Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сцена восьмая
Полутемная церковь. БОББИ, МАМАША (с бутылкой в руке), ДЖОННИ, ХЕЛЕН, БАРТЛИ, ЭЙЛИН и КЕЙТ сидят. Все они смотрят фильм «Человек из Арана». Фильм близится к концу, звук либо приглушен, либо совсем не слышен. МАМАША Что такое там делается? ДЖОННИ А ты как думаешь? БАРТЛИ Вроде, они собираются акулу ловить, большую акулу. МАМАША Да? ДЖОННИ Ты, заткнись и пей. МАМАША Ладно, козлик. БОББИ Надеюсь, в бутылке просто вода, Джонни Пустозвон. ДЖОННИ Конечно, вода. (Шепчет.) Не дыши на Бобби, Мамаша. МАМАША Не буду. ДЖОННИ И полегче с «козликом». БОББИ Миссис О’Дугал, Джонни все еще крадет ваши сбережения? ДЖОННИ В жизни не прикасался к мамашиным сбережениям. Так, взаймы брал, ненадолго. МАМАША Этот хрен с четырнадцатого года у меня взаймы берет ненадолго. ДЖОННИ В моем представлении это и есть ненадолго. КЕЙТ (пауза) Большая рыба. ЭЙЛИН Это акула, Кейт. КЕЙТ Это что? ЭЙЛИН Акула, акула! ХЕЛЕН Мало того, что с камнями беседуете, теперь и что такое акула забыли? БАРТЛИ А знаете, акулы водятся в основном в Америке, там полным-полно акул. Иногда они подплывают так близко к берегу, что их и без телескопа видно… ХЕЛЕН Господи, опять телескопы!.. БАРТЛИ У берегов Ирландии акулу редко встретишь. Это первая акула, что я вижу у берегов Ирландии. ДЖОННИ Наверное, Ирландия не такая уж дыра, раз акулы сюда плывут. БАРТЛИ (пауза) Малыш Бобби, а ты ведь недолго в участке сидел. Когда тебя забрали за то, что ты в Пустозвона камнями кидался. Как так? БОББИ Караульный только посмеялся, когда про это услышал. «В следующий раз возьми кирпич», сказал он мне. «Нечего мелочиться». ДЖОННИ Этот караульный допрыгается, выпрут его из полиции. Или грязные слухи о нем поползут, это точно. БОББИ И мы все будем знать, чьих это рук дело. ДЖОННИ Слыхали, он жену кочергой бьет. ХЕЛЕН Разве это новость? Тебя вообще в полицию не возьмут, если не бьешь жену кочергой. БОББИ К тому же, про кочергу – это гнусная ложь. (Пауза.) Всего-то и был резиновый шланг. КЕЙТ (пауза) Ни слова. Ни словечка от него. ХЕЛЕН Опять у нее крыша поехала? ЭЙЛИН Да. ХЕЛЕН Эй, крыша набекрень! ЭЙЛИН Оставь ее, Хелен. ХЕЛЕН (пауза) В жизни им не поймать эту хренову акулу. Они уже битый час там крутятся на хрен. БАРТЛИ А точнее, минуты три. ХЕЛЕН Если бы они меня взяли сниматься, эта тварь долго бы не протянула. Один удар – и все свободны. БАРТЛИ Топором Рэя Дарси, видимо. ХЕЛЕН Заткнись про топор, ты. БАРТЛИ Акулу-то прибить потруднее будет, чем кошку расчленить? ДЖОННИ И это такое Джоннипатинмайк слышит?
ХЕЛЕН хватает БАРТЛИ за волосы и выкручивает ему голову. ДЖОННИ делает запись в блокноте. ХЕЛЕН Подожди, вот только домой придем, мать твою. Дождешься у меня на хрен… БАРТЛИ Больно, Хелен, больно… ХЕЛЕН Еще бы, не больно, мать твою. А ты как думал. БОББИ Хелен, оставь Бартли в покое. ХЕЛЕН Пошел ты на хрен, Малыш Бобби Беннетт, ты, хренов поцелуйный кидала. Может с тобой выйдем, потолкуем? БОББИ Что-то не тянет. ХЕЛЕН Ну так заткни пасть. БОББИ Согласен, лишь бы не целоваться..
ХЕЛЕН резко отпускает БАРТЛИ.
