![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Памятники 3 страница
С северной стороны Успенского собора расположено древнее здание Патриаршего дворца. Оно включает в себя две домовые церкви— «Двенадцать апостолов» и «Апостола Филиппа», Крестовую, или Мироварую, палату, личные покои патриарха и монашеские кельи. В 1450 г. при митрополите Ионе на дворе была заложена «палата каменная» и при ней церковь Ризположеия.1656 г. было построено новое, сохранившееся до нас здание Патриаршего дворца с церковью «Двенадцать апостолов», за нявшее часть двора Бориса Годунова. Четырехэтажное здание дворца и собор выдержаны в стиле московской архитектуры того времени. В декоративной обработке фасадов имеются элементы владимиро-суздальского зодчества. Среди множества помещений Патриаршего дворца выделяется Крестовая палата, получившая позднее название Мироварной. Это огромный зал площадью 280 кв. м, перекрытый одним сомкнутым сводом. Зал поражает величиной, длиной и шириной, удивителен свод без подпор посередине. Приемный зал патриарха имел такое же значение, как Грановитая палата в царском дворце. В Крестовой палате патриархи принимали царей и иноземных послов. Здесь же проходили заседания церковных соборов и устраивались торжественные обеды. Собор «Двенадцать апостолов», сооруженный на месте старого храма Соловецких чудотворцев и части двора Бориса Годунова, первоначально назывался церковью Апостола Филиппа. Парадный въезд на патриарший двор находился со стороны Соборной площади и осуществлялся через две сквозные арки под храмом.
От комплекса Патриаршего двора сохраняется выходящая на северную сторону Соборной площади церковь Двенадцати апостолов, четырехэтажный корпус жилых палат и двухэтажный корпус Миро-варной палаты. Возведенная на высоком подклете, прорезанном двумя проездными арками, церковь имеет почти одинаковую высоту с рядом стоящим Успенским собором. Как и Успенский собор, она имеет позакомарную, т. е. посводную, кровлю и увенчана пятиглавием, в декоре которого немало общего с убранством глав напротив стоящего Архангельского собора. Южный фасад церкви и примыкающий к ней корпус Патриарших палат, подобно Успенскому собору, обработаны двумя аркатурными фризами на тонких колонках. В украшении северного, т. е. надворного, фасада Патриарших палат и церкви использован обычный для XVII в. прием обработки наружных стен и их оконных проемов фасонным кирпичом. Не в пример южному — главному — фасаду по высоте северный фасад расчленен простыми тягами из того же фасонного кирпича, а вертикальные рустованные лопатки отмечают только поперечные стены палат. Так, варьируя формы, зодчие достигли гармоничности ансамбля разновременно построенных зданий, стилистической цельности и торжественной выразительности архитектуры. В 1722—1724 гг. под руководством архитектора И. П. Зарудного церковь Двенадцати апостолов утеплили, под боковыми ее главами устроили помещения для ризницы, поставили новый резной, выполненный по рисунку Зарудного, иконостас, а стены и пилоны храма заново расписали. В начале XIX в. иконостас Зарудного был заменен другим. Пол церкви остался прежним из ромбовидных муравленых плиток. После ремонта Патриарший дворец занял синод, в связи с чем его и стали называть Синодальным домом. В 1790—1795 гг. архитектор М. Ф. Казаков реконструировал Синодальный дом, а в 1792 г. он заново переложил и сомкнутый свод знаменитой Крестовой, или Мироварной, палаты, но «с сохранением прежнего очертания».
XVI в. в Москве — Покровского собора что на рву. Этот архитектурный монумент увековечил победу русских войск над Казанским ханством, триумф народа, нанесшего окончательное поражение многовековому врагу-поработителю. Храм построен в 1555—1561 гг. по обету Ивана Грозного и посвящен церковным праздникам и святым, чествование которых приходилось на тяжелые дни осады и штурма Казани. Столица Казанского ханства пала на следующий день после праздника Покрова, и обетный храм, поставленный в благодарность за покровительство небесных сил, получил наименование «собор Покрова что на рв у». Но народ назвал его храмом Василия Блаженного в память юродивого Василия, снискавшего славу борца за справедливость и погребенного в приделе. Храм победы возведен на Красной площади, где шумело «всенародство». Собор Василия Блаженного занял место на бровке холма, замыкая Красную площадь, у парадного въезда в Кремль. Каменный собор, сменивший временный деревянный, строили «премудри» мастера Барма и Постник. Композиция плана, геометрическая закономерность расположения престолов вокруг центрального столпа потребовали устройства девяти церквей. «Размерение основания», связанное с созданием гармоничного единства соподчиненных объемов, заставило Барму и Постника нарушить царский наказ во имя законов красоты. Зодчие посередине поставили самый большой столп, который завершили высоким шатром. В основе дальнейшего построения сложной многообьемной архитектурной формы лежит система вписанных квадратов. Очертания большого внешнего квадрата определили положение второстепенных престолов. В его углах расположены большие столпы, а в углах вписанного квадрата — меньшие. С размерами сторон вписанных друг в друга четырех квадратов, определивших принципиальную схему композиции, связан» все основные размеры храма. Барма и Постник при создании композиции уникального храма использовали широко распространенную на Руси систему пропорционирования, построенную на отношениях стороны и диагонали квадрата. Квадрат и его производные служили на Руси как для соотношений многих архитектурных форм, так и для взаимосвязи мер длины. Взаимосвязанная группа объемов размещена на общем подклете и была соединена переходами. Главный вход выделен «раскидистыми» лестницами с рундуками. Придел Василия Блаженного, крытые галереи, колокольня были пристроены к храму позднее. Закономерность структуры плана органично выражена в соподчиненности объемов центральному столпу, наиболее динамичному и изукрашенному. Несмотря на многообразие и измельченность форм, мастера сумели сохранить художественное единство и тектоничность архитектуры. Здание «устойчиво» стоит на земле, его столпообразные объемы словно вырастают из основания и, уменьшаясь, устремляются ввысь. Монументальность его удивительно сочетается с динамичностью, материальные, зрительно весомые нижние части постепенно облегчаются, объемы, ограниченные карнизами, кверху становятся меньше, динамичные остроугольные детали чередуются с горизонтальными членениями. Сказочное богатство форм благодаря повторению однотипных деталей и общности построения объемов не разрушает целостность сооружения. Многообъемность храма Василия Блаженного, имеющая параллели с Новгородской деревянной Софией «о тринадцати верхах», его праздничная нарядность свидетельствуют о глубокой народности этого архитектурного произведения, отразившего животворные принципы деревянного зодчества. Ряд деталей, как трапециевидная форма апсиды центральной церкви, ярусное построение восьмериков, в интерьере имитация форм деревянного сруба в виде рельефных кругов на углах больших столпов. Интерьер, как в Коломенском и Дьяковском храмах, играл второстепенную роль. Основной центральный столп Покровского собора при высоте 46 м имел площадь большую 60 м. Стены столпообразных церквей не были даже покрыты фресками на религиозные темы. Орнаментальные росписи выполнены в основном на лестнице и переходах, словно подчеркивая преобладание светского начала, победного ликования и радости. Барма и Постник были зодчими и художниками, но и инженерами. Они осуществили оригинальную функционально-конструктивную структуру храма. Поражает немногочисленность набора лекальных кирпичей, из которых осуществлено многообразие орнаментально-пластических форм. Первоначально Покровский собор не был таким многоцветным. Выложенный в кирпиче с отдельными белокаменными Деталями и звездоподобными розетками из синих, зеленых и желтых изразцов на гранях шатра, храм производил сдержанное и спокойное впечатление. Наружные росписи были выполнены в XVII в. Столпообразные шатровые храмы, воплотившие художественные идеалы народа, возводились в ряде городов. скромные и приземистые, умеренно высокие и величественные, то устремленные ввысь и горделивые, своеобразные храмы свидетельствуют о неисчерпаемой художественной фантазии древнерусских зодчих. Стремление к высотным триумфальным композициям отражает общественные явления в годы преобразований.
