Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки совершенной конкуренции






Тема 6 Теория рынков конкуренции

Рынок совершенной конкуренции

6.1.1 Признаки совершенной конкуренции

Признаки совершенной конкуренции

В экономической теории под совершенной конкуренцией понимается такая форма организации рынка, при которой исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Совершенная конкуренция совершенна в том числе, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.

Модель совершенной конкуренции основана на следующих признаках относительно организации рынка.

1. Однородность продукции

Означает:

а) все единицы продукции абсолютно одинаковы в представлении покупателей;

б) у покупателей нет возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица;

в) все единицы продукции абсолютно взаимозаменяемые, их кривая безразличия для каждого покупателя имеет форму прямой.

 

х, у - товары

Пример однородного продукта:

- обыкновенные акции определенной компании (покупателю безразлично кем продается та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной);

- стандартизированные товары, реализующиеся по одной цене (нефть, хлопок, чай, кофе, алюминий и т.д.)

Не является однородной та продукция, производители и поставщики которой могут быть легко распознаны покупателями, для которого это имеет значение.

Абсолютная взаимозаменяемость однородной продукции означает, что перекрестная эластичность по цене на нее для любой пары предприятий – изготовителей стремится к бесконечности.

Другими словами: Реакция изменения объема спроса одного товара на изменение цены другого стремится к бесконечности.

Это означает, что даже незначительное повышение цены одним предприятием сверх ее рыночного уровня ведет к полному переключению спроса на данную продукцию на другие предприятия.

2. Малость и множественность.

Малость субъектов рынка означает, что объемы спроса и предложения даже наиболее крупных покупателей и продавцов ничтожно малы относительно масштабов рынка. «Ничтожно малы» означает, что в рамках краткосрочного периода, когда мощность предприятий и вкусы потребителей не меняются, изменение объема спроса или предложения отдельных субъектов не влияют на рыночную цену продукции. Цена определяется лишь совокупным спросом и предложением всех продавцов и покупателей.

Множественность означает наличие на рынке большего числа мелких продавцов и покупателей. Малость и множественность субъектов рынка предполагает отсутствие сговора между ними с целью приобретения монопольных преимуществ.

3. Свобода входа и выхода

Означает:

а) предприятие (продавцы) вольны начать, продолжить или прекратить производство данной продукции, если сочтут это целесообразным;

б) покупатели вольны начать, увеличить, сократить или прекратить покупать данную продукцию;

в) отсутствует государственное вмешательство в работу рынка (т.е. селективные субсидии и налоговые льготы, квоты и другие формы воздействия на спрос и предложение);

г) совершенную мобильность покупателей и продавцов внутри рынка;

д) совершенную мобильность производственных ресурсов (т.е. свободный перток из одной отрасли в другую, где их альтернативная стоимость выше);

е) предложение ресурсов не монополизировано.

4. Совершенная информированность субъектов рынка о рынке.

Означает:

а) покупатели заранее знают о ценах продавцов;

б) информация распространяется среди субъектов рынка мгновенно (timeless) и ничего им не стоит (contless).

На этом допущение основан закон единой цены: «На совершенно конкурентном рынке всякий товар продается по единой рыночной цене».

Т.е. на цену никто и ничего не может повлиять,

AR – средняя выручка MR – предельная выручка

Если кто-то попытается повысить цену выше рыночной, он сразу лишится покупателей, которые обратятся к другим продавцам.

Заведомого (априфного) знания о ценах реально не существует. Получение и переработка информации требует времени, сил и денег. В этой связи существует понятие чистой конкуренции, где в отличие от модели совершенной конкуренции признается, что получение и переработка информации и требует усилий.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал