Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы эволюции общественно-политической мысли Беларуси






В истории развития политической мысли Беларуси можно выделить следующие этапы:

· зарождение политической мысли в древней Беларуси (период раннего средневековья, XI-XIII вв.);

· политические идеи эпохи Возрождения и Реформации (XVI в.);

· политические воззрения периода контрреформации и феодально-католической реакции (конец XVI - середина XVIII в.);

· политическая мысль эпохи Просвещения;

· революционно-демократические идеи XIX в.;

· политическая мысль начала ХХ в.;

· современный этап развития политических идей в Беларуси.

В XI-XIII вв. политическая мысль Беларуси развивалась под влиянием византийской политико-правовой культуры, ставила своей целью теоретическое обоснование абсолютной политической власти. Первые письменные памятники политического характера древней Беларуси посвящались утверждению христианской религии и укреплению феодальной власти. Значительную роль в распространении письменности и просвещения сыграла Ефросиния Полоцкая (ок. 1120-1173). Это протест против братоубийственных усобиц, отстаивание идеи единства восточнославянских княжеств перед лицом внешней угрозы. Выдающимся деятелем древнебелорусской культуры этого периода был Кирилл Туровский (1130-1182). Его произведения проникнуты идеями гуманизма, патриотизма, сильной централизованной власти, которая покончила бы с междоусобными войнами удельных княжеств.

Эпоха Возрождения и Реформации - своеобразный золотой век в истории белорусской культуры. Одна из особенностей белорусского Возрождения состояла в том, что гуманизм и реформация переплетались между собой и развивались одновременно. Одним из самых ярких представителей этого периода явился Франциск Скорина (ок. 1490-1551). Скорина выступал как сторонник справедливости, юридической свободы и равенства всех людей, он осуждал гнет, деспотизм и своеволие феодалов. В его работах уже просматривались положения естественного права, развитые позже Г. Гроцием, Т. Гоббсом и другими мыслителями Нового времени. Идеи ученого оказали влияние на содержание I Статута ВКЛ (1529). Современник A. Скорины Николай Гусовский (около 1470-1533) являлся выразителем передовых общественно-политических взглядов того времени, популяризатором истории и культуры Беларуси. В его поэме «Песнь о зубре» (1522) звучит призыв к единению разных по вере и культуре европейских народов, идея патриотизма и антивоенный пафос.

В эпоху Реформациизначительное влияние имел кальвинизм, крупнейшими идеологами которого были Андрей Волан (1530-1610) и Лев Сапега (1557-1633). Следуя за Аристотелем, Волан выделял правильные и неправильные формы правления государством, но в отличие от него осуждал лишь тиранию, а демократию отождествлял с политией. Волан выступал за равенство всех сословий перед законом, считал, что законы являются гарантией свободы, а правопорядок в стране зависит, в первую очередь, от мудрой и справедливой власти. Идея правового государства нашла отражение в III Статуте ВКЛ 1588 г., составителем которого был Лев Сапега. Он подчеркивал, что всякая власть неизбежно выродится в тиранию, если она не будет опираться на право и ограничивать свою деятельность законами.

В 60-е гг. XVI в. из реформационного движения выделилось радикальное направление - арианство, или антитринитаризм. Крупнейшим идеологом этого направления был Сымон Будный (1530-1593). В работе «О светской власти» он резко критикует существующий государственный строй, требует ограничения магнатского своеволия, равенства всех сословий перед законом.

Василий Тяпинский (около 1540-1604)выступал в защиту белорусского народа, его культуры от феодально-католической реакции, резко критиковал духовенство за то, что оно не содействовало распространению просвещения среди народа. Основной целью человека считал служение Родине, подчеркивал историческое единство славян.

Политическая мысль эпохиконтрреформациинашла отражение в работах первого ректора Виленской иезуитской академии Петра Скарги, который являлся убежденным сторонником абсолютной монархии. При этом требовал подчинения светской власти церковной, а короля Папе Римскому.

Особое место в общественно-политической мысли этого периода занимала проблема освобождения Беларуси от польского гнета и объединения ее с Россией. Видными представителями этого движения являлись - Афанасий Филиппович и СимеонПолоцкий. Филиппович решительно выступал за объединение Беларуси и Украины с Россией, резко критиковал произвол светских и духовных феодалов. Цель Полоцкого - установление в обществе «вечного мира», достижение всеобщего благосостояния без расколов и мятежей.

С середины XVIII в. на белорусских землях распространяется идеология просветительства (реформирование общественно-политического устройства Речи Посполитой с учетом опыта западноевропейских стран). 3 мая 1791 г. принимается Конституция - одна из первых в мире. Однако реализация этих идей в общественно-политической жизни страны была невозможной вследствие слабости заинтересованных социальных сил. Представители - Мартин Почебут-Одленицкий, Тадеуш Костюшко, Якуб Ясинский и другие.

