Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема . Монополистическая конкуренция.
1. Признаки монополистической конкуренции. 2. 3.1 Признаки монополистической конкуренции Монополистическая конкуренция – это такая форма организации рынка, в которой предполагают черты совершенной конкуренции, но и имеются отдельные черты, характерные для чистой монополии. К признакам, сближающим эту модель с моделью совершенной конкуренции можно отнести: 1. Множество продавцов и покупателей Означает присутствие значительное количества небольших по размеру фирм (обычно несколько десятков), в отличие от сов.кон-и, где количество фирм исчисляется сотнями и тысячами. Тем не менее такое количество достаточно, чтобы: 1) Исключить возможность сговора; 2) Отдельная фирма имеет относительную возможность влиять на цену; 3) Отдельная фирма могла не учитывать возможную реакцию других на её действия; 2. Свобода входа и выхода Означает относительно свободное проникновение и выход из рынка монополистической конкуренции вследствие достаточно большого числа фирм небольших по величине, что делает невозможным создание искусственных барьеров в большинстве случаев. Однако, в отличие от сов.конкуренции, при которой наблюдается абсолютная свобода входа, при монополистической конкуренции за счет возможности применения неценовых факторов (реклама, упаковка) появление барьеров все же возможно. 3. Совершенная информированность субъектов рынка о рынке. Признак, сближающий модель монополистической конкуренции с чистой монополией. 4. Дифференциация продукта. Означает различение продукции по любому из признанных покупателями параметру. Параметры дифференциации можно разделить на две группы: 1) Действительные параметры предполагают различия в физических и химических свойствах товара: например, зубная пата одной фирмы, но с разными химическими добавками (основание ценовой конкуренции) 2) Искусственные параметры: · Различия в упаковке; · Различия торговой марки; · Использование рекламы; · Условия реализации (быстрое обслуживание, доставка на дом, кредит); · Местоположение (закусочная конкурирует лучше, если расположена в бойком месте); (Основание неценовой конкуренции) Дифференциация продукта является причиной того, что спрос имеет (-) наклон, как на продукцию монополиста. Количественная – олигополист при изменении спроса варьирует объем выпуска Q, а цену оставляет неизменной. Ценовая – олигополист, при изменении спроса на его продукцию варьирует цену, не изменяя объем выпуска (то есть выбирает в качестве управляемой переменной – Р) 1. Однородность или неоднородность продукции В олигополии продукция может быть как однородной (классическая олигополия), так и неоднородной (дифференцированная олигополия). 2. Немногочисленность продавцов Небольшому числу продавцов противостоит множество мелких покупателей. Это означает, что каждый из покупателей в отдельности не оказывает влияние на цены. С другой стороны, поведение каждого из олигополистов может оказать существенное влияние на цены. 3. Широкий диапазон возможностей входа на рынок Означает, что возможность входа на рынок варьируется от полностью блокированного (2 дуонолиста вступили в сговор и поделили рынок пополам) до совершенно свободного (при большом количестве олигополистов модель олигополии начинает напоминать модель совершенной конкуренции).
|