ДЖОННИ Пустозвон все взял на заметочку. Как минимум, кусок баранины от Пэта Бреннана или Джека Эллери за эту новость мне обеспечен. Хе-хе. ХЕЛЕН Баранину ты с переломанной шеей жрать будешь, если разболтаешь свою новость до того, как Джек с Пэтом заплатят, ты, старый хрен. ДЖОННИ Ага, щас. БАРТЛИ (пауза) Посмотрите, какой у того парня носище. (Пауза.) Я говорю, посмотрите, какой у того парня носище. КЕЙТ Бартли, ты с тех пор больше в ямы не падал? БАРТЛИ Послушайте, мне же было семь лет, когда я провалился в эту поганую яму, когда я упал. И чего каждый год вспоминать? ХЕЛЕН Они до сих пор не поймали эту хренову акулу. Это что, так сложно?
ХЕЛЕН кидает яйцом в экран.
БОББИ Хватит уже яйцами в экран швыряться, Хелен. Мало тебе тех пяти, которыми ты запустила в бедную женщину? ХЕЛЕН Мало, не то слово. В рожу этой сучке я так и не попала. Ни секунды не стоит на месте. БОББИ Ты испортишь простыню торговца яйцами. ХЕЛЕН Его простыня и так всегда заляпанная. БАРТЛИ И откуда же ты знаешь, что его простыня и так всегда заляпанная, Хелен? ХЕЛЕН Ну-у... мне дочка Джима Финнегана сказала. МАМАША (пауза) Что же они бедную акулу никак в покое не оставят? И кому она мешает? ДЖОННИ Что ж это будет за новость, если ее в покое оставить? Тут нужна мертвая акула. БОББИ Ага, мертвая акула или акула без ушей. ДЖОННИ Мертвая акула или акула, целующая зеленозубых девок в Антриме. БОББИ Ты что, по роже захотел – болтаешь тут про зеленозубых девок? ДЖОННИ Ты прервал наш с мамашей спор об акулах. МАМАША Им бы стоило дать акуле по роже, а потом оставить беднягу в покое. ДЖОННИ Что это ты так акул полюбила? Ведь это же акула папашу съела? МАМАША Да, папашу съела акула, но Иисус учит, что надо прощать. ДЖОННИ Он не учит, что надо прощать акулам. БАРТЛИ (пауза) Для начала, у акул нет ушей.
Пауза. Они смотрят на него.
Малыш Бобби сказал, акула без ушей. (Пауза.) Для начала, у акул нет ушей. ДЖОННИ Про уши уже проехали, ты, тормоз. БАРТЛИ А про что мы сейчас? ДЖОННИ Про Иисуса, который прощал акул. БАРТЛИ Да, вот так тема для беседы. ХЕЛЕН Мне всегда Понтий Пилат нравился больше Иисуса. Иисус вообще самодовольный тип. БАРТЛИ Иисус однажды послал тысячу свиней в море, слыхала о таком? Всех их, бедняг, утопил. А вот в школе всегда пытались это дело замять. КЕЙТ Не знала, что Иисус кого-то посылал. ХЕЛЕН Эй, вы там? Крыша поехала, да? Что, крыша поехала? КЕЙТ Не поехала у меня крыша. ХЕЛЕН Поехала. Мне недавно ваш знакомый камень сказал. КЕЙТ Что мой камень сказал? ХЕЛЕН Ты слышал, Бартли? «Что мой камень сказал»? ДЖОННИ Хелен, конечно, у бедной Кейт крыша поехала, какого дармоеда шестнадцать лет растила и любила, а он решил, чего с ней жить, уж лучше со своим туберкулезом в Голливуд уехать и там помереть.
ЭЙЛИН встает, схватившись за голову, и поворачивается к ДЖОННИ. БОББИ тоже встает.
ЭЙЛИН (ошарашенно) Что? Что? ДЖОННИ Гм, ой.
БОББИ грубо хватает ДЖОННИ и поднимает его.
