Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие политической мысли в России.






История политических учений России берет свое начало в древнерусских летописях, в которых на основе устных сказаний делались попытки восстановить историческое прошлое Руси.

В условиях феодальной раздробленности в летописях появляется тема объединения русских земель и их борьбы с внешними врагами.

В период борьбы с татаро-монгольским игом и образования Русского централизованного государства (XIV-XVI вв.) на первый план выдвигаются сюжеты, связанные с решением этих политических проблем.

В XVIII ст. в Россию стали проникать и находить своих сторонников идеи европейских политических мыслителей. Так, сторонником теории " естественного права" был русский историк и государственный деятель В.Н.Татищев (1686 - 1750), который, опираясь на нее, выступал против крепостничества. Так же, как и передовые политические мыслители Европы, он обосновывал необходимость развития науки и просвещения.

В XVIII в. появляются первые защитники класса буржуазии, в частности купечества. К ним относится И. Т.Посошков (1652- 1726). Однако, защищая интересы купцов, он выступал за регламентацию их деятельности, за строгое выполнение ими царских указов, за установление цен на товары и определение стоимости денег.

В этот период разворачивается критика крепостничества и абсолютистских порядков с позиций гуманизма и просветительства. Особой остротой отличалось обличение существующего экономического и политического строя А. Н.Радищевым (1749 – 1802. Радищев пришел к выводу, что единственным средством ликвидации крепостнических порядков может быть народная революция.

Первая половина XIX в. в истории политических учений России ознаменовалась распространением в стране идей либерализма. Виднейшим представителем либерального течения был крупный царский чиновник М.М.Сперанский (1772 -1839). Большое внимание Сперанский уделял разделению властей: законодательного органа - Государственной Думы, исполнительной власти в лице императора и третьей власти - высшего судебного органа.

Более прогрессивными были конституционные проекты декабристов Н.М.Муравьева (1796-1843) и П.И.Пестеля (1793-1826), в которых был выдвинут ряд ценных идей по демократизации государственного строя России.

XIX столетие в истории политической мысли России характеризуется широким спектром политических идей, касающихся будущего страны.

Западники (П.В.Анненков, В.П.Боткин, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, И.С.Тургенев, П.Я.Чаадаев, Б.Н.Чичерин) выступали за принятие Россией западноевропейских политических ценностей, в частности парламентаризма и конституционных порядков Англии и Франции.

Славянофилы (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков и др.) в отличие от западников считали неприемлемым для России западноевропейский опыт политического и социально-экономического развития. Они обосновывали неприятие идей Запада специфическим для России миропониманием, традиционными общественными устоями, стилем и укладом жизни русского народа.

Односторонность идей славянофильства критиковал русский философ В. С. Соловьев (1853 -1900). Политический идеал Соловьева - установление " царства божия", т.е. политической власти воссоединившейся православной и католической церкви в рамках церковно-монархического государства.

В середине XIX в. в России в условиях размаха крестьянского движения, в период кризиса феодальной, крепостнической системы развернулась деятельность революционеров-демократов А.И.Герцена, Н.П.Огарева, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова. Они пришли к выводу, что развитие общества происходит через борьбу масс с угнетателями. Разрешить основные противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми, по их мнению, возможно лишь в результате борьбы, восстания, крестьянской революции.

Русские революционные демократы видели в народе главную силу исторического развития и требовали народовластия. Они утверждали, что демократия, приспособленная к интересам буржуазии, не может привести народ к благополучной жизни, а сделать это может только народная республика.

В среде революционных демократов широтой своих политических суждений и активной политической деятельностью выделялся А.И.Герцен (1812 - 1870). Его демократические взгляды выразительно проявились в критике русского самодержавия.

А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский положили начало движению разночинной интеллигенции, получившему название " народничество ". Виднейшими идеологами этого движения были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. Все они являлись сторонниками крестьянской революции, способной привести народ к общинному социализму.

