![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В Российской Федерации до 2030 года 2 страница
В целях создания конкурентной среды предусматривается развитие системы государственного тарифного регулирования. Тариф на грузовые перевозки будет дифференцирован в зависимости от качества услуги. Тарифы на перевозки (в том числе в собственном подвижном составе и поездных формированиях) с учетом выделенных тарифных составляющих будут устанавливаться на базе данных раздельного учета по видам деятельности и являться экономически обоснованными, рассчитанными на основе обоснованных издержек и уровня рентабельности, достаточного для расширенного воспроизводства основных фондов. На рынке пассажирских перевозок созданная на третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта система компенсации за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации потерь в доходах, связанных с перевозками льготных категорий граждан и перевозками по регулируемым тарифам, обеспечит возможность участникам рынка вести хозяйственную деятельность с достаточной нормой рентабельности. При этом государство получит возможность привлекать участников рынка для обеспечения перевозок на конкурсной основе. С учетом достигнутых результатов реформирования будут созданы условия для развития конкуренции в сфере дальних и пригородных пассажирских перевозок, будет совершенствоваться система дерегулирования тарифов в конкурентных сегментах рынка, регулирования деятельности участников рынка на основе законодательства о защите конкуренции. В целях повышения качества обслуживания пассажиров в случае использования перевозчиками новых типов подвижного состава, видов услуг, технологий, обеспечивающих повышение качества обслуживания пассажиров, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (с учетом структуры платежеспособного спроса населения в пригородных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом общего пользования) могут приниматься решения об изменении методов регулирования или прекращении регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на отдельных направлениях перевозок. На рынке перевозок будут работать региональные перевозчики, в том числе дочерние общества открытого акционерного общества " Российские железные дороги", созданные с участием субъектов Российской Федерации. Для всех перевозчиков предусматривается обеспечение недискриминационного доступа к услугам инфраструктуры (в том числе к вокзалам и платформам), равных условий для конкуренции, единых требований к обеспечению безопасности. На основе растущего спроса будет развиваться сегмент перевозок повышенной комфортности, высокоскоростных и скоростных перевозок. Сфера ремонта инфраструктуры и подвижного состава на железнодорожном транспорте полностью перейдет на рыночные принципы работы. Будет активно развиваться комплексное сервисное обслуживание подвижного состава и инфраструктуры на всех этапах их жизненного цикла. Перевозчикам и собственникам подвижного состава будут оказываться эффективные комплексные услуги, обеспечивающие оптимизацию капитальных и текущих издержек.
Основные задачи по обеспечению безопасности на объектах железнодорожного транспорта
Для обеспечения безопасности на объектах железнодорожного транспорта будут решены следующие основные задачи: совершенствование основных положений государственной политики и нормативной правовой базы обеспечения безопасности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и их реализация; разработка комплекса мероприятий по реализации положений государственной политики и приоритетных направлений обеспечения безопасности транспортной системы России в области железнодорожного транспорта; разработка методологии и практических методов решения задач обеспечения безопасности на объектах железнодорожного транспорта; определение состава угроз безопасности объектов железнодорожного транспорта; проведение категорирования и оценки уязвимости объектов железнодорожного транспорта; разработка системы требований по обеспечению безопасности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта с учетом категории и уязвимости объекта; разработка системы обременения хозяйствующих субъектов обязательствами по осуществлению мобилизационной подготовки на железнодорожном транспорте, выполнению воинских и специальных железнодорожных перевозок (включая механизмы финансирования); разработка и реализация системы мероприятий по повышению комплексной защищенности объектов инфраструктуры, создание перечня объективных критериев для объединения объектов железнодорожного транспорта в группы с целью снижения расходов на обеспечение их безопасности за счет типизации и стандартизации; разработка и адаптация новейших технологий и программно-аппаратных средств обеспечения безопасности, в том числе пассивных и активных средств защиты критически важных и опасных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта; создание автоматизированной системы мониторинга состояния и управления безопасностью критически важных и опасных объектов инфраструктуры; совершенствование материально-технического, информационно-коммуникационного, научно-технического и кадрового обеспечения безопасности; подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности; осуществление автоматизированного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности; создание, модернизация и ведение баз данных по оценке уязвимости категорированных объектов; разработка и ведение планов обеспечения транспортной безопасности категорированных объектов; паспортизация категорированных объектов; мониторинг состояния транспортной безопасности на железнодорожном транспорте, включая создание и эксплуатацию центра контроля состояния транспортной безопасности; эксплуатация, техническая поддержка и модернизация единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности в части железнодорожного транспорта; оснащение (модернизация) объектов железнодорожного транспорта техническими средствами защиты. Для решения указанных задач будет разработан комплекс нормативных, организационных, экономических и технико-технологических мероприятий. Также потребуется совершенствование деятельности всех органов управления транспортом, модернизация производственной базы транспорта, переход на новые технологии и виды технических средств, активное использование новейших информационно-коммуникационных технологий и средств их реализации (средств вычислительной техники и связи, сбора и обработки информации). Необходима реализация мероприятий по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности России с учетом реформирования железнодорожного транспорта. Комплексным результатом реализации таких мероприятий будет создание эффективной системы обеспечения необходимого уровня защищенности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта для устойчивого и безопасного функционирования транспортной системы и защиты от актов незаконного вмешательства, включая: снижение риска совершения акта противоправного вмешательства на 16 - 17 процентов; охват системой мониторинга состояния защищенности 100 процентов критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Совершенствование системы государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте
Целями совершенствования государственного тарифного регулирования на железнодорожном транспорте являются: развитие транспортных связей между регионами с целью сохранения и укрепления территориального единства, макроэкономической и социально-экономической стабильности государства; снижение совокупных транспортных затрат; повышение конкурентоспособности услуг железнодорожного транспорта и российских товаропроизводителей - потребителей услуг железнодорожного транспорта; обеспечение устойчивого и безопасного функционирования и динамичного развития транспорта на основе обеспечения баланса интересов субъектов естественных монополий в области транспорта и пользователей их услугами; формирование модели государственного регулирования рынков услуг железнодорожного транспорта, обеспечивающей развитие механизмов саморегулирования, ценовой и технологической конкуренции в потенциально-конкурентных и конкурентных сегментах деятельности железнодорожного транспорта, повышение эффективности функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта, соблюдение баланса интересов субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте и потребителей их услуг в естественно-монопольных сегментах деятельности железнодорожного транспорта; формирование нормативно-правовой основы государственного регулирования, ориентированной на комплексный подход к регулированию рынков услуг железнодорожного транспорта и рынков услуг других системообразующих инфраструктурных комплексов; обеспечение инвестиционного развития инфраструктурных секторов экономики для обеспечения высоких темпов экономического развития; достижение системного макроэкономического эффекта от комплексного регулирования рынков услуг железнодорожного транспорта и рынков услуг других системообразующих инфраструктурных комплексов; создание дифференцированной системы государственного тарифного регулирования, адаптированной к различным условиям функционирования рынка (естественно-монопольным, переходным (временно-монопольным)). Задачами совершенствования государственного тарифного регулирования на железнодорожном транспорте являются: ограничение негативного влияния роста тарифов на услуги, оказываемые субъектами естественных монополий в области транспорта на темпы инфляции и социально-экономического развития; создание условий для обеспечения эффективной деятельности субъектов естественных монополий в области транспорта; повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта; обеспечение прозрачности и обоснованности государственной тарифной политики в области транспорта; создание экономических стимулов, обеспечивающих снижение себестоимости транспортных услуг, улучшение их качества, расширение рынка транспортных услуг, а также устойчивое функционирование и динамичное развитие транспортной отрасли; проведение гибкой тарифной политики; развитие механизмов саморегулирования, ценовой и технологической конкуренции в конкурентных сегментах деятельности железнодорожного транспорта, повышение эффективности функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта, соблюдение баланса интересов субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте и потребителей их услуг в естественно-монопольных сегментах деятельности железнодорожного транспорта; формирование системы государственного тарифного регулирования и методологии построения тарифов, способствующих сокращению транспортных издержек в экономике. Основными направлениями совершенствования государственного тарифного регулирования на железнодорожном транспорте являются: формирование системы государственного регулирования и методологии ценообразования на железнодорожном транспорте, учитывающей географические и социально-экономические условия функционирования товарных рынков и рынков транспортных услуг; совершенствование системы построения тарифов исходя из принципа соблюдения баланса интересов субъектов естественных монополий в области железнодорожного транспорта, потребителей их услуг, других участников рынка услуг железнодорожного транспорта; совершенствование структуры построения тарифов, направленное на повышение инвестиционной привлекательности отдельных сегментов рынка услуг железнодорожного транспорта, реализация тарифной политики и повышение конкурентоспособности данных рынков; систематизация законодательства, методологии государственного тарифного регулирования в зависимости от состояния рынков услуг железнодорожного транспорта; расширение спектра применяемых методов прямого тарифного регулирования в естественно-монопольных сегментах деятельности железнодорожного транспорта; нормативно-правовое и методологическое обеспечение механизма государственного регулирования на переходный период, в том числе в отношении применения методов поведенческого регулирования в увязке с методами тарифного регулирования, определения и применения методов косвенного регулирования; создание системы государственного регулирования, включая государственное тарифное регулирование, основанной на среднесрочном и долгосрочном прогнозировании динамики социально-экономических процессов на национальном и мировом рынках, с целью опережающего реагирования на изменяющиеся потребности экономики на макро- и микроуровне; формирование нормативно-правовой, институциональной и методологической основы государственного регулирования, ориентированной на комплексный подход к регулированию рынков услуг железнодорожного транспорта и рынков услуг системообразующих инфраструктурных комплексов; внедрение автоматизированных систем имитационного моделирования при прогнозе финансово-экономических результатов деятельности субъектов регулирования и потребителей их услуг в зависимости от принятия тех или иных решений регулятора, при пофакторном анализе результатов деятельности субъектов регулирования в отчетном периоде, при определении параметров мультипликативного
