Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Признаки монополии
Монополия – это такой тип строения рынка, при котором существует только один продавец. Предприятие – монополист тождественен отрасли в том смысле, что он сталкивается с совокупным спросом всех покупателей. Кривая спроса на продукцию монополиста имеет отрицательный наклон (в отличие от кривой спроса на продукцию совершенно конкурентного предприятия, которая параллельна оси выпуска). Если совершенно конкурентное предприятие максимизирует прибыль изменяя лишь Q, то монополист – посредством изменения как Q так и Р. 1. Нет совершенных заменителей Если товары, выпускаемые совершенно конкурентным предприятием имеют совершенные заменители (1-й признак), то заменители товаров монополиста менее чем совершенны. Т.е. перекрестная эластичность спроса по цене между продукцией монополиста и любой другой продукцией в другой отрасли 0: Т.е. реакция изменения спроса на товар монополиста при изменении цены на любой другой товар пренебрежимо мала. 2. Отсутствие свободы входа на рынок (отрасль) Означает, что вход на рынок другим предприятиям представляется либо невыгодным, либо невозможным. Т.е. обязательное условие монополии – наличие входных барьеров в отрасль. Основные барьеры: - наличие патента на товар или технологию у монополиста; - правительственные лицензии или квоты на импорт; - контроль монополиста над источником поставки сырья; - наличие очень большой экономии от масштаба у монополиста (что делает других неконкурентоспособными); - политика цен самого монополиста. 3. Одному продавцу противостоит большое число покупателей Если единственному продавцу противостоит единственный покупатель, то такой рынок называется двусторонней монополией. 4. Совершенная информированность субъектов рынка о рынке. Означает, что и единственный продавец и все покупатели обладают совершенным знанием о всех параметрах рынка. В условиях совершенной конкуренции каждое типичное предприятие отрасли продает продукцию по той цене, которая «навязана» отраслью в целом. Кривая спроса D совпадает с MR, AR параллельна Q на уровне этой цены. Ему не обязательно знать отраслевую кривую спроса. Достаточно лишь знать свою функцию затрат АТС и AVC, чтобы максимизировать прибыль. У предприятия-монополиста кривая спроса на его продукцию одновременно является и кривой спроса отрасли, т.к. продавец один, имеет отрицательный наклон и не совпадает с MR и AR. Помимо функции затрат монополист должен знать и кривую спроса на свою продукцию. Допущения так же условно, как и в слове совершенная конкуренция.
|