постройки собора Василия Блаженного, когда Посником и Бармой было осуществлено девятичастное построение сложного плана вместо восьми престольного храма, так как «разум даровался им в размерении основания». Рационалистичность архитектурного мышления, правда, еще нередко облеченная в религиозную оболочку, ограничивавшую творчество мастера начала постепенно прокладывать себе путь в руССком зодчестве. Личность зодчего получила определенное развитие, несмотря на суровые условия феодальной жизни. XVI в. - собора «Покрова, что рву». По заказу Ивана IV храм посвящался окончательной победе над гнетом орды, завершившейся падением Казанского ханства, и долженн был иметь восемь приделов, посвященных церковным праздникам, приходившимся в дни Казанского похода царя. Исходя из композиционных закономерностей формирования центричного пирамидального сооружения, Барма и Постник, проявив мужество, сформировали девятибашенное сооружение, отступив от царского указа Ка пишет летописец: «Мастера оснаваша девять престолов, не якоже поведено им, но яко по бозе разум даровался им в размерении основания». Все девять столпов возведены на едином высоком и широком подклете, к которому ведут широкие наружные лестницы с крыльцами, увенчанными шатрами. В отличие от храма в с. Дьякова башни расставлены более свободно. Расположение башен строго геометрично: основные размещены вокруг центральной башни по странам света, второстепенные - по диагональным направлениям между ними. При этом центры основных башен размещены по углам описанного квадрата, а второстепенных - по углам вписанного. Пирамидальность композиции обеспечивала максимальная высота центральной крытой шатром башни и иерархия в размерах остальных: более высоких основных и пониженных - второстепенных. Единству композиции способствовало венчание всех башен, кроме центральной, куполами. Композиция храма как торжественного монумента, рассчитана прежде всего на внешнее восприятие его объема и одновременно сыграла большую градостроительную роль в великолепном завершении пространства Красной площади. В то же время интерьеры башен тесны. Даже центральная башня имеет площадь всего 64 м2 при высоте 45м. Собор Василия Блаженного развивался и достраивался в течение столетия. первоначально он имел красные кирпичные стены с белокаменными архитектурными деталями и светлыми куполами «из луженого железа». Только шатер центрального столпа имел многоцветные керамические вставки - звезды. В XVII в. храм получил дополнительную десятую шатровую башню — колокольню, перекрытие расписанных фресками галерей и переходов между башнями, современную многоцветную окраску и прихотливую форму куполов.
В 1555—1561 гг. на Красной площади в Москве возвели храм Покрова на рву (на пологом спуске холма к Моске-реке), или Покровский собор, позднее получивший прозвание храма Василия Блаженного. Храм построен в память взятия Казани, столицы татарского ханства, царем Иваном IVb 1552 г. Это произошло на следующий день после праздника Покрова Богоматери (1 октября по старому стилю). Строителями храма считаются зодчие Постник и Барма, по другим источникам — один Барма. Согласно еще одной версии, Барма и Постник — одно лицо, а именно псковский мастер Постник Яковлев (тогда «барма» — «круглый щит, оплечье» — прозвище). Покровский собор строился постепенно, в его основу положен рациональный, строго симметричный план, обусловленный царским заданием — расположить вокруг одного центрального шатра семь приделов, посвященных церковным праздникам, отмечавшимся в течение Казанского похода. Однако позднее вокруг центрального шатра появилось не семь, а восемь приделов, и план, несмотря на некоторые отступления от строгой симметрии (не считая пристроенных позднее лестниц и шатровых крылец), приобрел правильную звездчатую Форму. Восемь независимых друг от друга храмов поставлены на общем основании, представляющем как бы два квадрата, наложенных друг на друга с поворотом в 45град Такая фигура в теории архитектурной композиции называется «поворотным квадратом». Диагонали большого квадрата являются основными осями композиции. В углах внешнего квадрата расположены «большие столпы», а в углах вписанного - меньшиев летописи сохранилось свидетельство, что храм строился «по многим переводам». Переводами в то время называли чертежи известных построек чаще привезенные с Запада. Поэтому можно предположить действительную связь композиции центрических построек «звездчатого» плана, созданных в Италии эпохи Возрождения, и московского храма. Тем более, что в Московском Кремле в то время работали итальянские зодчие, и в Москву они при ехали не с пустыми руками. Некоторые исследователи считают, что изначальный план изменили «исходя из эстетических соображений». Однако для Средневековья невероятно «чисто эстетическое мышление», противоречащее богословскому смыслу.» Исторически