![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Памятники 4 страница
С 1667 г. при царе Алексее Михайловиче в подмосковном с. Коломенском, где ранее, в 1530—1532 гг., Петрок Малой (итальянец Пьетро Франческо да Анни-бале из Флоренции) воздвиг свой шедевр — церковь Вознесения, строили деревянные хоромы — дворец государя. Хоромы воздвигали живописно, асимметрично примыкающими друг к другу клетями, соединенными переходами и увенчанными высокими шатрами, куполами и «бочками». У дворца отсутствовал главный фасад.
В 1514 г. Алевиз Новый переложил своды в кирпиче ними возвел пятиглавую церковь, названную в честь Рождества богородицы старую, нижнюю, переименовали в придел праведного Лазаря. В1681верхнюю церковь разобрали, а вместо нее возвели новую, но уже одноглавую церковь Рождества Богородицы с трапезной при ней. Церковь и трапезная строились «против чертежа» под руководством подрядчика Ф. Тихонова.Тогда же при устройстве под трапезной церкви сквозного проезда, северо-восточный угол древнего белокаменного храма и две апсиды несколько перестроили в кирпиче. В середине XIX в., при постройке Большого Кремлевского дворца, архитектор К. А. Тон со всех сторон обстроил церковь Рождества Богородицы и ее придел праведного Лазаря. Теперь снаружи видна лишь четырехскатная крыша церкви и небольшая, покрытая позолотой глава на украшенном колонками барабане. Церковь Рождества Богородицы представляла собой кубообразное одноглавое крестовокупольное здание, сложенное из прямоугольных блоков подмосковного белого камня с забуткой средней части стен менее крупным и даже мелким камнем на жирном известковом растворе. Толщина стен храма не превышает 1, 45 м, а высота рядов белокаменной кладки в среднем равна 30 см. Снаружи стены членились лопатками на три неравные прясла — широкое среднее и более узкие боковые. В плане церковь трехапсидная, несколько вытянутая по оси восток—запад. Четыре мощных пилона —два квадратных с востока и два круглых с запада — несли ее своды и главу. На круглые пилоны опирались и арки хор храма. В юго-западном круглом пилоне имеется неглубокая ниша в рост человека, вероятно, для сидения князя. Вторая такая же ниша сохранилась за пилоном в западной стене. Обе ниши обрамлены полуваликом с килевидным вверху заортрением. Расположенные в северо-западном углу двери на лестницу, ведущую на хоры, и в закуток под лестницей, где, возможно, было хранилище, перекрыты большими камнями с пятилопастными в них вырезами. Прежде в церковь вели три входа, из которых западный обработай подобно перспективным порталам владимиро-суздальских церквей. Снаружи он сохранил обработку колонками с аттическими базами и лишенными резьбы капителями, несущими килевидные архивольты. Колонки портала украшены «дыньками» со' жгутовой перевязью. Северный выход храма позднее был превращен в окно. На северном прясле западного фасада церкви сохранилось обработанное в виде восьмилепестковой розетки маленькое круглое оконце, освещающее внутри стенную лестницу на хоры. Другое такое оконце с розеткой освещает с внутренней стороны храма вход в закуток, устроенный в толще западной стены Церковь Рождества Богородицы — древнейший памятник раннемосковского белокаменного зодчества конца XIV в.
С западной стороны Успенского собора расположена небольшая одноглавая церковь Ризположения. Она сооружена на месте более ранней церкви Ризположения, возведенной в 1451 г. митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ царевича Мазовши, которые осадили Москву в ночь на 2 июля 1451 г. Из-за внутриполитической борьбы татары были вынуждены бросить все награбленное добро и поспешно отступить. Это произошло в церковный праздник положения ризы. Духовенство не преминуло этим воспользоваться и придало событию религиозный характер ознаменовав его возведением церковь Ризположения. Ризположенская церковь возведена в 1484—1486 гг. Как и собор Благовещения, ее строили псковские и московские мастера. Согласно летописи, церковь строили те псковичи, которые отказались продолжать постройку развалившегося Успенского собора, возведенного Кривцовым и Мышкиным. Церковь — небольших размеров, на подклете, одноглавая. В плане она представляет собой типичный для раннемосковской культовой архитектуры квадрат с тремя апсидами с востока и четырьмя несущими своды перекрытия квадратными пилонами внутри. Это традиционный, поставленный на высокий подклет куб с кровлей по закомарам. К южному входу храма с площади ведет высокое крыльцо, а с северной и западной сторон примыкают паперти, над которыми во второй половине XVII в надстроили галереи. Подклет и стены церкви сложены из кирпича и лишь некоторые ее детали выполнены из белого камня. Снаружи стены расчленены лопатками на три неравных прясла средние из них в двое шире боковых. Как и в Благовещенском соборе прясла стен завершаются килевидными закомарами причём средняя закомара значительно выше. Такая композиция завершения здания создаёт впечатление торжественной приподнятости и устремлённости в высь. Верх главы украшен фризом из полукружий, треугольных впадин (бегунца) и поребрика. С Южной стороны церкви