финансово-экономического эффекта по вариантам реализации инвестиционных проектов, а также при расчете необходимых инвестиций; разработка и внедрение системы мониторинга и анализа основных параметров рынков услуг железнодорожного транспорта, характеризующих состояние этих рынков (естественно-монопольное, переходное в условиях несовершенной конкуренции, конкурентное); совершенствование системы тарифов на грузовые перевозки, соответствующей состоянию рынка в процессе проведения структурной реформы, посредством выделения в тарифах необходимых составляющих на базе данных раздельного учета по видам деятельности; совершенствование системы тарифов на пассажирские перевозки в целях реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и адаптации тарифной политики к условиям реформирования железнодорожного транспорта.
Основные принципы и механизмы государственного регулирования в естественно-монопольном, временно-монопольном и конкурентном сегментах рынка услуг железнодорожного транспорта
Рынки услуг железнодорожного транспорта могут относиться к естественно-монопольному, переходному (временно-монопольному) и конкурентному типам. Услуги железнодорожного транспорта могут оказываться в условиях естественно-монопольного, конкурентного и переходного состояния рынков. Государственное регулирование в естественно-монопольном сегменте рынка услуг железнодорожного транспорта должно базироваться на следующих основных принципах: минимизация отрицательных последствий на макро- и микроуровне, связанных с функционированием рынка услуг железнодорожного транспорта в состоянии естественной монополии (экстенсивность развития, технологическая отсталость, рост издержек), при соблюдении баланса интересов субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте и потребителей их услуг; обеспечение сбалансированности интересов государства, пользователей услуг и предприятий железнодорожного транспорта; поэтапный переход к системной политике установления тарифов, обеспечивающей опережающее развитие инфраструктуры и перевозочных средств железнодорожного транспорта по отношению к потребностям экономики; разработка и реализация механизмов участия государства в осуществлении инвестиционных проектов, направленных на инфраструктурное обеспечение потребностей экономики страны и совершенствование тарифов, в комплексе с механизмами государственной поддержки железнодорожного транспорта; применение взвешенного подхода к сохранению (сокращению, ликвидации) методов перекрестного субсидирования планово-убыточных, но социально значимых видов деятельности за счет общего финансово-экономического результата деятельности субъектов естественных монополий исходя из объективной оценки структуры экономической деятельности субъектов регулирования и возможностей государственного субсидирования; стимулирование повышения эффективности и сокращения издержек субъектов естественных монополий, в том числе за счет участия регулятора в процедуре планирования инвестиций и повышения оптимальности планирования инвестиций на основе долгосрочного прогнозирования макроэкономических тенденций и оценки мультипликативного эффекта от реализации инвестиционных проектов по различным вариантам технических и технологических решений. Государственное регулирование в конкурентном сегменте рынка услуг железнодорожного транспорта должно базироваться на принципе поддержания и развития механизмов ценовой и технологической конкуренции, стимулирующих сокращение издержек на оказание услуг при повышении их качества в условиях либерализации. Государственное регулирование в переходном (временно-монопольном) сегменте рынка услуг железнодорожного транспорта должно базироваться на принципе снижения экономических барьеров входа на этот рынок потенциальных конкурентов и повышения их заинтересованности в инвестициях в развитие собственной деятельности на этом рынке. Основными механизмами государственного регулирования в естественно-монопольном сегменте рынка услуг железнодорожного транспорта являются: установление фиксированных тарифов на основании экономически обоснованных затрат субъектов регулирования и нормативной прибыли с учетом обеспечения нормативной рентабельности собственного (инвестированного) капитала; установление предельных уровней тарифов; регулирование недискриминационного доступа; контроль и надзор; досудебное урегулирование споров в части применения тарифов; ведение реестра регулируемых сегментов естественно-монопольных рынков, субъектов естественных монополий, работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии; определение стандартов раскрытия информации для пользователей; определение перечня потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; раздельное ведение учета доходов и расходов по каждому виду деятельности в регулируемой сфере. Основными механизмами государственного регулирования в конкурентном сегменте рынка услуг железнодорожного транспорта являются: регулирование поведенческих условий деятельности субъектов рынка (антимонопольное регулирование); поддержание и развитие условий для эффективного саморегулирования рынка услуг железнодорожного транспорта в условиях ценовой и технологической конкуренции. Основными механизмами государственного регулирования в переходном (временно-монопольном) сегменте рынка услуг железнодорожного транспорта являются: установление предельного уровня тарифов; регулирование нормативной рентабельности; применение иных косвенных методов регулирования (установление и контроль минимально необходимых объемов оказания услуг, соотношение стандартов услуг, оказываемых по регулируемым и нерегулируемым тарифам); проведение мониторинга состояния рынков, включая принятие предписаний по вопросам установления тарифов по факту обращения пользователей услуг естественных монополий; ведение реестра переходных (находящихся в условиях несовершенной конкуренции) сегментов рынка.