формирование «звездчатого плана» связано с последовательной перестройкой изначально существовавших на этом месте деревянных церквей. Так, деревянный храм Покрова Богородицы с семью приделами (1554) был разобран и в 1555 г. заложен новый каменный собор. Причем с церковными праздниками в течение Казанского похода связаны названия лишь четырех приделов. Дальнейшие церковные события побудили увеличить число приделов до девяти. Высота собора 46 м. При круговом обходе Покровский храм создает необычайно живописное впечатление. В 1670 г. пристроены шатровая колокольня (с юго-восточной стороны) и наружные лестницы. Орнаментальные росписи выполнены в XVII в. Декор глав усложнен в XVIII столетии. Характерными приемами являются использование фигурной кладки из маломерного «алевизовского кирпича» (введенного в практику Алевизом Новым на строительстве Архангельского собора), белокаменной отделки, включение розеток и ширинок (квадратных ниш), украшенных желтыми, синими, зелеными поливными изразцами. В начале XIX в. создатель «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин назвал храм Василия Блаженного «лучшим произведением готического искусства» («готический» в то время означало «старинный, средневековый»). Наполеон Бонапарт в 1812 г., пораженный необычной архитектурой, назвал тот же собор «мечетью». Общий замысел храма принадлежит митрополиту Макарию: это символ священного Небесного града — Нового Иерусалима. Саксонец Адам Олеарий (1603—1671), путешествовавший по России и оставивший подробное описание «Путешествия в Московию и Персию» (1647), упоминает о том, что храм Покрова называли в Москве Иерусалимом. В широком историческом контексте он стал символом правления царя Ивана IV Грозного и воплощения идеи Москвы — Третьего Рима. Историки церковной архитектуры подчеркивают: два квадрата в плане храма — символ Нового Иерусалима. По иной версии, восемь «верхов» Покровского храма символизируют разрушение мечети Казанского Кремля (восемь куполов мечети после взятия города увезли в качестве трофеев в Москву), а центральный шатёр- торжество православной веры. Однако существование многих версий не отменяет факта тождественности звездчатого плана московского сооружения и восьмилучевых схем типа «поворотного квадрата» в рисунках и постройках итальянских архитекторов эпохи Возрождения, в чертежах флорентийского мастера Антонио Аверлино по прозванию Филарете (1402—1469) с 1451 г. работал вЛомбардии. В Миланеон написал трактат об архитектуре в двадцати пяти книгах («Trattato d'Architettura, 1451-1464) посвятил его, герцогу Лудовико Сфорца и озаглавил «Сфорцинда» (трактат написан в форме диалога между герцогом и архитектором)- В трактате «Сфорцинда» Филарете предложил проект идеального города в виде восьмиугольной звезды, вписанной в окружность. Эта идея сходна с проектами Леонардо да Винчи 1487—1490-х гг., его фантастическим «Городом Солнца» в виде сферы с храмом в центре и рисунками крестово-купольных храмов. Сходство плана собора Василия Блаженного с рисунками Леонардо да Винчи отмечал М. В. Алпатов. Между схожими идеями существуют и конкретно-исторические связи. Не случайно в трактате «Сфорцинда» описана личность Аристотеля Фьораванти из Болоньи, создателя Успенского собора в Москве (1475—1479). Фьораванти в 1460-х гг. бывал в Милане и консультировал строителей Оспедале Маджоре («Большого Госпиталя»), основанного Франческо Сфорца, который возводил среди других и Филарете (1456). В 1482—1498 гг. там же, в Милане, работал Леонардо да Винчи (ил. 429—431). Собор Покрова, или «храм Василия, что на рву», стал зримым воплощением давнего архитектурного спора Востока и Запада. Рациональный западный план соединился с живописностью форм, которая и в дальнейшем станет отличительной чертой московской школы архитектуры. В том, как в одной композиции, как бы отражаясь друг в друге, перемножились многие идеи и формы, исследователи склонны видеть московскую альтернативу и рационализму Запада, и догматизму Византии. В композиции Василия Блаженного архитектурная дробность родилась от единого архитектурного замысла, что само по себе удивительно. Еще одна особенность — сочетание живописности и пространственности архитектурного экстерьера с теснотой и сдавленностью внутреннего пространства храма. Этот «добровольный плен», узкие проходы и нависшие потолки отметил маркиз де Кюстин, посетивший Москву в 1839 г. Переход от итальянизмов XV в. к столпообразным и шатровым храмам XVI в. Рассматривают также в качестве движения от отдельных чужеродных заимствований к своеобразной «национальной классике». В отличие от крестово-купольных или базиликальных построек, новый тип сооружений был порожден не потребностями литургии а государственно-политическим заказом. Это мемориальные здания, отсюда их «всефасадность» и экстерьерность при малом объеме внутреннего пространства.