В конце 80 - 90-х гг. XIX в. революционное народничество уступило место либерально-народническому направлению, представители которого (Н.К.Михайловский, В.П.Воронцов и др.) стремились путем обращения к самодержавию воплотить в жизнь народническую идею наделения крестьян землей, находящейся во владении помещиков. С острой критикой народничества выступал марксист В.И.Ленин (1870-1924). Ленин, пропагандируя идею ведущей роли рабочего класса, большое внимание уделял роли революционной партии в его мобилизации на борьбу против буржуазии. Политику Ленин рассматривал с позиций взаимоотношений наций и отношений между классами. Классы, по его мнению, не только образуют основание политики, но и определяют ее содержание. Ленин развил теорию Маркса не только о партии, но и о социалистической революции. Кстати, против этой идеи выступили русские социалисты Г.В.Плеханов, Н.Е.Суханов и др., которые предупреждали, что Россия по уровню своего экономического и культурного развития не готова к социалистической революции.

 

8. Эволюция политической мысли в Беларуси.

На формирование политической мысли в Беларуси оказывала влияние ее историческая судьба, в частности пребывание в составе Древнерусского государства (IX -XI вв.), Великого княжества Литовского (XIII -XVIII вв.) и Российской империи.

Первые письменные памятники политического характера в Беларуси были посвящены укреплению феодальной власти и утверждению христианской религии. В частности, это было характерно для произведений таких древне-белорусских мыслителей, просветителей и общественных деятелей, как Ефросинья Полоцкая (1120-1173) и Кирилл Туровский (1130-1182).

В процессе укрепления феодально-крепостнических порядков в Великом княжестве Литовском, в состав которого входили и белорусские земли, появляются опубликованные на древнебелорусском языке правовые акты. Наибольший интерес представляют Первый (1529), Второй (1566) и Третий (1588) Статуты ВКЛ (кодексы государственных законов.

У истоков гуманистического движения в Беларуси сто­ял белорусский первопечатник и просветитель Франциск Скорина (около 1490-1541).Политические воззрения Скорины были направлены на утверждение в народе правосознания, а в государстве — правосудия и справедливости. Закон, по мнению Скорины, должен быть основой, на которой существует общество.

Различные подходы к феодальным порядкам нашли свое отражение в произведениях Симона Будного (1530—1593). Он ос­тро критиковал и опровергал взгляды гуманистов-радика­лов. Одним из доводов, выдвигаемых им про­тив идей ликвидации слоя богатых собственников, было то, что если этот слой исчезнет, то кто же тогда будет по­могать бедным, давать милостыню нищим, ибо после из­бавления от собственности бывшим богатым людям при­дется самим побираться.

Широко известный белорусский гуманист Микола Гусовский (около 1480 — после 1533) наряду с проблемой взаимоот­ношений человека и общества с природой в своих опубли­кованных работах излагал и политические взгляды. Осо­бое место в суждениях о политике им отводилось чертам идеального правителя государства.

Следует отметить, что идеи Возрождения и Реформа­ции в Беларуси выражались и поддерживались не только учеными и литераторами, но и некоторыми представите­лями правящей верхушки Великого княжества Литовско­го. В их числе был и Лев Сапега (1557 — 1633. Это был прогрессивный и здравомыслящий политик, выражавший прежде всего ин­тересы шляхетского сословия. Он выступал за единое, централизованное, независимое и правовое государство, законы в котором защищают не только управляющих, но и управляемых.

В среде феодалов было немало и противников идей Ре­формации и Возрождения. Одним из активных защитников католицизма, феодализма и монархизма был церковно-религиозный и политический деятель Речи Посполитои Петр Скарга (1536—1612). Яв­ляясь сторонником идей Ф.Аквинского, он требовал подчи­нения светской власти церковной, а короля — папе римско­му. Очень резко выступал против шляхетского сословия, обвиняя его в распространении идей Реформации.

