![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и принципы профориентационной работы
Профориентации является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения. Основные цели профориентации как важнейшего элемента государственной кадровой политики определяются следующим образом: – обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений; – достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда; – прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности; – содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния (Положение …, 1996). Как научная дисциплина профориентация считается разделом психологии труда. Психология труда – это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по психологическому обеспечению эффективности, надежности и безопасности труда. Многие вопросы рассматриваемые психологией труда имеют непосредственное отношение к проблемам самоопределяющейся личности. В последнее время выделилась особая область знаний, получившая название «профориентология». Предмет профориентологии – человек как субъект профессионального самоопределения. Задачами профориентологии является раскрытие механизмов и закономерностей профессионального самоопределения, определение особенностей организации профориентационных служб, разработка эффективных методов профориентации. Как прикладная отрасль психологического знания профориентология направлена на оказание помощи человеку в выборе профессии и построении собственного профессионального пути. Основными направлениями профориентации являются профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональное воспитание, профессиональный отбор и подбор и профессиональная адаптация. Все направления в свое совокупности образуют систему профориентации (рис. 1).
Рис. 1. Система профориентации
Каждое учреждение или организация конкретизирует содержание целей профориентационной работы и определяет приоритетные направления применительно к целям и задачам основной деятельности и категории лиц, которым адресована профориентационная помощь. Адресатом профориентационной работы является самоопределяющаяся личность; человек, стоящий перед необходимостью совершения профессионального выбора. Такого человека в профессиональной литературе принято называть оптантом или клиентом. Оптант (от лат. optans (optantis) – желающий, домогающийся) – человек, решающий проблему своего самоопределения, выбирающий профессию. Клиент – человек, обратившийся за получением профориентационной помощи или услуги к специалисту. Профориентационная работа направлена на оказание оптанту (клиенту) помощи в случае возникновения трудностей или проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Таким образом, цель профориентации применительно к конкретному человеку может быть сформулирована как оказание помощи в профессиональном самоопределении. В основу системы профориентационной работы положен ряд принципов. Принципыпрофориентационной работы – этоосновополагающие положения, от которых не должно быть отступления и которыми необходимо руководствоваться в практической деятельности. Любой общественный институт, государственная организация или учреждение, занимающиеся профориентацией должны исходить из следующих основных принципов: 1. Каждый человек имеет безусловное право на свободный выбор профессии, уровня образования, учебного заведения, места работы и т.д. в соответствии со своими интересами и склонностями. Всякие попытки давления и манипуляции должны исключаться. 2. Опора на ресурсы человека. Ресурсы – это психофизиологические особенности и личностные качества, способности, состояние здоровья, знания, умения и навыки. Задача специалиста – помочь человеку оценить свои ресурсы и соотнести с требованиями профессии. 3. Учет потребностей общества и требований рынка труда. Выбор должен предполагать наличие спроса на профессию, перспектив трудоустройства. 4. Разумное согласование интересов и возможностей личности и общества при определении трудового пути. Выбор должен быть целесообразным и реалистичным. 5. Длительность и многоэтапность профориентационной работы. Профессиональное самоопределение не ограничивается только ситуацией выбора школьником профессии. Выбору профессии предшествует продолжительный подготовительный период, и после выбора профессии профессиональное самоопределение имеет продолжение до этапа завершения профессиональной жизни. Возможные трудности, которые могут возникать на каждом этапе профессионального становления личности, формируют потребность в профориентационной поддержке. 6. Обеспечение преемственности и непрерывности профориентационных воздействий всеми участниками профориентационной деятельности. Профориентационная работа должна строиться последовательно на системной основе с сохранением единства целей. 7. Деятельностный характер профессиональной ориентации. Реализация деятельностного подхода в профориентации предполагает, что развитие человека как субъекта профессионального самоопределения происходит в процессе включения его в различные виды деятельности.
|