Грановитая палата служила парадным тронным залом, где в торжественной обстановке принимали иностранных послов со всей пышностью придворного церемониала, устраивали празднества, отмечали события государственного значения Так, в 1552 г. Иван Грозный праздновал в Грановитой палате покорение Казани; в 1653 г. в ней заседал Земский собор, решивший вопрос о воссоединении Украины с Россией; в 1709 г. Петр 1 торжественно отпраздновал здесь«викторию» над шведами под Полтавой, а в 1721 г. - заключение Ништадтского мира. Возведенная из кирпича па высоком подклете. Грановитая палата представляет собой двухэтажное кубовидное здание, вместившее во втором этаже огромную, почти квадратную в плане, залу размером 22, 1 Х22.4 м при высоте от пола до верха сводов перекрытии в 9 м. Тогда это был самый большой зал в государстве площадью 500 м. Подобно монастырским трапезным того времени, палата перекрыта четырьмя крестовыми сводами толщиной в один кирпич, опирающимися на поставленный в центре палаты квадратный, раньше облицованный резным белым камнем пилон. Для погашения распора сводов, при отсутствии в них железных связей, толщина стен палаты доведена до 1, 5 м. Высокая четырехскатная крыша в XVII в. понижена, а в середине XIX в. переделана на трехскатную. Наружный вход в здание украшен белокаменным, покрытым мелкой резьбой ренессансным порталом. Главный фасад палаты, обращенный на Соборную площадь, облицован белокаменными гранеными квадрами, отчего палата и получила название Грановитой. Углы здания обрамлены витыми колонками, поддерживающими карниз с типичным для итальянской готики небольшим выносом. Прежде окна палаты были двойные с пятилопастными, почти стрельчатыми, завершениями и слюдяными «окончаниями». С западной стороны к Грановитой палате примыкают Святые сени, названные так по росписи стен на темы из священной истории. Сени перекрыты крестовыми сводами с позолоченными резными гуртами. Над сенями имеется тайник. Поскольку по этикету того времени женщинам присутствовать на церемониях не разрешалось, то они смотрели на церемонии, происходившие в палате, из этого тайника, через оконце в стене, сквозь «смотрительную» решетку. Ширина Святых сеней равна разнице между диагональю квадратного зала Грановитой палаты и его стороной, так что отношение длины всего здания к его ширине выразится отношением диагонали квадрата к его стороне. После пожара 1682 г., в 1684 г. каменных дел подмастерье Осип Старцев расширил оконные проемы палаты и украсил их белокаменными резными, увитыми виноградной лозой колонками, несущими мелко профилированные антаблементы, что в значительной степени усилило выразительность здания. В южной стене Грановитой палаты, рядом с входом в нее, до последнего времени сохранялось двойное окно с прекрасно выполненным резным белокаменным наличником в стиле итальянского Возрождения. Надо полагать, что ренессансные порталы и наличники двойных полуциркульных окон Грановитой палаты исполнены в начале XVI в. по рисункам Алевиза Нового, чудесно украсившего резьбой порталы и «горнее место» в Кремлевском Архангельском соборе. При сыне Грозного, Федоре Ивановиче, не без влияния Бориса Годунова, стены и своды палаты были покрыты «бытейной» живописью, возобновленной затем в 1668 г. под руководством царского изографа Симона Ушакова. В этой живописи под видом аллегорий и притч превозносилась царская власть. В начале XVIII в. роспись палаты забелили. В 1812 г. палата выгорела. В 1881 г. стены Грановитой палаты расписали палехские иконописцы во главе
Грановитая палата для приёма послов и гос. Совещаний.