БОББИ Я тебя предупреждал?! Я тебя предупреждал?! ДЖОННИ А что, они не имеют права знать, что приемыш предал их, уехал – не оглянулся, а теперь умирает? БОББИ Ничего при себе держать не можешь! ДЖОННИ ДЖОННИПАТИНМАЙК не создан для секретов. БОББИ А ну, пошли выйдем. Вот я тебе вмажу, и посмотрим, сможешь ли ты это держать в секрете. ДЖОННИ Мамашу перепугаешь, Малыш Бобби, мамашу перепугаешь … МАМАША Не перепугаешь, Бобби, давай, вмажь ему как следует. ДЖОННИ Больше ты в моем доме омлета не дождешься, сучка! МАМАША Я морковный омлет все равно терпеть не могу. ДЖОННИ Как что оригинальное – так тебе не нравится.
БОББИ выволакивает ДЖОННИ на улицу. Его визг постепенно стихает. ЭЙЛИН стоит напротив БАРТЛИ, все еще схватившись за голову. ЭЙЛИН О чем это Пустозвон тут говорил… БАРТЛИ Отойдите, пожалуйста, а то мне не видно.
ЭЙЛИН подходит к МАМАШЕ.
ХЕЛЕН Да на что, на хрен, тут смотреть, одни мокрые парни в каких-то жутких свитерах? ЭЙЛИН Миссис О’Дугал, о чем это ваш Джонни тут говорил? МАМАША (пауза) Я слышала, у Калеки Билли туберкулез, Эйлин. ЭЙЛИН Не может быть! МАМАША Или был туберкулез. Ему сказали об этом четыре месяца назад, а еще сказали, что осталось ему только три. БАРТЛИ Значит, он, может, уже месяц, как помер. Простое вычитание. Четыре минус три. ЭЙЛИН Ну, если это Пустозвон болтает, я вам не верю… МАМАША Если б это Пустозвон болтал, то и хрен бы с ним, да новость-то от Малыша Бобби. В ночь перед отъездом Калека Билли показал ему письмо от МакШерри. Малыш Бобби в жизни бы не взял Калеку Билли, только вот пожалел его. Ведь его Энни от того же умерла? ЭЙЛИН Да, и умерла в мучениях. Калека Билли… дни и ночи я проклинала его за то, что он нам не пишет, а когда ему писать? ХЕЛЕН Когда он уже лежал в земле. Да уж, задачка не из легких. ЭЙЛИН Но… но доктор МакШерри, я его пять или шесть раз спрашивала, он говорил, МакШерри, с Билли все хорошо. МАМАША Наверное, он не хотел тебя огорчать, Эйлин, как и все вокруг. (Пауза.) Мне жаль, Эйлин.
Фильм кончается, ХЕЛЕН с БАРТЛИ встают. ЭЙЛИН сидит и плачет.
ХЕЛЕН Слава богу, эта хрень кончилась. Куча дерьма. БАРТЛИ И ни одного телескопа.
Пленка останавливается, остается пустой экран. Зажигается свет, на экране появляется силуэт КАЛЕКИ БИЛЛИ. Его видит только КЕЙТ. Стоит и смотрит на него. МАМАША (уезжая в инвалидном кресле) Хелен, так они акулу в конце концов поймали? ХЕЛЕН Да это даже не акула была. Так, длинный парень в серой штормовке. МАМАША Откуда ты знаешь, Хелен? ХЕЛЕН Ведь это я его целовала, чтоб меня взяли в следующий фильм, и ему же врезала по яйцам, когда он обещание не сдержал. МАМАША Весь шум из-за парня в серой штормовке. Ну, не знаю. ХЕЛЕН Он теперь по-любому долго акул играть не сможет, так я этому хрену врезала.
ХЕЛЕН с МАМАШЕЙ выходят. БАРТЛИ стоит, уставившись на силуэт БИЛЛИ, он только что его заметил. ЭЙЛИН плачет, все еще спиной к экрану. КЕЙТ стягивает простыню, открывая БИЛЛИ, живого и невредимого. ХЕЛЕН (за кулисами. Кричит.) Ты идешь, говнюк? БАРТЛИ Сейчас иду. БИЛЛИ Не хотел беспокоить вас, пока фильм не кончится.
ЭЙЛИН поворачивается и в изумлении видит его. КЕЙТ бросает свой камень и обнимает БИЛЛИ. БАРТЛИ Привет, Калека Билли. БИЛЛИ Привет, Бартли. БАРТЛИ Ты что, только что из Америки? БИЛЛИ Ага. БАРТЛИ Ясно. (Пауза.) Ты не привез мне Чупа-Чупс? БИЛЛИ Нет, Бартли. БАРТЛИ А ведь обещал же, Билли, мать твою. БИЛЛИ Там была только Хубба-Бубба. БИЛЛИ кидает БАРТЛИ пакетик конфет.