Основные направления научных исследований в области железнодорожного транспорта
Направлениями научных исследований в области железнодорожного транспорта, реализация которых помимо прочих источников предусматривает финансирование за счет средств открытого акционерного общества " Российские железные дороги", являются: разработка комплекса технических регламентов, содержащих требования по обеспечению безопасности и охране окружающей среды к объектам технического регулирования на железнодорожном транспорте; разработка нормативно-методологической базы для расчетов параметров эксплуатационной готовности, прочности, безопасности и ресурса подвижного состава и инфраструктуры железнодорожного транспорта; разработка новых технических требований на серийно поставляемую продукцию и нормативной базы для взаимодействия с поставщиками на основе принципов менеджмента качества. Для обеспечения развития инфраструктуры железнодорожного транспорта предусмотрены: разработка математической модели развития инфраструктуры железнодорожного транспорта; создание нормативной базы содержания и эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта; разработка комплексных решений реконструкции инфраструктуры железнодорожного транспорта для пропуска поездов с осевыми нагрузками до 30 тонно-сил на полигонах обращения тяжеловесных поездов; применение малообслуживаемых конструкций инфраструктуры железнодорожного транспорта, оборудования железнодорожной автоматики, связи и системы электроснабжения; сокращение удельных затрат на обслуживание инфраструктуры железнодорожного транспорта на 25 - 30 процентов; увеличение наработки систем инфраструктуры железнодорожного транспорта на 30 - 40 процентов. Целевые параметры системы управления движением поездов и обеспечения безопасности предусматривают: управление движением на основе спутниковых технологий и автоматической идентификации подвижного состава; создание автоматизированных центров управления и расширение функций диспетчерской централизации (линии скоростного и высокоскоростного движения); внедрение компьютерных систем управления на станциях в увязке с цифровым радиоканалом; внедрение систем интервального регулирования движения поездов без светофоров с применением спутниковой навигации и цифрового радиоканала; внедрение комплексных компьютерных систем на сортировочных станциях, включая автоматическое управление локомотивами; внедрение комплексных устройств диагностики на границах маршрутов; создание специальных центров приема и обработки информации со спутников о состоянии инфраструктуры для основных направлений (контроль основных направлений на участках с пассажирским движением); обеспечение соответствия систем управления и систем обеспечения безопасности международным стандартам. Для обеспечения высокоскоростного движения предусмотрено создание системы технического обслуживания скоростной и высокоскоростной инфраструктуры и подвижного состава. Целевые параметры внедрения транспортной логистики предусматривают: переход от информационных к информационно-управляющим технологиям работы на всех участках основных направлений; внедрение на пограничных переходах и в морских портах новых технологий обработки перевозочных документов; внедрение системы автоматического учета эксплуатационной работы; внедрение оптимизирующих автоматизированных систем управления перевозками на основе процессной производственно-экономической модели эксплуатационной деятельности. В период до 2030 года будет организовано производство подвижного состава нового поколения. Для этого предусмотрены: разработка технических требований на новые типы подвижного состава с минимизацией затрат за жизненный цикл эксплуатации; формирование нормативно-методической и статистической базы для управления жизненным циклом технических средств; увеличение скоростей движения; улучшение взаимодействия в системе " колесо-рельс". Направлениями, реализация которых предусматривает финансирование преимущественно за счет средств инвестиционной программы открытого акционерного общества " Российские железные дороги" (приобретение), являются: использование контактной подвески КС-160 для тяжеловесного движения; внедрение стандарта связи GSM-R; применение на узловых станциях системы широкополосной цифровой связи; использование конструкций из композитных материалов и конечных продуктов нанотехнологий. Целевые параметры системы управления движением поездов и обеспечения безопасности предусматривают: использование системы мониторинга и телеуправления напольными устройствами железнодорожной автоматики; внедрение рельсовых цепей тональной частоты с цифровой обработкой информации; внедрение специальных подвижных средств для автоматизации контроля