Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие политической мысли в России.
История политических учений России берет свое начало в древнерусских летописях, в которых на основе устных сказаний делались попытки восстановить историческое прошлое Руси. В условиях феодальной раздробленности в летописях появляется тема объединения русских земель и их борьбы с внешними врагами. В период борьбы с татаро-монгольским игом и образования Русского централизованного государства (XIV-XVI вв.) на первый план выдвигаются сюжеты, связанные с решением этих политических проблем. В XVIII ст. в Россию стали проникать и находить своих сторонников идеи европейских политических мыслителей. Так, сторонником теории " естественного права" был русский историк и государственный деятель В.Н.Татищев (1686 - 1750), который, опираясь на нее, выступал против крепостничества. Так же, как и передовые политические мыслители Европы, он обосновывал необходимость развития науки и просвещения. В XVIII в. появляются первые защитники класса буржуазии, в частности купечества. К ним относится И. Т.Посошков (1652- 1726). Однако, защищая интересы купцов, он выступал за регламентацию их деятельности, за строгое выполнение ими царских указов, за установление цен на товары и определение стоимости денег. В этот период разворачивается критика крепостничества и абсолютистских порядков с позиций гуманизма и просветительства. Особой остротой отличалось обличение существующего экономического и политического строя А. Н.Радищевым (1749 – 1802. Радищев пришел к выводу, что единственным средством ликвидации крепостнических порядков может быть народная революция. Первая половина XIX в. в истории политических учений России ознаменовалась распространением в стране идей либерализма. Виднейшим представителем либерального течения был крупный царский чиновник М.М.Сперанский (1772 -1839). Большое внимание Сперанский уделял разделению властей: законодательного органа - Государственной Думы, исполнительной власти в лице императора и третьей власти - высшего судебного органа. Более прогрессивными были конституционные проекты декабристов Н.М.Муравьева (1796-1843) и П.И.Пестеля (1793-1826), в которых был выдвинут ряд ценных идей по демократизации государственного строя России. XIX столетие в истории политической мысли России характеризуется широким спектром политических идей, касающихся будущего страны. Западники (П.В.Анненков, В.П.Боткин, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, И.С.Тургенев, П.Я.Чаадаев, Б.Н.Чичерин) выступали за принятие Россией западноевропейских политических ценностей, в частности парламентаризма и конституционных порядков Англии и Франции. Славянофилы (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков и др.) в отличие от западников считали неприемлемым для России западноевропейский опыт политического и социально-экономического развития. Они обосновывали неприятие идей Запада специфическим для России миропониманием, традиционными общественными устоями, стилем и укладом жизни русского народа. Односторонность идей славянофильства критиковал русский философ В. С. Соловьев (1853 -1900). Политический идеал Соловьева - установление " царства божия", т.е. политической власти воссоединившейся православной и католической церкви в рамках церковно-монархического государства. В середине XIX в. в России в условиях размаха крестьянского движения, в период кризиса феодальной, крепостнической системы развернулась деятельность революционеров-демократов А.И.Герцена, Н.П.Огарева, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова. Они пришли к выводу, что развитие общества происходит через борьбу масс с угнетателями. Разрешить основные противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми, по их мнению, возможно лишь в результате борьбы, восстания, крестьянской революции. Русские революционные демократы видели в народе главную силу исторического развития и требовали народовластия. Они утверждали, что демократия, приспособленная к интересам буржуазии, не может привести народ к благополучной жизни, а сделать это может только народная республика. В среде революционных демократов широтой своих политических суждений и активной политической деятельностью выделялся А.И.Герцен (1812 - 1870). Его демократические взгляды выразительно проявились в критике русского самодержавия. А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский положили начало движению разночинной интеллигенции, получившему название " народничество ". Виднейшими идеологами этого движения были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. Все они являлись сторонниками крестьянской революции, способной привести народ к общинному социализму. В конце 80 - 90-х гг. XIX в. революционное народничество уступило место либерально-народническому направлению, представители которого (Н.К.Михайловский, В.П.Воронцов и др.) стремились путем обращения к самодержавию воплотить в жизнь народническую идею наделения крестьян землей, находящейся во владении помещиков. С острой критикой народничества выступал марксист В.И.Ленин (1870-1924). Ленин, пропагандируя идею ведущей роли рабочего класса, большое внимание уделял роли революционной партии в его мобилизации на борьбу против буржуазии. Политику Ленин рассматривал с позиций взаимоотношений наций и отношений между классами. Классы, по его мнению, не только образуют основание политики, но и определяют ее содержание. Ленин развил теорию Маркса не только о партии, но и о социалистической революции. Кстати, против этой идеи выступили русские социалисты Г.В.Плеханов, Н.Е.Суханов и др., которые предупреждали, что Россия по уровню своего экономического и культурного развития не готова к социалистической революции.