БАРТЛИ Черт, Хубба-Бубба – тоже неплохо. Спасибо, Калека Билли. КЕЙТ Ты совсем не умер, да, Билли? БИЛЛИ Не умер, тетя Кейт. КЕЙТ Это хорошо. БАРТЛИ Так как все было, Билли? Ты написал письмо от доктора сам, чтобы Малыш Бобби тебя повез, а на самом деле с тобой все в порядке? БИЛЛИ Да, Бартли. БАРТЛИ Ну и хитрый же ты для калеки, Билли. Ты идею из «Бигглза на Борнео» взял? Когда Бигглз говорит каннибалу, что у него корь, чтобы он не ел Бигглза? БИЛЛИ Нет, Бартли, я сам придумал. БАРТЛИ А как будто из книжки взял. БИЛЛИ Я сам придумал, Бартли. БАРТЛИ Выходит, ты еще хитрее, чем я думал, Билли. Ты всех на Инишмаане надул, все думали, ты уехал и загнулся, даже я. Ловко ты это. ЭЙЛИН Не все. Некоторые думали, ты сбежал, сбежал, потому что ты больше видеть не мог тех, кто тебя вырастил, так они тебе опротивели. БИЛЛИ В этом нет ни слова правды, тетя Эйлин, и не потому ли я вернулся, что не мог больше выносить разлуки с вами? Я же прошел кинопробы месяц назад, и янки сказали, что роль у меня в кармане. Но я им ответил, не пойдет, и неважно, сколько денег они мне предложат, потому что теперь я знаю, Голливуд – не для меня. Мое место здесь, на Инишмаане, с теми, кто любит меня и кого люблю я.
КЕЙТ целует его.
БАРТЛИ Ирландия не такая уж дыра, раз калеки бросают Голливуд, чтобы сюда приехать. БИЛЛИ По правде сказать, Бартли, не так уж и сложно было бросить Голливуд.. Такие дерьмовые тексты меня заставляли читать. «Неужели я слышу причитания плакальщиц, хотя я так далеко от бесплодного острова, где мой дом?»
БАРТЛИ смеется.
БИЛЛИ «Я ирландец! Века угнетения не сломили мой дух, укрепили мое мужество.» Вот щас достану свою ирландскую дубину! В общем, сплошное дерьмо. А еще заставляли меня петь «Стриженого паренька». КЕЙТ А наш мальчик мог бы актером стать, что скажешь, Эйлин? БАРТЛИ Смешно сказал, Калека Билли. Давай еще раз. КЕЙТ Пойду домой, проветрю твою комнату, Билли. БАРТЛИ Э-э, вы камень забыли. Может, вам по пути поболтать захочется? КЕЙТ Бог с ним, с камнем. Теперь мой Билли вернулся, и мне есть, с кем говорить, правда, Билли? БИЛЛИ Правда, тетя.
КЕЙТ выходит.
БИЛЛИ Она что, опять за камни принялась? БАРТЛИ Да. Говорит с ними круглые сутки, над ней все смеются, даже я. БИЛЛИ Нехорошо смеяться над чужим несчастьем, Бартли. БАРТЛИ (растерянно) Почему? БИЛЛИ Не знаю, почему. Просто нехорошо, и все. БАРТЛИ Но это же смешно. БИЛЛИ Даже если так. БАРТЛИ Ну-у, я не согласен. Но ты не забыл про Хубба-Буббу, так что спорить не буду. Ты мне потом расскажешь, как здорово в Америке, Калека Билли? БИЛЛИ Ладно, Бартли. БАРТЛИ А ты там телескопы видел? БИЛЛИ Нет. БАРТЛИ (разочарованно) Ясно. А как там моя тетя Мэри из Бостона, Массачусетс? Ты ее видел? У нее смешная прическа. БИЛЛИ Не видел, Бартли. БАРТЛИ Ясно. (Пауза.) Все равно я рад, что ты не умер, Калека Билли.
БАРТЛИ выходит.
БИЛЛИ (пауза) Все, что хочет услышать Бартли, это как здорово в Америке.. ЭЙЛИН А что, разве не здорово? БИЛЛИ На самом деле, там так же, как в Ирландии. Полно бородатых толстух.
