![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профориентационная работа со школьниками
Целью профориентационной работы в школе является формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению и оказание поддержки в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. В процессе подготовки учащихся к выбору профессии можно условно выделить три этапа профессионального самоопределения школьников. Каждому этапу соответствует свой класс задач профориентационной работы.
Рис.1. Этапы профессионального самоопределения школьников
Рассмотрим задачи и содержание профориентационной работы на каждом из трех этапов. 1. Пропедевтический этап (1–4 класс). У младших школьников формируются представления о мире профессий, понимание роли труда в жизни человека и общества, развивается интерес к профессиям родителей и ближайшего производственного окружения, интерес к наиболее распространенным профессиям, дается установка на выбор профессии и развивается интерес к будущей профессии. В беседах о профессиях раскрываются самые общие черты данной сферы труда или профессии, дается элементарный анализ содержания профессиональной деятельности. Основная задача этапа – воспитание у детей общей трудовой направленности, добросовестного отношения к выполнению трудовых обязанностей, умения подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Младшие школьники приобретают некоторые общетрудовые умения и навыки, в том числе умение выполнять правила работы и поведения в труде, довести работу до конца, умение ставить цели и находить наилучшие формы организации дела, настойчивость в преодолении трудностей и т.д. Профориентационные мероприятия могут включать ролевые и дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др. 2. Познавательно-поисковыйэтап (5–7 классы). Планирование профориентационной работы на этом этапе школьного образования должно служить расширению и углублению познавательных интересов учащихся, формированию профессиональной направленности. Основным содержанием профинформационной работы с подростками является ознакомление учащихся с возможно более широким кругом ведущих профессий из различных отраслей экономики. При ознакомлении с какой-либо отраслью экономики перед учащимися раскрываются характерные черты основных массовых профессий этой отрасли. С подростками ведется работа по формированию ценностных ориентаций, мотивации самопознания, установки на собственную активность в профессиональном самоопределении и овладении профессиональной деятельностью. Одной из задач этапа является формирование личностного смысла выбора профессии. Важным направлением работы является формирование способности к самоанализу, умения адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии, представлений о перспективах профессионального роста. На этом этапе проводятся мероприятия предпрофильной подготовки, результатом которой является выбор учащимися профиля обучения в 10–11 классах. Возможна организация специальных профориентационных курсов, курсов по выбору, в процессе изучения которых учащиеся овладевают необходимыми знаниями и умениями по научным основам выбора профессии. Обеспечивается возможность получения консультационной помощи в выборе профиля обучение и профессии. В работе со школьниками используются различные методы: встречи с представителями профессии, беседы о профессиях, профориентационные уроки и классные часы, демонстрация фильмов и видеоматериалов о профессиях, обсуждение телепередач с профориентационной тематикой, организация викторин. Включение в профориентационную работу учителей-предметников способствует развитию познавательных интересов учащихся, выявлению их интересов и склонностей, выбору профиля обучения, кружка, факультатива или иного вида дополнительных занятий. 3. Базовый (определяющий) этап (8–9, 8–12 классы). Профориентация ведется в рамках дисциплин профильной подготовки или на базе углубленного изучения учащимися учебных предметов, к которым у них проявился устойчивый интерес и способности. Планируемые мероприятия направлены на формирование, углубление, закрепление возникших ранее интересов к отдельным сферам труда, профессиям. Профинформационные мероприятия по ознакомлению с миром профессий предполагают глубокий социально-экономический и психологический анализ профессий. Это способствует тому, что старшеклассники овладевают способами самостоятельного анализа профессий. Старшеклассники должны овладеть методиками самопознания, самооценки, приемами самосовершенствования и развития профессионально важных качеств. Формируется умение сопоставлять свои возможности и интересы с требованиями профессии и рынка труда. Работа на этом этапе заключается в изучении научных основ выбора профессии, требований профессий к человеку, основных профессионально важных качеств, правил выбора профессии. Школой обеспечивается возможность для испытания возможностей учащихся в различных видах деятельности, получения консультационной помощи по выбору профессии и учебного заведения, проводится работа по коррекции профессиональных планов. Проводится работа по закладыванию основ социально-профессиональной адаптация старшеклассников (освоение норм, ценностей трудового коллектива). Особое внимание должно быть отведено изучению учителями и педагогом-психологом индивидуальных особенностей учащихся, на основании которых можно помочь школьнику выбрать направление его будущей деятельности. Профориентационные мероприятия для старшеклассников могут включать экскурсии в учебные заведения и на предприятия; посещение дней открытых дверей учебных заведений, организацию конкурсов, профориентационных КВН, недель по профориентации, конференций и т.п. В работе с детьми дошкольного возраста может быть выделен особый этап – эмоционально-образный. В ролевых играх обогащаются представления о труде, профессиях, формируется уважительное отношение к труду и людям труда, стимулируется желание детей получить интересную и важную профессию. В доступных для дошкольников видах деятельности дошкольников формируется первоначальные трудовые навыки и умения.
Рис.2. Критерии оценки готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению Постановка профориентационных задач в школе и оценка успешности их решения может проводиться на основе использования трех критериев: когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностно-практического. 1. Когнитивный критерий предполагает наличие сферы профессиональных интересов. Он включает такие показатели как представление об индивидуальных особенностях, полнота и дифференцированность знаний о мире профессий, знания о своих ПВК и склонностях, умение работать с источниками информации, информированность о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека. 2. Мотивационно-потребностный критерий включает в себя наличие мотивов выбора профессии, положительное отношение к ситуации выбора профессии, активную позицию ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии, наличие запасных вариантов профессионального выбора. 3. Деятельностно-практический критерий объединяет умение ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения, способность к самоанализу имеющихся вариантов выбора профессии, самоконтроль и коррекция профессиональных планов, самоактуализацию потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе профессии. В совокупности эти показатели образуют комплексную психологическую характеристику готовности к принятию решения о выборе профессии старшеклассниками (Критерии..., 1997). Содержание критериев и показателей готовности наполняется разным содержанием в зависимости от возраста, В таблице приведены показатели готовности для учащихся выпускных классов.
Таблица. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
|