Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Признаки совершенной конкуренцииСтр 1 из 4Следующая ⇒
Тема 6 Теория рынков конкуренции Рынок совершенной конкуренции 6.1.1 Признаки совершенной конкуренции Признаки совершенной конкуренции В экономической теории под совершенной конкуренцией понимается такая форма организации рынка, при которой исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Совершенная конкуренция совершенна в том числе, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель. Модель совершенной конкуренции основана на следующих признаках относительно организации рынка. 1. Однородность продукции Означает: а) все единицы продукции абсолютно одинаковы в представлении покупателей; б) у покупателей нет возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица; в) все единицы продукции абсолютно взаимозаменяемые, их кривая безразличия для каждого покупателя имеет форму прямой.
х, у - товары Пример однородного продукта: - обыкновенные акции определенной компании (покупателю безразлично кем продается та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной); - стандартизированные товары, реализующиеся по одной цене (нефть, хлопок, чай, кофе, алюминий и т.д.) Не является однородной та продукция, производители и поставщики которой могут быть легко распознаны покупателями, для которого это имеет значение. Абсолютная взаимозаменяемость однородной продукции означает, что перекрестная эластичность по цене на нее для любой пары предприятий – изготовителей стремится к бесконечности. Другими словами: Реакция изменения объема спроса одного товара на изменение цены другого стремится к бесконечности. Это означает, что даже незначительное повышение цены одним предприятием сверх ее рыночного уровня ведет к полному переключению спроса на данную продукцию на другие предприятия. 2. Малость и множественность. Малость субъектов рынка означает, что объемы спроса и предложения даже наиболее крупных покупателей и продавцов ничтожно малы относительно масштабов рынка. «Ничтожно малы» означает, что в рамках краткосрочного периода, когда мощность предприятий и вкусы потребителей не меняются, изменение объема спроса или предложения отдельных субъектов не влияют на рыночную цену продукции. Цена определяется лишь совокупным спросом и предложением всех продавцов и покупателей. Множественность означает наличие на рынке большего числа мелких продавцов и покупателей. Малость и множественность субъектов рынка предполагает отсутствие сговора между ними с целью приобретения монопольных преимуществ. 3. Свобода входа и выхода Означает: а) предприятие (продавцы) вольны начать, продолжить или прекратить производство данной продукции, если сочтут это целесообразным; б) покупатели вольны начать, увеличить, сократить или прекратить покупать данную продукцию; в) отсутствует государственное вмешательство в работу рынка (т.е. селективные субсидии и налоговые льготы, квоты и другие формы воздействия на спрос и предложение); г) совершенную мобильность покупателей и продавцов внутри рынка; д) совершенную мобильность производственных ресурсов (т.е. свободный перток из одной отрасли в другую, где их альтернативная стоимость выше); е) предложение ресурсов не монополизировано. 4. Совершенная информированность субъектов рынка о рынке. Означает: а) покупатели заранее знают о ценах продавцов; б) информация распространяется среди субъектов рынка мгновенно (timeless) и ничего им не стоит (contless). На этом допущение основан закон единой цены: «На совершенно конкурентном рынке всякий товар продается по единой рыночной цене». Т.е. на цену никто и ничего не может повлиять, AR – средняя выручка MR – предельная выручка Если кто-то попытается повысить цену выше рыночной, он сразу лишится покупателей, которые обратятся к другим продавцам. Заведомого (априфного) знания о ценах реально не существует. Получение и переработка информации требует времени, сил и денег. В этой связи существует понятие чистой конкуренции, где в отличие от модели совершенной конкуренции признается, что получение и переработка информации и требует усилий.
|