ЭЙЛИН встает, подходит к БИЛЛИ и дает ему подзатыльник.
БИЛЛИ Больно! За что?! ЭЙЛИН Я тебе дам бородатых толстух! У тебя что, руки бы отсохли, если б ты письмо домой написал? Не отсохли бы, а ведь ни слова! Ни словечка! БИЛЛИ Тетя, я был очень занят. ЭЙЛИН Понятно. Чтобы написать теткам, которые из-за тебя все извелись, ты слишком занят. А чтобы купить Хубба-Буббу какому-то обормоту и показать, какой ты теперь важный, ты не занят. БИЛЛИ Да чтобы Хубба-Буббу купить, всего минута нужна. Разве это подходящее сравнение? ЭЙЛИН Не смей бросаться мне тут умными словами. Знаешь, что не прав. БИЛЛИ Да ведь «сравнение» - не такое уж умное слово. ЭЙЛИН Смотрите-ка, великий и ужасный янки. БИЛЛИ А еще в Америке очень сложная почтовая система. ЭЙЛИН Не придумывай отговорок. Не думай, что я так скоро прощу и все забуду, как она. Она простила, потому что совсем свихнулась, пока тебя не было. Со мной этот номер не пройдет! БИЛЛИ Не надо, тетя. ЭЙЛИН (выходит) Нет, надо. Надо.
Длинная пауза. БИЛЛИ стоит, склонив голову. ЭЙЛИН выглядывает на сцену.
Может, ты еще и картофельных оладьев к чаю хочешь?! БИЛЛИ Я не против. ЭЙЛИН Ну, знаешь!
Она снова выходит. Пауза. БИЛЛИ смотрит на экран-простыню, снова ее натягивает и стоит, смотрит на нее, слегка ее поглаживая. Справа неслышно входит БОББИ, через мгновение БИЛЛИ его замечает.
БИЛЛИ Малыш Бобби, я должен тебе кое-что объяснить. БОББИ Не надо ничего объяснять, Билли. БИЛЛИ Но я хочу, Бобби. Послушай, я никогда не думал, что наступит день, когда мне придется объясняться. Я надеялся навсегда исчезнуть в Америке. Я бы так и сделал, если бы был там нужен. Нужен для съемок. Но я им не нужен. Вместо меня они наняли блондина из Форта Лодердейл. Он не калека, но янки сказал: «Лучше нанять нормального парня, чтобы сыграл калеку, чем калеку, который вообще на хрен не умеет играть». Правда, он сказал еще грубее. (Пауза..) Я думал, я неплохо играю. Часами тренировался в гостинице. А все без толку. (Пауза.) И все же я попробовал. Не мог иначе. Мне надо было уехать отсюда, Малыш Бобби, любым способом, как маме с папой, которые тоже хотели отсюда убраться. (Пауза.) Пойти утопиться, вот о чем я думал, чтобы… чтобы не смеялись, не дразнили. Что за жизнь – таскаться по врачам, листать одни и те же книги, и думать, как бы убить еще один день. Еще день – и что в нем хорошего? Одни насмешки и подзатыльники, вроде, как я полоумный какой-то. Деревенский сирота. Деревенский калека, и всё. Да здесь полно калек, таких же, как я, только я снаружи, а они внутри. (Пауза.) А вот ты, Малыш Бобби, не такой, и никогда таким не был. У тебя доброе сердце. Думаю, поэтому тебя было так легко надуть письмом про туберкулез, поэтому я и раскаивался, что надул тебя, поэтому и сейчас раскаиваюсь. Особенно потому, что я поймал тебя на тот, от чего умерла твоя хозяйка. Я просто думал, так выйдет убедительнее. Но я думал, я надеялся, если тебе придется выбирать между тем, чтобы тебя надули и моим самоубийством, то, когда гнев твой пройдет, ты выберешь надувательство. Я не прав, Малыш Бобби? Не прав?
БОББИ подходит к БИЛЛИ, останавливается прямо перед ним и вытягивает из рукава обрезок трубы.
БОББИ Нет.
БОББИ заносит трубу…
БИЛЛИ Не надо, Бобби, нет!.. БОББИ бьет Билли обрезком трубы, БИЛЛИ закрывается руками. Затемнение. БИЛЛИ кричит от боли, снова и снова слышны удары трубы.
|