Грановитая палата, возведенная в 1487-1491 годах Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Мастера-итальянцы и здесь держались московских традиций. Почти квадратное в плане величественное здание имеет во втором этаже большой парадный зал, посреди в роскошной обстановке, происходили торжественные приемы послов, пышные обеды и важнейшие совещания московского правительства. Многоцветные, затканные золотом и украшенные драгоценными камнями одежды царей и бояр находили себе соответствие в многоцветной росписи палаты, исполненной в середине XVI века. Драгоценная утварь и резной трон дополняли убранство этого важнейшего светского здания Московского Кремля, поражающего и теперь своими размерами и торжественностью. Рисунок из «Книги избрания Михаила Федоровича на царство» достаточно отчетливо передает внешний вид здания (до его пожара в 1682 году и последующей переделки). Стрельчатые, расставленные попарно окна были охвачены одним общим наличником. В простенках вверху размещен второй ряд окон, соответствующий круглым окнам ермолинской трапезной. Сегодня от дворцового комплекса сохранился только зал приемов - Грановитая палата, возведенная в 1487-1491 гг. итальянскими зодчими М. Руффо (Фрязин) и П. Солари памятник гражданской архитектуры XV века. Белокаменный «кубоватый» объем палаты установлен на высокий подклет и облицован специально отесанными плитами, рельеф отески которых определил название палаты. Первоначально окна палаты имели арочную форму. Нарядные наличники и прямоугольные очертания они получили в XVII в. В 2000 г. была восстановлена наружная парадная трех маршевая лестница Грановитой палаты. Инженерным достоинством решения палаты является устройство перекрытия ее громадной площади (485 м2) четырьмя тонкими кирпичными крестовыми сводами с единственной внутренней опорой (кирпичным столбом). Такая система перекрытия практически не нарушала единства пространства зала. Это достоинство конструкции определило очень широкое распространение ее в светском строительстве XVI-XVII вв. для перекрытий залов, епископских палат и монастырских трапезных
К этим же годам относится постройка Набережной палаты, выполненной Марко Руффо. В1492 году началась общая перестройка деревянных хором великого князя в каменный дворец. Из-за пожара работа эта задержалась, и постройка была осуществлена лишь в 1499—1508 годах, когда ее завершил Алевиз Новый, строитель Архангельского собора. Об этом не дошедшем до нас зднии с уважением отзывались видевшие его в XVI — XVII веках иностранные путешественники. Дворец состоял из ряда самостоятельных каменных сводчатых помещений на подклетах, крытых отдельными кровлями. Подклеты Набережной палаты были обработаны со стороны Москвы-реки наподобие аркады. В измененном виде этот мотив вошел в архитектурную композицию существующего Большого кремлевского дворца, возведенного в XIX веке по проекту К. А. Тона. К деятельности Алевиза следует отнести и обработку внутреннего портала и наличников окон так называемых «Святых сеней» Грановитой палаты; их покрывает пышный узор растительного орнамента. Орнаментика этого портала и окон, так же как портала Благовещенского собора, выполненного, повидимому, тем же Алевизом, была использована и применена в процессе развития и обобщенпя русского орнамента в XVI и XVII в.
В 1329 г. Иван Калита, возвратившись из Пскова, построил при каменную колокольню с церковью в ней во имя святого Ивана Лествичника. Колокольню поставили с восточной стороны Соборной площади. В 1505 г., при Иване III, зодчий Бон Фрязин заложил на месте обветшавшей колокольни новую двухъярусную колокольню с церковью в ней того же имени, закончив строительство в 1508 г. Новое здание колокольни вначале представляло собой два суживающихся по высоте восьмигранных столпа, поставленных один над другим, и было увенчано главой на круглом барабане. Колокольня имела значение архитектурно-композиционное — центр Кремля и стратегическое — с него вели наблюдение за окрестностями. Фундамент колокольни, сложенный из отесанных блоков белого камня, в виде усеченной пирамиды уходит в землю на глубину свыше 10.м. Цоколь, карнизы и детали столпа белокаменные, а стены и своды перекрытии кирпичные. Толщина стен первого яруса, в котором помещается церковь Ивана Лествнчника, — около 5 м, второго яруса — 2, 5 м, а позже надстроенного третьего — только три кирпича. Для прочности по всей высоте столпа в стены введены железные переплетающиеся брусковые связи. Глава, но железным стропилам покрытая медными вызолоченными листами, и деревянный крест, обитый позолоченной медью, принадлежат началу XIX в. В 1532 г. под руководством Петрока Малого с северной стороны колокольни начали пристраивать четырехъярусную звонницу для больших колоколов. строительство закончив в 1543 г. Завершенная