инфраструктуры; внедрение цифровых систем связи на линиях первой и второй категории, а также спутниковых систем на малодеятельных линиях. Для обеспечения высокоскоростного движения предусмотрен ввод в эксплуатацию высокоскоростных электропоездов и инфраструктуры для скоростей движения до 250 км/ч и до 350 км/ч. Целевые параметры внедрения транспортной логистики предусматривают: создание сети логистических центров и модернизацию терминальной инфраструктуры, организацию на их базе эффективного взаимодействия с другими видами транспорта; внедрение технологий дистанционного автоматического контроля несъемных устройств микроэлектронного пломбирования вагонов и контейнеров; консолидацию вычислительных ресурсов; внедрение технологий взаимодействия с клиентами через сеть Интернет; реализацию логистических схем доставки груза с доведением своевременных доставок до 97 процентов; повышение доли транзитных перевозок грузов за счет качества транспортного обслуживания; использование современных материалов и конструкций; модернизацию подвижного состава с продлением эксплуатационного ресурса и улучшением технико-экономических характеристик. Направлениями, реализация которых предусматривает финансирование преимущественно за счет средств производителей железнодорожной техники (стадия научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), являются: разработка новых типов и образцов подвижного состава и элементов инфраструктуры, обеспечивающих повышение надежности и безопасности эксплуатации и соответствующих требованиям международных соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация (правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций и другие); разработка принципиально новых комплексных систем диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры и подвижного состава, использование высокоточных систем моделирования элементов инфраструктуры и подвижного состава. Для обеспечения развития инфраструктуры железнодорожного транспорта предусмотрены: разработка рельсовых скреплений для организации высокоскоростного и тяжеловесного движения; разработка щебнеочистительных машин повышенной производительности; создание систем комплексной диагностики инфраструктуры на скоростях до 200 км/час; создание систем автоматизированной диагностики тяговых подстанций; создание необслуживаемых технических комплексов с автоматической оценкой предотказного состояния; применение бейнитных сталей в производстве рельсов с ресурсом до 2 млрд. тонно-км брутто; применение аморфных сталей в конструкции тяговых подстанций и тяговых электродвигателей. Целевые параметры системы управления движением поездов и обеспечения безопасности предусматривают создание " интеллектуального" поезда со встроенной системой автоведения и самодиагностики. Целевые параметры внедрения транспортной логистики предусматривают внедрение системы позиционирования и автоматизированного контроля сохранности грузов в пути следования. В период до 2030 года будет организовано производство подвижного состава нового поколения. Для этого предусмотрены: увеличение нагрузки на ось; снижение веса тары грузового вагона; применение асинхронного тягового привода. В конструкцию новых локомотивов закладываются следующие целевые параметры: осевые нагрузки 27 - 30 тонно-сил; сокращение удельного расхода топлива и электроэнергии на тягу поездов на 10 - 15 процентов; увеличение наработки локомотива на отказ на 30 - 40 процентов; система управления распределенной тягой по радиоканалу; единая блочная система управления и бортовой диагностики; ресурс бандажей не менее 1 млн. км; применение асинхронного тягового привода в мультисистемных пассажирских электровозах; мощность магистральных газотепловозов и газотурбинных локомотивов до 10000 кВт; применение тяговых электродвигателей на постоянных магнитах; возможность применения на локомотиве нескольких источников энергии. Целевые параметры грузовых вагонов включают: осевые нагрузки 27 - 30 тонно-сил; скорости до 140 км/час; применение платформ с раздвижными колесными парами для контрейлерных перевозок; снижение тары грузового вагона на 25 процентов; создание специализированных вагонов для маршрутных поездов с нагрузками 27 - 30 тонно-сил/ось и 8, 5 - 9, 5 т/м; увеличение наработки грузового вагона на отказ создание платформы для скоростной перевозки контейнеров; ресурс бандажей не менее 600 тыс. км; использование вагонов с кузовом из алюминиевых сплавов. Целевые параметры пассажирского подвижного состава включают: строительство двухэтажных вагонов; производство кузовов вагонов с использованием композитных материалов; создание межрегионального электропоезда, рассчитанного на скорость до 160 км/час, с асинхронным тяговым приводом;
|