![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глоссарий. Абсолютная профпригодность – определяется наличием природных особенностей, которые практически не изменяются в течение жизни и мало поддаются формированию.
Абсолютная профпригодность – определяется наличием природных особенностей, которые практически не изменяются в течение жизни и мало поддаются формированию. Агитация (agitatio – приведение в движение) – устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим или другим действиям. Активность – постоянное разрешение субъектом проблем его жизнедеятельности, даже при отсутствии выраженных внешних форм действия, поведения Активизация – побуждение к более активной деятельности. Безработный –трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в государственной службе занятости в целях поиска работы и готов приступить к ней. Биржа труда – организация, которая занимается трудоустройством различных категорий граждан с учетом их интересов и требований работодателей. Востребованность профессии – показатель потребности в профессии со стороны работодателя. Государственная служба занятости – система государственных учреждений, оказывающих посреднические услуги работодателям и работниками с целью регулирования рынка труда. Гуманистическая психология – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Деятельностный подход – школа советской психологии, основанная А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л.С. Выготского. Диагностический профиль – в психодиагностике форма графического представления результатов теста, включающего в себя несколько шкал. Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте (главный инженер) Жизненное самоопределение – это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения. Жизненные планы – средство осуществления жизненных целей, устанавливающих порядок действий, необходимых для их реализации. Жизненные цели – конечные результаты определенных этапов жизни, являющиеся основными ориентирами на жизненном пути в будущем. Изыскательские профессии – класс профессий, в которых на передний план выступает цель деятельности, предполагающая изобретение, придумывание, поиск нового варианта решения в процессе осуществления практической деятельности (Е.А. Климов). Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-нибудь аномалии, ранения, увечья, болезни. Инвалидность – состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями. Индивидуальный стиль деятельности – устойчивая система приемов и способов, обусловленная определенными личными качествами, которая обеспечивает приспособления к объективным требованиям профессиональной деятельности. Интерес – направленность на определённый предмет, он проявляется как желание знакомиться с каким-нибудь предметом, изучать его, размышлять о нём. Кадровая политика – стратегия формирования, развития и рационального использования трудовых ресурсов страны. Карта профессий – наглядная схема, представляющая расположение различных профессий в плоскости, которая образована двумя осями координат, соответствующими наиболее важным характеристикам профессий. Карьера – профессиональный и служебный путь человека, изменение им своего профессионального и служебного положения. Класс профессии – группа профессий, сходных по характеру труда. Классификация профессий – объединение профессий в группы в соответствии с установленными критериями: отрасль экономики, цель труда, преобладающие компетенции, уровень образования и т.д. (например, классификация профессий Климова Е.А. по предмету труда). Клиент – лицо, обратившееся за услугой к специалисту. Кризисное состояние личности – состояние временной дезинтеграции личности, которое может быть обусловлено как внутренними причинами, так и трудной жизненной ситуацией. Кризисы профессионального развития – резкие изменения вектора профессионального развития личности. Личностный смысл – субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов. Личный профессиональный план – программа действий по выбору и достижению профессиональных целей. Медицинские противопоказаниям – перечень заболеваний, препятствующих обучению и работе по данной профессии. Мозговой штурм – метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных Наркомпрос –Народный комиссариат просвещения, государственный орган РСФСР, контролировавший в 1920–1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство и др. Нормативно-правовая база профориентации – совокупность законов, нормативно-правовых актов, организационных и методических документов, регламентирующих функционирование системы профориентации. Образ «Я» – относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Общественное разделение труда – дифференциация и сосуществование в обществе как целом различных социальных функций, видов деятельности, выполняемых определенными группами людей и выделение в связи с этим различных сфер (промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, армия и др.). Общие способности – способности, определяющие успешность выполнения любого вида деятельности, независимо от его содержания. Примером общих способностей являются интеллект и характер. Одаренность – наличие потенциально высоких способностей. Оптант (от лат. optans (optantis) – желающий, домогающийся) – человек, решающий проблему своего самоопределения, выбирающий профессию. Относительная профпригодность – основывается на качествах, которые могут развиваться при определенных условиях и выраженной мотивации к их развитию и совершенствованию. Педология – направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка. Распространение педологии в России в 1920-30-е гг. сопровождалось острыми дискуссиями. Многие работы педологов содержали ценный материал по проблемам детства. Официально запрещена в СССР в 1936 г. Периодизация – деление процессов развития на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды. Полипрофессионализм – необходимость овладения смежными специальностями для сохранение конкурентоспособности на рынке труда Популярность профессии – привлекательность профессии в обществе, которая проявляется в количестве людей, желающих учиться и работать по данной профессии. Престижность – значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей: социальному положению, профессии. Принцип – основополагающее положение, от которого не должно быть отступления и которым необходимо руководствоваться в практической деятельности. Предмет труда – то, на что направлена трудовая деятельность человека: другие люди, техника, информация, искусство или природа. Принцип –основополагающее положение, от которого не должно быть отступления и которым необходимо руководствоваться в практической деятельности. Профессиограмма – комплексное, систематизирование описание профессии, содержащее характеристику социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психофизиологических и других особенностей профессии. Профессиограмма – обусловленная содержанием труда система количественно измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых и достаточных для успешного овладения профессией и совершенствования в ней. Профессиографическое исследование – это самостоятельное изучение учащимися конкретной профессиональной деятельности в различных ее аспектах с целью составления профориентационной характеристики данного вида труда. Профессиография – технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Профессионализация – процесс становления профессионала. Этот процесс включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др. В целом профессионализация – это одна из сторон социализации, подобно тому как становление профессионала – один из аспектов развития личности. Профессионализм – высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Профессионализм дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. Профессионализм специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры. Профессиональная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма. Профессиональная активизация – система мер, направленная на актуализацию вопросов профессионального самоопределения и развития для человека, пробуждение, поощрение, поддержка собственных шагов молодого человека на пути от смутных переживаний и ощущений смысла к реалистичным целям и программам их воплощения. Профессиональная информация – информация о состоянии и перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и специальностях, требованиях, предъявляемых ими человеку, условиях труда, конкретных предприятиях региона и возможностях трудоустройства. Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. – это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Профессиональная пригодность – это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда. Профессиональная проба – испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид и способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессионально важные качества (ПВК) – индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности. Профессиональное воспитание –формирование и воспитание любви и уважения к любому виду трудовой деятельности, профессиональных интересов, потребности трудиться, психологической готовности к труду. Профессиональное выгорание – долгосрочная стрессовая реакция организма человека, которая возникает в результате воздействия на человеческий организм длительных профессиональных стрессовых ситуаций средней интенсивности Профессиональное образование – процесс и (или) результат овладения определенными видами профессиональной деятельности. Профессиональное обучение, направлено на стимулирование у учащихся психологических качеств, необходимых для успешного прохождения этапов профессионализации (выбора профессии, освоения профессии, адаптации к профессии, овладения мастерством и творчеством в профессии, повышения квалификации и т.д.). Профессиональное самоопределение – поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей. Профессиональное самоопределение – это самоопределение в мире профессионального труда и в пространстве личностных смыслов трудовой деятельности. Профессиональные склонности – стремление человека заниматься теми или иными видами профессиональное деятельности. Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему мест, должности) в соответствии с социально-психологическими, психологическими, психофизиологическими требованиями, предъявляемыми данной профессией, рабочим метом или должностью. Профессиональный план – образ профессионального будущего. Основные блоки профессионального плана: главная цель, цепочка ближайших и дальних целей, пути, средства и условия их достижения, запасные варианты и пути их достижения. Профессиональный подбор – предоставление человеку рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его социально-психологическим, психологическим, психофизиологическим особенностям. Профессия – обусловленный разделением труда вид трудовой деятельности человека, требующий определенной подготовки и являющийся источником доходов (инженер). Профиль обучения – комбинация базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями и намерениями в отношении продолжения образования. Профильный класс – форма подготовки школьников по определенному профилю к поступлению в вуз и ссуз (например, гуманитарный, инженерный, медицинский, физико-математический класс). Профконсультант – специалист, оказывающий психологическую помощь в выборе профессии. Профессиональная пригодность – соответствие индивидуальных качеств человека требованиям профессии, способность работника эффективно осуществлять деятельность. Профориентационная технология – система техник и приемов, обеспечивающая решение конкретной профориентационной задачи. Профессиональное разделение труда – деление работников по профессиям и специальностям. Профориентационные игры – метод активизации процессов профессионального самоопределения личности, основанный на организации межличностного взаимодействия в предполагаемых (игровых) обстоятельствах. Профориентационные упражнения – метод активизации процессов профессионального самоопределения личности, отличающийся от профориентационных игр простотой, динамичностью и допускающий меньшее количество участников. Психодиагностика компьютерная – направление психодиагностических исследований, связанное с использованием компьютерных средств при проведении обследования или анализе результатов. Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психология труда – система психологических знаний о труде как деятельности и трудящемся как ее субъекте. Психотехника – отрасль психологии, изучающая роль «психологического фактора» в различных областях человеческой деятельности с целью ее рационализации. Рассматривается как один из этапов развития психологии труда. Рабочее место – оснащенная необходимыми техническими средствами пространственная зона, в которой совершается трудовая деятельность работника или группы рабочих. Резюме – документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу. Рестандартизация – исследование, направленное на пересмотр тестовых норм. Производится при переносе теста методики в иную социокультурную среду или вследствие устаревания со временем существующих норм. Рефлексиям – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, предполагающий особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. Рынок труда – система отношений между работодателями и работниками, регулируемая соотношением спроса на рабочую силу и ее предложения. Характеризуется количеством специалистов, количеством рабочих мест и заработной платой специалистов. Самоопределение – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Самоопределение личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Саморегуляция – осознанное и организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении. Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Склонность – направленность на занятие определённой деятельностью. Способности – индивидуальные качества человека, от которых зависит успешность выполнения деятельности. Служба занятости – учреждение государственной службы занятости, предоставляющее гражданам бесплатные услуги по содействию в трудоустройстве. Социальная дезадаптация – частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная реабилитация – процесс целенаправленной деятельности с индивидом по восстановлению утраченных или не приобретенных в ходе социализации навыков и умений исполнения социальных функций, отношений и ролей. Социально-психологический тренинг – профессионально-важных качеств личности – комплексная технология социально-психологического обучения и взаимодействия, основанная на применении активных методов (групповые лискусии, ролевые игры, упражнения). Социальное самоопределение – определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий. Социально - психологическая адаптациям – процесс вживания человека в определенный коллектив, включающий его в систему отношений, сложившихся в нем. Специальность – специализация или разновидность деятельности в рамках одной профессии (инженер-конструктор) Специальность – узкая область профессиональной деятельности. Специальность – это вид деятельности в рамках той или иной профессии, для выполнения которой необходимы определенные знания, умения и навыки, приобретаемые путем специальной подготовки и опыта работы. Специальные способности – способности, определяющие успешность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности. Например, организационные, педагогические, технические, математические и другие способности. Способности – устойчивые индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности. Профессиональные способности – способности к успешному обучению и дальнейшей деятельности по какой-либо определенной профессии Спрос на профессию – потребность работодателей в специалистах данной профессии, выражающаяся в количестве вакансий по ней. Средства труда – ручное, механизированное и автоматизированное оборудование, с помощью которого в процессе трудовой деятельности осуществляется воздействие на предмет труда, получение и обработка материалов, изделий или информации. Субъект – в психологии, активно познающий и действующий человек, способный самостоятельно принимать решения, ставить цели и совершать соответствующие целям действия и поступки. Сфера профессиональной деятельности – специфическая область трудовой деятельности, выделенная из совокупности по общности предметов, орудий, технологий и результатов труда. Техники активного слушания – приемы, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений. Тип профессии – группа профессий, сходных по предмету труда. Труд (трудовая деятельность) – деятельность человека, направленная на создание общественно полезного результата, товаров или услуг. Условия труда – совокупность факторов, влияющих на трудовую деятельность человека, включающая особенности рабочего места, режима труда, окружающие условий. Характер труда – уровень требований трудовой деятельности к квалификации и интеллектуальным способностям: исполнительский или творческий. Центр занятости населения – учреждение государственной службы занятости, предоставляющее гражданам бесплатные услуги по содействию в трудоустройстве. Центр профориентации – государственное учреждение, предоставляющее населению бесплатные услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке. Эмпатия – проникновение, вчувствование в переживания другого человека, осознание и понимание специфических особенностей его эмоционального состояния. Ярмарка профессий – масштабное профинформационное мероприятие, проводимое с участием представителей профессиональных учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций с целью ознакомления выпускников школ с возможностями получения профессионального образования и трудоустройства в регионе.
|