высоко поднятой главой на круглом барабане, она образовала выразительный архитектурный акцент. При проектировании авторы шли от крупных членений внизу к более мелким вверху, чем достигли стройности сооружения. Каждый из верхних ярусов по высоте ниже предыдущего. Наблюдаемая в нижних двух ярусах коническая утоненность восьмигранных столпов содействует их устойчивости, но и усиливает впечатление устремленности здания кверху. Тому же способствует уменьшение проемов «звона» и размеров деталей по мере удаления их от земли. Архитектурная пластика крайне проста: лопатки, неглубокие ниши и небольшие карнизы с арочками, зубчиками и сухариками. Плавный переход от восьмигранника третьего яруса к круглому барабану главы осуществлен рядом стремящихся кверху кокошников. Плоскости стен лишь местами прорезаны щелевидными окнами. Только широкие отверстия «звонов» и висящие в них колокола говорят о назначении памятника. Удачные пропорции и лаконизм обработки придали зданию художественную простоту и величие. Пластические и конструктивные элементы органично слились в нем в единое целое. В 1624 г. каменных дел подмастерье Важен Огурцов по заданию патриарха Филарета пристроил к звоннице Петрока Малого новую колокольню, Филаретовской пристройки. Весь комплекс колокольни Ивана Великого с мощным верхом Петроковской звонницы и небольшим шатром Филаретовской пристройки вошел в ансамбль Соборной площади. При этом столп Ивана Великого не сливается со своими пристройками и не теряет масштаба, а устремляется кверху и царит над Кремлем.
Внутри Кремля английский мастер Джон Талер в 1624 г. пристроил к звоннице с церковью Воскресения при башенном храме «Иван Великий» (звонницу в 1532— 1543 гг. возвел Петрок Малой) еще одну малую башню, увенчанную четырехгранным шатром с малыми башенками и шатрами по углам на манер английского Тюдор-Ренессанса. В постройке участвовал русский мастер Важен Огурцов Башня получила название «Филаретова пристройка», поскольку создавалась по распоряжению святителя, патриарха московского Филарета. С запада ансамбль Соборной площади Кремля замыкает церковь - колокольня Ивана Лествиничка, строившаяся и достраивавшаяся с 1505 по 1600 гг. Первоначальный ее центричный объем «церкви под колоколы» высотой 60 м был установлен на пирамидальный фундамент из белого камня высотой 10м, затем к нему в 1532 г. была пристроена церковь — звонница, а в начале XVII в. по решению Бориса Годунова высота Ивана Великого была доведена до 81 м. В 1624 г. Бажен Огурцов добавил к комплексу шатровую пристройку, завершившую застройку Соборной площади Кремля. Основной массив башни Иван Великий покоится на широком ступенчатом стилобате, в настоящее время скрытом под землей, который, в свою очередь, опирается на сваи. Второй ярус башни имеет промежуточный карниз и поясок в верхней части - остаток венчающего карниза, ранее ярус завершался куполом. Стены были красными, разрисованными под кирпич, с отделкой деталей белым камнем. Нижний ярус — восьмерик — обработан пилястрами, переходяшими вверху в аркатурный пояс - типичный элемент древнерусской архитектуры, владимиро-суздальской школы. Однако форма карнизов выдает почерк западного мастера. Отношение высот нижнего яруса (разделенно промежуточным карнизом) повторяется и в следующем и составляет '«18: 0, 382, т. е. отвечает правилу «золотого сечения». Вначале Иван Великий служил храмом (в нижнем ярусе помещалась церковь), а также колокольней и дозорной башней (отсюда названия: «башенный храм». «колокольный храм»). С появлением пристроек его назначение свелось к главной колокольне Кремля. Расширение нижнего восьмерика книзу роднит это сооружение с многими постройками древнерусской архитектуры, имеющими наклонные стены, однако. столп перекрытый куполом или шатром, имеет безусловное сходство с компанилами (колокольнями) северной и северо-восточной Италии: Милана Венеции, Равенны, Феррары. В 1600 г царь Борис Годунов приказал надстроить башню еще одним восьми-гранником с круглым барабаном и увенчанным золоченой главой. В таком виде башня достигла высоты 81 м Все кремлевские соборы начинают службу по благовесту («оглашению благой вести») Ивановских колоколен, отчего и возникло выражение «звонить во всю Ивановскую». Благодаря величию Ивановской колокольни с ее блистающей на солнце главой весь Кремль, особенно снаружи, из-за Москвы-реки, выглядит как бы одним большим собором (см. цв. вкл. ил. 404). В 1505—1508 гг., одновременно с Иваном Великим, с другой, южной стороны Соборной площади строился огромный Архангельский собор (в честь Архангела Михаила, покровителя русских князей в ратном деле). Собор возводил итальянский архитектор Алевиз Новый Фрязин (Алоизио, или Альвизе, Ламберти да Монтаньяна). Главная, Соборная площадь русской столицы со всех четырех сторон замкнута постройками итальянских мастеров. Творение Алевиза, как и Успенский собор Аристотеля Фьораванти, представляет собой типично ренессансное произведение, «одетое в русский костюм». Пятиглавие роднит его с истинно русскими храмами, но в остальном здание ближе к западноевропейской традиции. С запада ансамбль Соборной площади Кремля замыкает церковь - колокольня Ивана Лествиничка, строившаяся и достраивавшаяся с 1505 по 1600 гг. Первоначальный ее центричный объем «церкви под колоколы» высотой 60 м был установлен на пирамидальный фундамент из белого камня высотой 10м, затем к нему в 1532 г. была пристроена церковь — звонница, а в начале XVII в. по решению Бориса Годунова высота Ивана Великого была доведена до 81 м. В 1624 г. Бажен Огурцов добавил к комплексу шатровую пристройку, завершившую застройку Соборной площади Кремля. Надстройка Ивановской колокольни, увенчавшая композицию Кремля. Столп звонницы был «возвышен» в 1600 г. по указу Бориса Годунова. Идейно-художественное значение этого самого высокого сооружения в Москве (80 м) было четко выражено в надписи «Царь славы» на перекладине креста. Этот грандиозный столп, получивший в народе наименование «Ивана Великого», символически начинает и завершает развитие зодчества XVI в. Развитие архитектуры в период сложения централизованного Русского государства, следует отметить, что в произведениях зодчества получил отражение подъем национального самосознания; мысли русского народа о величии и славе Родины запечатлены в ансамбле Московского Кремля, в стремительном взлете шатровых храмов. В ходе строительства Кремля проявляются основы зодчества, впитавшего лучшие традиции местных архитектурных школ, в первую очередь раннемосковской. Ивана Великого первоначально имела на два яруса меньше, чем теперь (надстроена в конце XVI века, при Борисе Годунове). Грани ее нижнего восьмерика обработаны плоскими пилястрами. Между ними вверху расположен простой аркатурныи пояс, характерный для ряда памятников домонгольского времени. Лишь форма карнизов, завершающих отдельные ярусы колокольни, и примененная пропорциональная система золотого сечения говорят о западном мастере (русские мастера в большинстве случаев использовали в архитектуре отношение стороны квадрата к его диагонали). Башня построенная Боном Фрязиным, получила полное значение колокольни лишь при Борисе Годунове, при нём надстроен верхний ярус и произведены переделки в нижних ярусах для навески колоколов. Тогда же башня стала называться " колокольней Ивана Великого». В 1532—1543 гг. к колокольне Петроком Малым была пристроена звонница, к которой в XVII в. (около 1624 г.) присоединили так называемую «Филаретову пристройку». Композиционное значение двух этих пристроек было немаловажным, ибо был установлен «архитектурный барьер» между Соборной и отделившейся от нее Ивановской площадью. Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусное столпообразное сооружение, состоящее из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею с колоколами в арочных пролетах. Верхний восьмигранник завершается рядом кокошников, в которых на синем фоне четко вырисовываются позолоченные звезды. Затем поднимается цилиндрическая часть столпа с ложными узкими окнами. На третьем ярусе звонницы помещается церковь Николая Гастунского, перенесенная сюда в XIX в. с Ивановской площади Кремля. Она примечательна тем, что была построена при Иване III на месте ханского двора в Кремле и как бы знаменовала собой полное освобождение Москвы от татарщины. Одно время дьяконом в ней был знаменитый первопечатник Иван Федоров.
|