Автором наиболее полной и основательной программы преобразования общественно-политического строя, решения национальных и социальных вопросов был выдающийся политический мыслитель, руководитель восстания 1863-1864 гг. в Беларуси и Литве Кастусь Калиновский (1838-1864). Свои идеи революционного демократизма он изложил на страницах нелегальной газеты «Мужыцкая правда».Кастусь Калиновский былсторонником идеи парламентаризма, а его политическим идеалом являлась демократическая республика.

С революционно-демократическим этапом политической мысли Беларуси связана деятельность и программа революционно-демократической группы «Гомон», созданной студентами-белорусами в Петербурге в 80-е гг. ХІХ в. Они теоретически обосновали существование белорусской нации, право белорусов на самоопределение; социальное и национальное освобождение белорусского народа они связывали с победой народной революции в России, передачей власти в руки Учредительного собрания и образованием федерации свободных, равноправных, автономных областей, создаваемых на просторах Российской империи. Видными представителями являлись Ф. Богушевич, Я. Лучина, А. Гуринович, Н.Н. Судиловский. Последний являлся деятелем международного рабочего движения, ученым-энциклопедистом. Из наших земляков его можно назвать одним из первых политологов. В 1907 г. в Нагасаки (Япония) была выпущена его книга «На политические темы».

Развитие общественно-политической мысли в начале ХХ в., в период революции 1905-1907 гг. и в последующем обусловливалось борьбой трех классовых лагерей на политической арене: правительственного (царизм, помещики), либерально-буржуазного и демократического (рабоче-крестьянского). В основу деятельности первой самостоятельной белорусской политической организации, - Белорусской революционной громады, возникшей в 1902 г., были положены лучшие традиции общественно-политической мысли Беларуси предшествующих веков. Создателями БРГ являлись Антон и Иван Луцкевичи, Вацлав Ластовский, Алоиза Пашкевич (Цетка). Идеология этой организации нашла отражение на страницах газет «Наша доля» и «Наша нива», которые отстаивали идеи гражданского и политического равноправия белорусского народа, свободу пользоваться родным языком, выступали за развитие белорусской литературы и просвещения.

1 января 1919 г. была создана Белорусская Советская Социалистическая Республика. В 1920-е гг. в республике велась работа по национально-культурному возрождению, усилившаяся с началом в 1924 г. политики «белорусизации». Общественно-политическая мысль Беларуси этого периода нашла выражение в работе председателя ЦИК БССР А. Червякова, председателя СНК БССР И.Адамовича, а также известных ученых и политических деятелей В. Игнатовского, В. Ластовского, Б.Тарашкевича и других. В конце 1920-х политика «белорусизации» была свернута, а в 30-е гг. большинство ее активных сторонников были объявлены национал-демократами и подверглись террору. С выходом в свет в 1938 г. сталинского «Краткого курса истории ВКП (б)» были окончательно искорены всякие попытки творческого мышления, окончательно утвердилась тоталитарная идеология.

Политико-правовая мысль Западной Беларуси (1921-1939) разрабатывала другие проблемы. Население вело борьбу за социальное и национальное освобождение, за объединение с БССР. Национально-освободительное движение возглавила КПЗБ, под руководством которой действовали Белорусская крестьянско-рабочая громада, ряд других политических партий и общественных движений. Наиболее известные представители политической мысли этого периода В.Г. Кнорин, А.Ф. Мясников, А.Р. Червяков, И.Д. Луцевич (Я. Купала), К.М. Мицкевич (Я. Колас), П.К. Пономаренко, К.Т. Мазуров, Б. Тарашкевич и другие.

Современный этап развития политических идей в Беларуси начался в конце 1980-х гг. Новые политические идеи нашли воплощение в принятых Верховным Советом республики законах и декларациях. 27 июля 1990 г. принята Декларация о государственном суверенитете Беларуси. На внеочередной сессии 25 августа 1991 г. ей придан статус Конституционного акта. На первый план выходят вопросы о путях дальнейшего развития белорусского государства. В ходе общественно-политической дискуссии предлагались три основные пути постсоветского развития: установление более тесных связей с Россией; ориентация на Запад; создание Балтийско-Черноморского союза государств. 15 марта 1994 г. Верховный Совет Республики Беларуси принял новый Основной Закон - Конституцию независимого государства. В ноябре 1996 г. на республиканском референдуме принята новая редакция Конституции страны.

Политическая мысль, вопросы социально-политического развития находят отражение в учебных пособиях по политологии, в публикациях журнала «Беларуская думка» и в других периодических изданиях страны. За последнее десятилетие в республике созданы Институт социологии (где работает и отдел политологии) и Институт государства и права НАН Беларуси, Институт государственного строительства, Белорусский институт информации и прогноза, преобразованный затем в Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, Независимый институт социально-экономических и политических исследований и другие политологические центры. В 1993 г. учреждены Белорусская ассоциация политических наук (президент В.А.Бобков) и Ассоциация политологов Беларуси. Впоследствии была создана Белорусская академия политологических наук (президент С.В.Решетников). С 1989 г. курс политологии преподается в высших учебных заведениях Беларуси, а с 1992 г. в Белорусском государственном университете ведется подготовка профессиональных политологов.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал