выслуге лет. 4. В случае смерти получателя пенсионных выплат, не имеющего пенсионных накоплений в накопительных пенсионных фондах, его семье либо лицу, осуществившему погребение, выплачивается единовременная выплата на погребение в размере пятнадцати кратного месячного расчетного показателя (если умерший пенсионер являлся участником или инвалидом Великой Отечественной Войны - в размере тридцати пятикратного месячного расчетного показателя). Одним из наиболее важных условий назначения пенсионных выплат из Центра является достижение определенного пенсионного возраста. Именно поэтому такая пенсия называется пенсией по возрасту. Как известно, в свете старого Закона " О пенсионном обеспечении" от 17 июня 1991 года пенсионный возраст мужчин в Казахстане составлял 60 лет, женщин - 55 лет. В новом же Законе предусматривалось ежегодное увеличение возрастного порога пенсии на шесть месяцев.
|