Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Милосердие
440 Окончив свою работу, возьмись за чужую, помоги твоему брату Христа ради – да так незаметно, так деликатно и просто, чтобы он даже не заметил, что ты делаешь больше положенного. – Вот это и впрямь чуткость, достойная сына Божия! 441 Тебе больно, когда люди к тебе немилосердны. – Но как должно быть больно Господу, когда ты к Нему немилосерден?... 442 Не позволяй себе думать плохо о ком-либо – даже если его слова и поступки дают повод для осуждения. 443 Не осуждай никого. Не можешь похвалить – промолчи. 444 Никогда не отзывайся плохо о брате своем – даже если он пред тобой виновен. – Сначала помолись перед алтарем, а потом облегчи сердце в беседе с твоим духовным отцом. И больше – ни с кем. 445 Страсть к злословию – дурная страсть, она пятнает одежды апостола. – Она противна милосердию, подтачивает силы, лишает мира, отдаляет от Бога. 446 Если сам ты столь немощен – почему удивляешься чужой немощи? 447 Множество людей тратят время (все, без остатка) на сплетни, пересуды, снова сплетни. Видя все это, я понимаю, сколь нужнее, сколь предпочтительнее молчание. – И понимаю, Господи, почему Ты требуешь отчета за всякое праздное слово. 448 Легче сказать, чем сделать. – А ты, имея острый, как бритва, язык, на который лучше не попадаться – попробовал ли ты хотя бы раз сделать «хорошо» то, что другие, по твоим словам, делают очень плохо? 449 Это зовется злословием, словоблудием, страстью к пересудам, болтливостью, наушничеством... клеветой? подлостью? Если «восстановить справедливость» пытается тот, кто к этому не призван – то в результате не выйдет ничего, кроме сплетен. 450 Несправедливость «справедливых» – как это ранит Господа, сколько душ смущает... и сколько душ освящает страданием! 451 Не будем судить. Каждый живет своим умом – как правило, ограниченным, – и смотрит на мир своими глазами – как правило, затуманенными самолюбием и пристрастием. Кроме того, многие видят мир, как современные художники-агностики – субъективно и прихотливо: наметят что-то двумя штрихами, а потом утверждают, что это – ваше лицо, ваши слова, ваши дела. Как ненадежны твои суждения, человек! – Укрепляй и очищай их молитвой. 452 Старайся сразу прощать тем, кто тебя обижает. Ведь как бы тебя ни обидели – Господь простил тебе больше. 453 Злословишь? – Значит, утрачиваешь христианский дух. Если не научишься удерживать язык – то придется тебе оставить служение. Каждое злое слово приближает тебя к выходу. 454 Выслушай обе стороны. – Даже люди, почитающие себя благочестивыми, легко забывают об этом элементарном правиле благоразумия. 455 Можешь ли ты предвидеть заранее тот вред, который причинит камень, если ты бросишь его с завязанными глазами? Точно так же, ты даже представить себе не можешь, сколько вреда причиняют людям простые слова – казалось бы, легкие, как пух, – которые ты бросаешь, надвинув на глаза повязку легкомыслия или гнева. 456 Осудить, разрушить – дело нетрудное. Любой подручный каменщика в состоянии проломить стену прекрасного собора. Созидать – вот работа, которая нуждается в мастерах. 457 Не порицай того, кто выше тебя. – Он опытнее, он лучше знает, какое решение надо принять. У него – беспристрастные и мудрые советники. А главное – он наделен особой благодатью от Бога. Сам Господь просвещает и поддерживает его. Неужели ты этого не видишь? 458 Холодное себялюбие мира сего – вот что научит тебя ценить любовь твоих братьев. 459 Твое милосердие... увы, показное. Издали – привлекаешь, излучаешь свет. Но вблизи – отталкиваешь, свет не греет. – Грустно, конечно... 460 Frater qui adiuvatur a fratre quasi civitas firma – «Брат, которому помогает брат, тверд, как город, обнесенный стеною». Подумай об этом и решись пребывать в любви с братьями твоими – как я всегда тебе советовал. 461 Вижу, что ты не живешь по совету Господа – в любви с братьями. Хотя я постоянно говорю о том. Что ж, напомню тебе слова Святого Апостола Иоанна: Filioli mei, non diligamus verbo neque lingua, sed opere et veritate – «Дети мои, станем любить не словом..., но делом и истиною». 462 Сила милосердия! – Если ты живешь в любви с братьями, то ваши слабости становятся силой – ибо вы поддерживаете друг друга, и свой долг выполняете твердо. Например, карточный домик стоит, – потому что карты, друг друга поддерживая, опираются друг на друга. 463 Милосердие состоит не столько в том, чтобы отдавать, сколько в том, чтобы понимать. – Старайся понять ближнего, оправдать его слабости (это всегда возможно). Особенно – если ты призван о нем судить. 464 Знаешь ли, что его душа в опасности? – Даже издали, своей жизнью в единении с Богом, ты можешь ему помочь. Не мешкай, смелее, – и за дело! 465 Ты заботишься о братьях – это хорошо. Забота – прямое доказательство любви. – Только следи, чтобы твоя забота не выродилась в беспокойство. 466 Ты пишешь: «Люди, как правило, щедры на обещания, но как только речь заходит о деньгах...» Бесконечные разговоры, грандиозные планы, шумный энтузиазм и красивые слова... Когда же приходит время помочь, принести жертву – многие спешат удалиться в тень. А если все-таки раскошелятся – сколько шуму! Приемы, балы, телепередачи и списки пожертвований в газетах... Невеселая картина – но бывают исключения. Будь и ты среди тех, кто, давая милостыню, не позволяет своей левой руке знать, что делает правая. 467 Книги. – Я протягивал руку и просил, словно милостыни, книг – этой пищи духовной, в которой так нуждается алчный ум многих католических студентов. – Я протягивал руку, словно нищий – и мне ничего не подали. – Господи, почему они не понимают, что пища духовная дороже хлеба из самой лучшей пшеницы? 468 Ты так простодушен! Милосердных людей, – говоришь ты мне, – мало. Раздавать ношеную одежду, подавать медный грош – ведь это еще не милосердие. – Ты разочарован. Ты делишься со мной своим разочарованием. – Мне приходит на ум лишь одно утешение: ничего, вот мы с тобой будем давать – и себя отдавать, – без скупости. И те, которые с нами общаются, не будут разочарованы. 469 «Приветствуйте друг друга целованием святым». «Приветствуют вас все святые». «Находящимся в Ефесе святым». «Всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах». Как трогательно это обращение – «святые», – которое было принято у первых христиан... – Научись и ты обращаться к братьям.
|