Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2 Финансирование мероприятий по
праву социального обеспечения 1 Бюджетная система РК 2 Налоги как источник финансирования социального обеспечения 3 Обязательные пенсионные взносы 4 Обязательное социальное страхование В настоящее время слово «бюджет» употребляют для обозначения любого денежного хозяйства. Поэтому говорят о бюджете государства, бюджете организации и даже отдельного лица или семьи. «Бюджетном кодексе Республики Казахстан» определяет бюджет как централизованный денежный фонд государства, утверждаемый законом или решениями местных представительных органов, предназначенный для обеспечения государством своих функций и создаваемый за счет налогов, сборов, других обязательных платежей, доходов от операций с капиталом, неналоговых и иных поступлений, предусмотренных законодательными актами. ^ Бюджетная система - это совокупность бюджета в различных видов, организованных в определенную систему для государств унитарного типа, к которым относится Казахстан, характерна двухуровневая система: центральный (республиканский) местные (бюджеты). ^ Республиканский бюджет предназначен для финансирования мероприятий, имеющих общегосударственное значение. За счет него содержатся центральные органы государственной власти: Президент РК и его аппарата, Парламент, Правительство, министерства и другие центральные ведомства, судебная система, финансируется оборона и безопасность страны, правоохранительная деятельность на республиканском уровне, специальные программы строительства в области промышленности и строительства объектов на республиканском уровне и т.п. За счет средств республиканского бюджета осуществляется пенсионное обеспечение пенсиями, выплата специальных государственных пособий участниками инвалидам ВОВ, государственного специального пособия лицам, работавшим на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пособия на рождение ребенка и т.д. ^ Местные бюджеты предназначены для финансирования нужд административно-территориальных образований. За счет этих бюджетов содержатся местные представительные и исполнительные органы государственной власти, осуществляется финансирование деятельности на местном уровне, программы занятости населения, жилищные программы, промышленности, строительства объектов на местном уровне и т.п. Из местного бюджета производится многочисленные выплаты, в том числе: адресная социальная помощь; специальное государственное пособие инвалидам 1, 2, 3 групп, инвалидам с детства, лицам, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР, жертвам политических репрессий, персональным пенсионерам; дополнительные надбавки на уход к государственным социальным пособиям одиноким инвалидам 1, 2 групп, нуждающимся в посторонней помощи; пособия на детей-инвалидов, воспитывающихся и обучающихся на дому; жилищное пособие; единовременная материальная помощь и т.д. Основным источником доходов бюджета являются налоги, сборы и другие обязательные платежи: подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, социальный налог, импортные таможенные пошлины, пошлины, взимаемые в качестве защитных мер отечественных товаропроизводителей, поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур, налог на сверх прибыль, роялти, бонусы и т.д. ^ Социальный налог является прямым реальным (имущественным) налогом, имеющим целевую направленность. Поэтому данный налог, в отличие от всех других, используемых в налоговой системе Республики Казахстан, можно отнести к специальным видам налогов. Назначение социального налога, что следует из его названия, быть источником определенных социальных выплат, осуществляемых в качестве социальной защиты главным образом наемных работников. Плательщиками социального налога выступают лица, осуществляющие свою деятельность с привлечением наемных работников. Объектом обложения выступают выплаты работодателя своим работникам. Правилами удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в НПФ, утв. Постановлением Правительства РК от 15 марта 1999 г. N2 245 предусмотрено, предусмотрена обязанность удержания и оплаты обязательных пенсионных взносов в НПФ по следующим ставкам:
От уплаты обязательных пенсионных взносов освобождаются лица, достигшие пенсионного возраста. Перечисление обязательных пенсионных взносов производится в НПФ, с которым заключен пенсионный договор, через банковский счет ЦВП, открытый в главном Алма-атинском филиале Национального банка. Со дня поступления на счет Центра суммы обязательных пенсионных взносов в 3-х дневной срок перечисляются в НПФ. Контроль за перечислением осуществляют налоговые органы. Новой вехой и базой для формирования нормативной правовой базы, и внедрения в жизнь системы обязательного социального страхования в Республике Казахстан стал принятый Парламентом Республики Казахстан Закон " Об обязательном социальном страховании 25 апреля 2003 года. Данный Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования, как одной из форм социальной защиты граждан, осуществляемой государством. Закон " Об обязательном социальном страховании" охватывает три вида риска, а именно: утрата трудоспособности, потеря кормильца и потеря работы. Система социального страхования будет организована путем создания Государственного фонда социального страхования в виде некоммерческой организации - акционерного общества, единственным учредителем и участником которого будет государство. Активы Фонда могут быть использованы только на осуществление социальных выплат, размещение в финансовые инструменты, возврат излишне уплаченных сумм социальных отчислений. При этом необходимо отметить, что в Законе отражена гарантия государства за сохранность и целевое использование средств Фонда. Право на назначение социальных выплат при наступлении рисков: утраты трудоспособности, потери кормильца и потери работы будут иметь работающие граждане, за которых будут произведены социальные отчисления. При этом эти граждане будут иметь право на госсоцпособия по инвалидности и потери кормильца. В результате, работающий гражданин будет иметь право на получение выплат из двух источников. Это государственные социальные пособия, размеры которых не зависят от размера утраченного работником трудового дохода, и выплаты из системы социального страхования в зависимости от размера заработной платы и продолжительности отчислений. Социальные выплаты по утрате трудоспособности производятся до достижения получателем возрасте дающего право на получение пенсионных выплат по возрасту. Право гражданина на получение выплаты по потере работы из системы социального страхования будет возникать в случае, если гражданин в установленном законодательством порядке признан безработным и занят активным поиском работы, а также при наличии определенного вклада в систему. При этом максимальный период выплат составляет 4 месяца.