8. Эволюция политической мысли в Беларуси. На формирование политической мысли в Беларуси оказывала влияние ее историческая судьба, в частности пребывание в составе Древнерусского государства (IX -XI вв.), Великого княжества Литовского (XIII -XVIII вв.) и Российской империи. Первые письменные памятники политического характера в Беларуси были посвящены укреплению феодальной власти и утверждению христианской религии. В частности, это было характерно для произведений таких древне-белорусских мыслителей, просветителей и общественных деятелей, как Ефросинья Полоцкая (1120-1173) и Кирилл Туровский (1130-1182). В процессе укрепления феодально-крепостнических порядков в Великом княжестве Литовском, в состав которого входили и белорусские земли, появляются опубликованные на древнебелорусском языке правовые акты. Наибольший интерес представляют Первый (1529), Второй (1566) и Третий (1588) Статуты ВКЛ (кодексы государственных законов. У истоков гуманистического движения в Беларуси стоял белорусский первопечатник и просветитель Франциск Скорина (около 1490-1541).Политические воззрения Скорины были направлены на утверждение в народе правосознания, а в государстве — правосудия и справедливости. Закон, по мнению Скорины, должен быть основой, на которой существует общество. Различные подходы к феодальным порядкам нашли свое отражение в произведениях Симона Будного (1530—1593). Он остро критиковал и опровергал взгляды гуманистов-радикалов. Одним из доводов, выдвигаемых им против идей ликвидации слоя богатых собственников, было то, что если этот слой исчезнет, то кто же тогда будет помогать бедным, давать милостыню нищим, ибо после избавления от собственности бывшим богатым людям придется самим побираться. Широко известный белорусский гуманист Микола Гусовский (около 1480 — после 1533) наряду с проблемой взаимоотношений человека и общества с природой в своих опубликованных работах излагал и политические взгляды. Особое место в суждениях о политике им отводилось чертам идеального правителя государства. Следует отметить, что идеи Возрождения и Реформации в Беларуси выражались и поддерживались не только учеными и литераторами, но и некоторыми представителями правящей верхушки Великого княжества Литовского. В их числе был и Лев Сапега (1557 — 1633. Это был прогрессивный и здравомыслящий политик, выражавший прежде всего интересы шляхетского сословия. Он выступал за единое, централизованное, независимое и правовое государство, законы в котором защищают не только управляющих, но и управляемых. В среде феодалов было немало и противников идей Реформации и Возрождения. Одним из активных защитников католицизма, феодализма и монархизма был церковно-религиозный и политический деятель Речи Посполитои Петр Скарга (1536—1612). Являясь сторонником идей Ф.Аквинского, он требовал подчинения светской власти церковной, а короля — папе римскому. Очень резко выступал против шляхетского сословия, обвиняя его в распространении идей Реформации. Основной политической темой в трудах белорусских мыслителей XVI — XVIII вв. была борьба с польскими феодалами и защищавшей их интересы католической церковью. Одним из таких борцов был брестский судья Казимир Лыщинский (около 1634 — 1689). Его политический идеал — крепкое государство с просвещенным монархом. Особое место в общественно-политической мысли XVII —XVIII вв. занимала проблема освобождения Беларуси от Польши и воссоединения ее с Россией. Виднейшими представителями этого движения были Симеон Полоцкий, Афанасий Филипович и другие общественно-политические деятели этого периода. Наиболее ярким представителем революционно-демократического движения в Беларуси был Кастусь Калиновский (1838—1864). Приехав в Беларусь, занялся революционной деятельностью, создал нелегальную революционную организацию, участвовал в подготовке издания революционно-демократической газеты " Мужицкая правда". В 1863 г. возглавил восстание в Беларуси и Литве, направленное против крепостничества и царского самодержавия. Конечная цель восстания — искоренение имущественного и сословного неравенства и установление демократического строя, при котором земля должна принадлежать крестьянам, а все государственные дела будет решать сам народ. Калиновский положил начало народническому движению в Беларуси. В 70 — 80-е гг. идеи народничества поддерживали и пропагандировали С.Ковалик, Н.Судзиловский, И.Гриневицкий, Ф.Богушевич, С.Лучина, А.Богданович и другие известные белорусские ученые и литераторы. Многие из них были связаны с организацией " Народная воля" и разделяли взгляды русских народовольцев. Затем, уже в 20 в., насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократической традиции выражали Алоиза Пашкевич (Тётка), М. Багданович, Я. Купала, Я. Колас. Революционно-демократическая традиции противостояло главным образом идейно-политическое течение, получившее название западноруссизма. Среди наиболее видных западноруссистов в разное время были Иосиф Семашко, Ксенофонт Говорений, Михаил Коялович, Лукьян Солоневич. Сторонники западнорусской традиции считали, что Беларусь не является отдельной страной и что, следовательно, она не в состоянии самостоятельно культурно и политически развиваться. С падением самодержавия и распадом Российской империи на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвигается становление белорусской национальной государственности. Белорусская социалистическая громада, заняла национально-демократические позиции. Она стала осуществлять идею национального самоопределения белорусов в форме образования ими своего независимого демократического государства. Активными проводниками этой политической линии были такие деятели БСГ, как А. И. Луцкевич, И. И. Луцкевич, В. Ю. Ластовский, А. И. Цвикевич, Алесь Гарун, И. Я. Воронко, А. А. Смолич и др. В результате их усилий была провозглашена Белорусская Народная Республика. Другая часть революционных сил, представленная преимущественно их большевистским крылом, поначалу не имела достаточно ясного представления о форме будущей государственности белорусского народа. В итоге была сформулирована идея образования федерации равноправных советских национальных республик. Практическое ее осуществление в Беларуси возглавляли Д. Ф. Жилунович (Тишка Гартный), О. Л. Дыло, В. С. Фальский, А. Г. Червяков, Д. С. Чернушевич, Ф. Г. Шантырь и другие деятели большевистской партии. Образование Белорусской ССР и ее развитие в союзе с другими народами бывшей Российской империи явилось новым, исторически обусловленным, закономерным этапом в становлении государственности и развитии самосознания белорусского народа. Но также следует заметить, что в советское время в Беларуси, России и других республиках СССР идеологический плюрализм был подавлен. Господствующее положение в политической науке и практике заняла марксистско-ленинская идеология. С начала 90-х годов открылся новый этап развития государственности Беларуси. Основными проблемами становятся проблемы гражданского общества и построения правового государства.
|