Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Живопись XVII—XVIII веков






Творчество Адама Эльсхеймера (1578—1610), безусловно, самое яр­кое явление в немецкой живописи

XVII в., хотя его работы очень легко обвинить в эклектизме — механиче­ском соединении черт разных сти­лей. Традиции немецкого Возрожде­ния, венецианской живописи XVI в., маньеризма и барокко — всё это по­рой сочетается в одной его картине. Вместе с тем произведения Эльсхеймера по-настоящему талантливы и самобытны, они точно отразили осо­бенности его эпохи — переходного времени, когда разные стили пере­плетались и одновременно противо­стояли друг другу. Яркость колорита, оригинальный подход к сюжетам, смелые эксперименты в изображе­нии света сделали творчество немец­кого мастера интересным не только для соотечественников, но и для ху­дожников других стран. В частности, оно повлияло на фламандскую и голландскую школы живописи.

О жизни Эльсхеймера известно очень мало. Первые уроки живопи­си он получил у маньериста Филип­па Уффенбаха в своём родном горо­де Франкфурте-на-Майне. В 1598 г. художник уехал в Венецию, а около 1600 г. — в Рим, где через десять лет скоропостижно скончался (обстоя­тельства его смерти не выяснены). Современники говорили об Эльсхеймере как о человеке очень замк­нутом, застенчивом и страдавшем от неуверенности в себе, часто приво­дившей к депрессии. Тем не менее круг его знакомых был весьма ши­рок, он общался с живописцами из разных стран.

Основную часть наследия Эльсхеймера составляют небольшие по­лотна на библейские и мифологи­ческие сюжеты, хотя он обращался и к жанровой живописи. В работах конца XVI в., например в «Крещении Христа» (1599 г.), хорошо видно влияние венецианских мастеров. Фигуры Христа и Иоанна Крестите­ля выполнены сочными мазками, подчёркнуты светотенью и предста­влены в сложных ракурсах. Пейзаж при этом написан совсем в другой манере, больше напоминающей не­мецкую живопись Возрождения: краски мягче, цветовые переходы тоньше, а прорисовка деталей отли-

*Иоанн Креститель (Пред­теча) — в христианской тра­диции проповедник прихода Мессии — посредника между Богом и людьми, Спасителя человечества. Иоанн признал Мессию в Иисусе Христе, пришедшем к нему принять крещение в реке Иордан.

чается ювелирной точностью. Тако­ва и картина «Проповедь Святого Иоанна Крестителя» (1599 г.): под впечатлением от многофигурных полотен венецианцев художник на­полнил композицию персонажами в причудливых, экзотических кос­тюмах, мастерски выписывая доро­гие ткани и украшения. В полутём­ном пространстве, в скупых лучах предзакатного света таинственно мерцают драгоценности, шёлковые ткани, зелень листвы.

В произведениях римского пери­ода стиль живописи Эльсхеймера изменился, стал более цельным и драматичным. Его картина «Юдифь и Олоферн» (1607 г.) — блестящее произведение барокко, наполнен­ное живым и выразительным дейст­вием. Поток света выхватывает из тьмы Юдифь — прекрасную жен­щину в ярких одеждах, которая од­ной рукой держит Олоферна за во­лосы, а другой заносит меч, чтобы

ИОГАНН ИОАХИМ ВИНКЕЛЬМАН

(1717—1768)

Иоганна Иоахима Винкельмана, блестящего знатока памятников античности, можно назвать основоположником истории искусст­ва. Прожив много лет в Риме (он был библиотекарем, а затем глав­ным антикваром у известного коллекционера кардинала Альбани), Винкельман стал свидетелем начавшихся в 1748 г. раскопок в Помпеях. Знакомство с обнаруженными там шедеврами древ­неримского искусства заставило его внимательно изучить и на­следие Древней Греции, значение которого ещё не было оцене­но по достоинству.

Итогом огромной работы стала книга «История искусства древности» (1764 г.). В ней Винкельман описал большое число древнегреческих скульптурных произведений (что само по себе было важно), а также изложил свою теорию античного искусст­ва. Винкельман утверждал, что древнегреческие памятники отличает «благородная простота и спокойное величие», умение подчинить страсти ощущению меры и гармонии. Это представ­ление совпадало с образом античности, который создавали ма­стера классицизма, начиная с французского живописца Никола Пуссена. Труд Винкельмана оказал огромное влияние на худо­жественную жизнь всей Европы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал