Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 2. Технологии ведения профориентационной работыСтр 1 из 46Следующая ⇒
Содержание Раздел 1. Общие вопросы профориентации Введение 1.1. Профориентация как научная дисциплина (раздел психологии труда) и как область социальной практики 1.1.1. Цели и принципы профориентационной работы 1.1.2. Профориентация и развитие общества 1.1.3. Нормативно-правовая база профориентации 1.1.4. Методы профориентации 1.1.5. Критерии эффективности профориентационной работы Вопросы по теме Литература по теме Вопросы для самопроверки Тема для дискуссии: Приоритетные направления профориентации в современной России.
1.2. История возникновения и развитие профориентации 1.2.1. Возникновение профориентации в конце XIX – начале XX вв. 1.2.2. Профориентация в развитых зарубежных странах 1.2.3. Истории профориентации в России 1.2.4. Современное состояние профориентации в России Вопросы по теме Литература по теме Вопросы для самопроверки Тема для дискуссии: «Специалист современности»
1.3. Профессиональное развитие личности 1.3.1. Профессиональное развитие личности как психологическая проблема 1.3.2. Периодизации профессионального развития личности 1.3.3. Профессиональное и личностное самоопределение 1.3.4. Планирование профессионального развития. Факторы профессионального самоопределения 1.3.5. Психологическая поддержка профессионального самоопределения личности Вопросы по теме Литература по теме Вопросы для самопроверки Тема дискуссии: Самоопределение в современном мире: вызовы самоопределяющейся личности
4. Основы профессиоведения 1.4.1. Профессиональное разделение труда 1.4.2. Психологические классификации профессий 1.4.3. Профессиография. Методы психологического описания профессии 1.4.4. Профессиограммы 1.4.5. Профессиональная пригодность. Профессионально-важные качества Вопросы по теме Литература по теме Вопросы для самопроверки Видео профессиограммы Тема дискуссии: Профессионально-важные качества педагога: отбор или формирование.
1.5. Система профориентационной работы 1.5.1. Профориентация как система 1.5.2. Основные направления профориентационной работы 1.5.3. Организация профориентационной работы в образовательном учреждении Вопросы по теме Литература по теме Вопросы для самопроверки Тема дискуссии: Профконсультант в школе: роскошь или необходимость. Рубежный контроль 1
Раздел 2. Технологии ведения профориентационной работы Введение 2.1. Профессиональное информирование 2.1.1. Формирование представлений о мире труда и профессий 2.1.2. Методы профессионального информирования 2.1.3. Технологии правильного выбора профессии Вопросы по теме Литература по теме Вопросы для самопроверки Видео по теме Тема дискуссии: Самые востребованные профессии
2.2. Активизация профессионального самоопределения 2.2.1. Активизация как средство формирования качеств субъекта профессионального и личностного самоопределения 2.2.2. Психолого-педагогические условия формирования субъекта профессионального и личностного самоопределения 2.2.3. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения Вопросы по теме Литература по теме Вопросы для самопроверки Видео по теме Тема дискуссии: Готов ли современный школьник к самоопределению.
2.3. Профессиональное консультирование и профессиональная диагностика 2.3.1. Профессиональная консультация как метод оказания помощи в профессиональном самоопределении 2.3.2. Основные этапы индивидуальной психолого-педагогической консультации 2.3.3. Психологическая диагностика в профессиональном консультировании 2.3.4. Требования к психологу-профконсультанту Вопросы по теме Литература по теме Вопросы для самопроверки Видео по теме Сайты с профориентационными тестами Тема дискуссии: Что важнее для выбора профессии: способности или склонности
2.4. Профессиональный отбор и профессиональная адаптация 2.4.1. Профессиональный отбор 2.4.2. Технология проведения профессионального отбора 2.4.3. Отбор в профильные классы 2.4.4. Профессиональная адаптация Вопросы по теме Литература по теме Вопросы для самопроверки Тема дискуссии: Роль родителей в профессиональном самоопределении школьников
2.5. Специфика профориентационной помощи различным образовательно-возрастным группам. 2.5.1. Профориентационная работа со школьниками 2.5.2. Профориентационная работа с особыми категориями учащимися 2.5.3. Профориентационная работа с учащимися профессиональных учебных заведений и студентами 2.5.4. Профориентационная работа с безработными гражданами и ищущими работу Вопросы по теме Литература по теме Вопросы для самопроверки Видео по теме Рубежный контроль 2 Основная литература по дисциплине Глоссарий Персоналии Аннотированный список ресурсов Интернет 1. Видео материалы 2. Персональные сайты специалистов в области профориентации 3. Профориентационные порталы Темы рефератов Дополнительные темы для дискуссий Сведения об авторе
Раздел 1. Общие вопросы профориентации
Введение
Профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер осуществляемых с целью оказания помощи лицам в ситуациях связанных с профессиональным самоопределением. В первую очередь это относится к выбору профессии, но только выбором профессии не исчерпывается. В современном динамичном, меняющемся мире вопросы самоопределения актуализируются весьма часто. Потеря работы вследствие сокращения и приобретение статуса безработного, продвижение по карьерной лестнице, трудности адаптации на новом рабочем месте, профессиональные кризисы вынуждают человека заниматься поиском необходимой информации, анализом своих возможностей, принимать решения в ситуации неопределенности, ставить цели и осуществлять конкретные шаги по их достижению. Далеко не всегда человек способен самостоятельно справляться с грузом возникающих в таких ситуациях проблем. Создание и развитие действенной системы профориентации является важнейшей общественной и государственной задачей. Общественное благополучие определяется возможностью и готовностью каждого члена общества вносить свой вклад в его развитие в соответствии со своими способностями и интересами. Выстраивая свою кадровую политику, государство как управляющий орган оказывает влияние на состояние рынка труда, задавая спрос на одни профессии и снижая востребованность других. Заботой государства является создание и обеспечение функционирования государственной системы профориентации, предоставляющей услуги не только в поиске работы и трудоустройстве, но и обеспечивающую последовательную и целенаправленную подготовку молодежи к профессиональному самоопределению и профессиональной деятельности. Особая ответственность в формировании готовности к принятию решений, связанных с профессиональным самоопределением ложится на общеобразовательную школу. В школе должны быть созданы необходимые условия, позволяющие в различных формах обеспечивать психологическое, педагогическое (а в случае нарушений здоровья и медицинское) сопровождение процессов профессионального самоопределения на разных его этапах. Возможность построения действенной системы профориентационной работы зависит во многом от понимания закономерностей профессионального становления личности, знания особенностей каждого этапа развития и возможностей целенаправленного психоло-педагогического воздействия с целью формирования качеств, необходимых для подготовки к принятию жизненно важных решений. Особое внимание должно уделяться научно-методическому обеспечению основных направлений профориентационной работы (профессиональному информированию, профессиональному воспитанию, профессиональному консультированию и др.), разработке эффективных профориентационных технологий, отвечающих современным требованиям. Специалистам, занимающимся профориентацией, необходимо хорошо разбираться в современных профессиях, владеть профессиографическими знаниями, знать требования, предъявляемые профессиями к психологическим и психофизиологическим качествам человека, специфику ведения профориентационной работы с различными возрастными группами и особыми категориями клиентов. Они должны владеть психодиагностическим инструментарием и технологией проведения профессионального консультирования, активизирующими методиками и приемами психологической поддержки.
|