1 Понятие и виды трудового стажа 2 Исчисление трудового стажа для назначения пенсии из Центра 3 Льготное исчисление трудового стажа для назначения пенсии из Центра 4 Подтверждение трудового стажа Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Под трудовым стажем, понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой. ^ Выделяют следующие виды трудового стажа: а) общий трудовой стаж; б) специальный трудовой стаж; в) непрерывный трудовой стаж. Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов), общественно полезной деятельности, а также иных периодов времени, специально оговоренных законодателем. ^ При исчислении трудового стажа для назначения пенсии из Центра в соответствии со ст. 11 Закона " О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" зачисляются: а) работа по трудовым договорам (контрактам), оплачиваемая физическими и юридическими лицами; б) военная служба; в) государственная служба; г) предпринимательская деятельность; д) служба в правоохранительных органах; е) время содержания под стражей, отбытия наказания в местах лишения свободы и ссылки граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и репрессированных, но впоследствии реабилитированных и др. Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. Непрерывный трудовой стаж -это продолжительность последней непрерывной работы, иной общественно полезной деятельности и других периодов, указанных в законе. ^ 2 Льготное исчисление трудового стажа для назначения пенсии из Центра. В льготном порядке исчисляются следующие периоды работы (службы): 1. За год работы: а) работа в течение полного сезона на предприятиях сезонных отраслей промышленности, независимо от их подведомственной подчиненности, - по списку, утвержденном Правительством Республики Казахстан. В частности, это такие отрасли промышленности: лесозаготовка и лесосплав, мясная и молочная промышленности; рыбная промышленность, сахарная и консервная отрасли промышленности; б) работа на водном транспорте в течение полного навигационного периода засчитывается. ^ 2. В двойном размере: а) работа в противолепрозорных и противочумных учреждениях, в инфекционных учреждениях по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом; б) работа, в том числе в качестве вольнонаемного состава, в воинских частях в годы Великой Отечественной войны; в) время нахождения граждан в возрасте от 12 лет и старше в городе Ленинграде в период его блокады с 8 сентября 1941, года по 27 января 1944 года; г) время пребывания лиц на территории других государств в период Великой Отечественной войны, куда они были насильно вывезены, а также время нахождения в фашистских концлагерях, если в указанные периоды эти лица не совершили преступления против Родины. ^ 3. В тройном размере: а) работа в городе Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября по 27 января 1944 года; б) время содержания под стражей, отбытия наказания в местах лишения свободы, ссылки, привлечении к принудительному труду с ограничением свободы, на спец. поселении и на принудительном лечении в психиатрических учреждениях граждан, незаконно привлеченных к уголовной ответственности и репрессированных, впоследствии реабилитированных; в) работа и военная служба в районах, примыкающих к Семипалатинскому испытательному полигону, в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 год. ^ 4. В полуторном размере: а) работа в учреждениях судебно-медицинской экспертизы и в патологоанатомических отделениях лечебных учреждений - по перечню работ, утвержденному Правительством Республики Казахстан. Например: врачи-патологоанатомы патологоанатомических отделений лечебных учреждений на работах по гистологическому исследованию трудного материала и т.д. б) работа и военная служба в районах, примыкающих к Семипалатинскому испытательному полигону в период с 6 июля 1963 года по 1 января 1992 года. 5. Военная служба в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении воинского долга, а также пребывание в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на лечении в лечебных учреждениях вследствие военной. травмы - в порядке, установленном для исчисления сроков этой службы при назначении пенсии за выслугу лет военнослужащим. Например: один месяц службы за полтора месяца засчитывается, если служба протекала в г. Байконуре с 1 января 1988 года или г. Аркалыкe Костанайской области и т.д. Трудовой стаж для исчисления пенсионных выплат из Центра за период до 1, января 1998 года подтверждается трудовой книжкой. Трудовые книжки (при их наличии) могут вестись по просьбе работников, проработавших свыше пяти дней у работодателя. Работникам, впервые поступающим на работу, трудовые книжки заполняются работодателем по их просьбе. Все записи о датах приема на работу, награждениях и поощрениях, прекращении и расторжении индивидуального трудового договора производятся в соответствии с приказом о приеме работника на работу. В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о трудовой деятельности работника, исправления производятся работодателем, которым была внесена соответствующая запись. Трудовой стаж при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается на основании документов, подтверждающих сведения о работе, а также заявлений граждан. ^ В подтверждение трудового – стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, письменные трудовые договоры и иные документы, содержащие сведения о периодах работы. При отсутствии документов трудовой стаж устанавливается на основании заявлений граждан. В компетенцию органов социальной защиты населения по назначению пенсионных выплат входят:
1. 2. 3.
1) военные билеты; 2) справки и документы, выдаваемые уполномоченными органами, архивными и военное лечебными учреждениями. Трудовой стаж для исчисления пенсионных выплат из Центра за период до 1 января 1998 года подтверждается трудовой книжкой. Трудовой стаж при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается на оснований документов, подтверждающих сведения о работе либо на оснований решения суда. Трудовой стаж граждан, осуществлявших деятельность в соответствий с законом о пенсионном обеспечений. ^ Тема 4 Пенсионное обеспечение 1 Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы 2 Пенсионные выплаты из Центра
|