Основной политической темой в трудах белорусских мыслителей XVI — XVIII вв. была борьба с польскими фе­одалами и защищавшей их интересы католической цер­ковью. Одним из таких борцов был брестский судья Кази­мир Лыщинский (около 1634 — 1689). Его политический идеал — крепкое государство с просвещенным монархом.

Особое место в общественно-политической мысли XVII —XVIII вв. занимала проблема освобождения Белару­си от Польши и воссоединения ее с Россией. Виднейшими представителями этого движения были Симеон Полоцкий, Афанасий Филипович и другие общественно-политические деятели этого периода.

Наиболее ярким представителем революционно-демокра­тического движения в Беларуси был Кастусь Калиновский (1838—1864). Приехав в Бела­русь, занялся революционной деятельностью, создал нелегаль­ную революционную организацию, участвовал в подготовке издания революционно-демократической газеты " Мужицкая правда". В 1863 г. возглавил восстание в Беларуси и Литве, направленное против крепостничества и царского самодержа­вия. Конечная цель восстания — искоренение имущественного и сословного неравенства и установление демократического строя, при котором земля должна принадлежать крестьянам, а все государственные дела будет решать сам народ.

Калиновский положил начало народническому движе­нию в Беларуси. В 70 — 80-е гг. идеи народничества под­держивали и пропагандировали С.Ковалик, Н.Судзиловский, И.Гриневицкий, Ф.Богушевич, С.Лучина, А.Богданович и другие известные белорусские ученые и литераторы. Многие из них были связаны с организацией " Народная воля" и разделяли взгляды русских народо­вольцев.

Затем, уже в 20 в., насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократической традиции выражали Алоиза Пашкевич (Тётка), М. Багданович, Я. Купала, Я. Колас.

Революционно-демократическая традиции противостояло главным образом идейно-политическое течение, получившее название западноруссизма. Сре­ди наиболее видных западноруссистов в разное время были Иосиф Семашко, Ксенофонт Говорений, Михаил Коялович, Лукьян Солоневич. Сторонники западнорусской традиции считали, что Беларусь не является отдельной страной и что, следовательно, она не в состоянии самостоятельно культурно и политически раз­виваться.

С падением самодержавия и распадом Российской импе­рии на первое место в общественно-политической жизни Бе­ларуси выдвигается становление белорусской национальной государственности.

Белорусская социалистическая громада, заняла на­ционально-демократические позиции. Она стала осуществ­лять идею национального самоопределения белорусов в форме образования ими своего независимого демократиче­ского государства. Активными проводниками этой полити­ческой линии были такие деятели БСГ, как А. И. Луцкевич, И. И. Луцкевич, В. Ю. Ластовский, А. И. Цвикевич, Алесь Гарун, И. Я. Воронко, А. А. Смолич и др. В результате их усилий была провоз­глашена Белорусская Народная Республика. Другая часть революционных сил, представленная пре­имущественно их большевистским крылом, поначалу не имела достаточно ясного представления о форме будущей государственности белорусского народа. В итоге была сформулирована идея образования федера­ции равноправных советских национальных республик. Практическое ее осуществление в Беларуси возглавляли Д. Ф. Жилунович (Тишка Гартный), О. Л. Дыло, В. С. Фальский, А. Г. Червяков, Д. С. Чернушевич, Ф. Г. Шантырь и другие деятели большевистской партии. Образование Белорусской ССР и ее развитие в союзе с другими народами бывшей Российской империи явилось но­вым, исторически обусловленным, закономерным этапом в становлении государственности и развитии самосознания белорусского народа.

Но также следует заметить, что в советское время в Беларуси, России и других рес­публиках СССР идеологический плюрализм был подав­лен. Господствующее положение в политической науке и практике заняла марксистско-ленинская идеология.

С начала 90-х годов открылся новый этап развития госу­дарственности Беларуси. Основными проблемами становятся проблемы гражданского общества и построения правового государства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал