Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Равнодушие
325 Борись против вялости – она постепенно подтачивает твою духовную жизнь. – Подумай: именно так приходит к нам равнодушие, теплохладность... А ведь сказано в Писании, что теплохладных Господь извергает из уст Своих. 326 Мне больно видеть, что равнодушие угрожает тебе; я не вижу, что ты серьезно стремился к христианскому совершенству на своем месте. – Скажем вместе: «Только не равнодушие! Confige timore tuo carnes meas! – Дай мне, Господи, страх сыновний, чтобы я очнулся... и действовал!» 327 Да, я знаю, ты избегаешь тяжких грехов... Хочешь спастись! – Но отчего не пугают тебя мелкие грехи, которые ты совершаешь сознательно и постоянно, хотя чувствуешь, что Господь призывает тебя побеждать всякий грех? Равнодушие – вот причина твоего слабоволия. 328 Мало в тебе любви к Богу, если ты уступаешь, не борешься с мелкими грехами, оправдывая их ничтожность. 329 Мелкие грехи глубоко ранят душу. – Не о том ли говорит Господь в «Песни Песней»: Capite nobis vulpes parvulas, quae demoliuntur vineas. – «Ловите нам лисенят, которые портят виноградники». 330 Очень жаль, что ты не сокрушаешься о своих мелких грехах! – Значит, нет в тебе пока подлинной духовной жизни. 331 Ты равнодушен, ты теплохладен, если исполняешь лениво и неохотно все, что Бог от тебя просит; если ты хитровато и расчетливо используешь всякую возможность ограничить свои обязанности; если думаешь только о том, чтобы тебе было хорошо; если речи твои пусты и ни к чему не обязывают; если не чувствуешь отвращения к мелкому греху; если действуешь по чисто-человеческим соображениям. УЧЕНИЕ 332 Тому, кто может быть мудрым, мы не прощаем, если он не мудр. 333 Учение. – Послушание: Non multa, sed multum. – «Не во многом, но в великом». 334 Молишься, умерщвляешь плоть, повязан бесчисленными апостольскими делами... но не учишься. – А значит, стоишь на месте, и бесполезны твои усилия. Учение, профессиональная подготовка – для нас это святая обязанность. 335 Для апостола наших дней час учения – это час молитвы. 336 Если ты призван служить Богу своим умом, тогда учиться для тебя – святая обязанность. 337 Молишься, приобщаешься Святых Тайн, хранишь чистоту... и не учишься... – Не говори мне, что ты «добр». Ты всего лишь добренький... 338 Прежде, когда человеческие знания были не столь обширны, случалось, что один ученый брал на себя защиту и апологию нашей Святой Веры. Сегодня, когда мир науки невероятно усложнился, когда один человек уже не может быть компетентным во всех ее областях, необходимо разделить работу между верными, каждый из которых компетентен в своей специальности, чтобы вместе защищать Церковь во всех сферах современных познаний. – Это наша обязанность. И ты так легко пренебрегаешь ею... 339 Книги... Не покупай их, не спросив совета у ближних, мыслящих по-христиански, знающих и осмотрительных. А то ведь накупишь бесполезных и даже вредных. Как часто думает человек, что под мышкой у него – книга... А ведь это – ты посмотри! – куча мусора. 340 Учись. – Учись упорно. – Хороши будут из тебя соль земли и свет миру, если сам ты – непросвещенный человек. Неужели ты полагаешь, что, пока ты бездельничаешь, мудрость сама свалится на тебя с неба? 341 Ты упорно учишься. Это хорошо, но упорствуй также и в обретении духовной жизни. 342 Не забывай, что сначала надо учить своей жизнью, а уж потом словами. В «Деяниях» об Иисусе говорится: Coepit facere et docere – «Начал делать и учить»... – Делать! чтобы мы учились. 343 Работай... – Когда погрузишься в глубины профессионального труда, сама душа твоя постепенно изменится. Станешь более зрелым, станешь мужем, и ты оставишь навсегда желание посплетничать, которое подтачивает твою душу. 344 Наставник! Ты упорно стремишься освоить метод, по которому твои ученики как можно полнее узнали бы мирскую премудрость. Стремись так же упорно освоить христианскую аскезу – единственный для тебя и твоих учеников путь к совершенству. 345 Культура, культура! – Прекрасно: пусть никто не превзойдет нас в стремлении к ней. Но все же культура – это не цель, а средство. 346 Ученик, взращивай в сердце действенное благочестие, преуспевай в занятиях, воспитывай в себе неотступное желание апостольского служения в своей профессиональной среде. Если у тебя будут подлинные знания, – религиозные и профессиональные, – то скорый и настоящий успех не заставит себя ждать. 347 Ты стремишься иметь как можно больше знаний – и думаешь лишь об этом, забывая о необходимости воспитывать свою душу. – Чтобы Он царствовал в этом мире, нужны люди, идущие по путям земным со взором, устремленным в небеса; успевающие в профессиональных делах, и – через них, – в нешумном, но действенном апостольском служении. Воспитывай душу – и будешь работать для Христа. 348 Твои легкомыслие, распущенность, лень – это следствие трусости и любви к комфорту (о чем непрестанно говорит твоя совесть), но это не Путь. 349 Не тревожься, если высказанное тобою справедливое мнение вызвало гнев твоего собеседника. Это – неправедный гнев, это – грех фарисея. 350 Ты учен, да к тому же – хороший христианин. – Но все же этого мало. Если ты не обуздаешь своего характера, если свое усердие и свои познания не облагородишь воспитанностью, – то никогда не станешь святым. – Несмотря на твою ученость, тебя придется держать на привязи, как мула. 351 Твой самодовольный вид антипатичен и докучлив. Более того – он провоцирует насмешки и, что всего хуже, сводит на нет твое апостольское служение. Не забывай: и посредственность может гордиться своей «ученостью». 352 Твое безграничное самомнение, твоя напускная важность – всего лишь плоды твоей неопытности. – Ты уж, пожалуйста, исправляйся. А то, сделаешь карьеру и займешь руководящие посты – это бывает сплошь и рядом, – а если ты не удостоверишься в своей никчемности, то откажешься прислушиваться к мудрым советам. – И страшно подумать, сколько вреда причинит твоя бестолковость. 353 Секуляризм, нейтральность... Старые мифы, вечно их омолаживают. Ты что же, думаешь, что веру можно вот так, запросто оставить за дверями университета, учреждения, клуба или парламента – как пальто в передней? 354 Береги отпущенное тебе время. – Помни об участи проклятой Господом смоковницы. Она тоже зеленела, тоже действовала, как ты. – Не пытайся себя оправдать. – Смоковнице не помогло и то, что время плодоношения еще не наступило, когда Господь искал на ней смоквы. – И осталась она навегда бесплодной. 355 Те, кто работает ради денег, вечно спешат, дорожа каждой минутой. Они говорят, что время – деньги. Для нас, работающих на ниве душ человеческих, время – это слитки славы Господней! 356 Как можешь ты, целыми днями бездельничая, считать себя христианином? – Или забыл, как Христос трудился в Назарете? 357 Ты говоришь: «Когда мы пребываем в праздности, все соблазны так и набрасываются на нас – словно только того и ждут». Верно, ведь сама праздность является грехом! – Работающий ради Христа не должен иметь ни одной свободной минуты; отдых – не безделье, а возможность переключиться на то, что требует меньших усилий. 358 Муж с апостольской душой, пребывающий в праздности... Не понимаю. 359 Исполни свой повседневный труд для Господа – и ты его освятишь.
|