сохранился белокаменный портал входа, подобный порталам Благовещенского собора, церкви Рождества Богородицы, килевидные архивольты которого опираются на ряд колонок перехваченных «дыньками» Колонки портала увенчаны сноповидными капителями с жгутовой перевязью. С трех сторон, под окнами, церковь опоясана фризом из терракотовых балясин. Как бы утопленные в толщу степы, балясины фриза стоят на слегка выступающей «полочке», ниже которой тянется полоса покрытых орнаментом терракотовых плиток. Пониженные апсиды храма опоясаны той же терракотовой полосой и украшены килевидной аркатурой, опирающейся на тонкие полуколонки со сноповидными капителями. Интерьер Ризположенской церкви как в плане, так и по высоте выдержан в пропорциях кратных отношений (1: 2: 4), где модулем является сторона углового квадрата плана. Во второй половине XVII в. сделана четырехскатная крыша. После пожара 1737 г. церковь возобновлял архитектор И. Мичурин, перекрывший ее поверх существующих в ней сводов предохранительным сомкнутым сводом толщиной в один кирпич. Видимо, тогда глава храма получила луковицеобразную форму, зарисованную архитектором Кваренги. Надо полагать, что глава вазообразной формы появилась в начале XIX в. В конструкции памятника привлекает внимание необычный для церковного строительства переход от пилонов к барабану главы. Барабан поставлен на восьмигранный пьедестал, который опирается на крестовый свод, образованный персечением двух цилиндрических сводов. Обычно применяемые в таких случаях подпружные арки и паруса здесь отсутствуют. Снаружи, в стенах широких средних прясел, в плоскости закомар северного, западного и южного фасадов церкви устроены неглубокие ниши-киоты. Киот южной стены имеет форму раскрытого складня с полукруглым завершением, пяты которого опираются на колонки с «дыньками» и сноповидными капителями. Во второй половине XVI в. западный и северный белокаменные порталы памятника заменены кирпичными, в результате чего они получили форму, навеянную порталами собора Василия Блаженного.
Вблизи Спасских ворот, где теперь расположены здания Президиума Верховного Совета СССР и Кремлевского театра, до 1929 г. стояли два древних, основанных во второй половине XIV в. монастыря — Чудов (1358 г.) и Вознесенский (1386 г.). По преданию, место Чудова монастыря раньше занимал Золотоордынский посольский двор. В Чудовом монастыре наиболее древним памятником архитектуры был одноглавый собор Чуда Михаила архангела, построенный вслед за Ризположенской церковью в 1501—1504 гг. на месте ранее стоявшей здесь церкви больших размеров, возведенной митрополитом Алексеем в 1365 г. (см. стр. 24). Кирпичный собор имел почти квадратный план, четыре пилона и три апсиды, он был покрыт по закомарам с обработкой стен в формах раннемосковского зодчества.
Потешный дворец — дом боярина И. Милославского начала 1650-х гг., расширенный в 1668 г. для придворного театра, находившегося близ домовой церкви. Потешный дворец расположен у западной Кремлевской стены, между Комендантской и Троицкой башней, ближе к первой. В 1651 г. здесь уже стояли палаты боярина И. Д. Милославского. С 1673 г. во дворце Милославского, перешедшем царской семье и ее окружению начали устраивать развлечения, «потехи», отчего дворец назвали Потешным. В нем давались домашние театральные представления, в которых принимали участие и члены царской семьи. По существу это был первый придворный русский театр. В 1679 г., при Федоре Алексеевиче, Потешный дворец был перестроен и расширен — к нему пристроили деревянные хоромы и терема для сестер государя. С царским дворцом Потешный дворец соединялся перекинутыми через улицу переходами. Асимметричный в плане, со стороны двора состоящий из трех-, четырех- и пятиэтажных частей, богато обработанных в архитектурных формах второй половины XVII в., с обилием интересных деталей, Потешный дворец живописен. Въезд раньше был со двора, через ворота, перекрытые тремя висячими арками с подвешенными к ним вместо гирек белокаменными фигурами львов. Красное крыльцо с рундуком на кувшинообразных колонках вело со двора во второй этаж здания. Оконные проемы дворца украшены белокаменными, затейливых форм наличниками, покрытыми тонко выполненной резьбой. Иначе выглядит дворец со стороны улицы. Над его центральной четырехэтажной частью возвышается ступенчатый теремок — домовая церковь, алтарная стена которой опирается на огромные, в виде машикулей, кронштейны, что придает Потешному дворцу своеобразный вид. Под алтарем не полагалось быть жилью, поэтому алтарь и был выдвинут на улицу на огромных кирпичных кронштейнах. В 80-х годах XVII в. на верхних хоромах дворца был устроен висячий, или «верховой», сад. В 1697 г. при Петре I во дворец был переведен Полицейский приказ. В первой половине XVIII в., когда с перенесением столицы в Петербург все здания Кремлевского дворца значительно обветшали, Потешный дворец, лучше других сохранившийся, служил жилищем для императриц Анны и Елизаветы во время их приездов в Москву для коронации. В 1806 г., в связи с приспособлением Потешного дворца под дом московского коменданта, в теремке дворца упразднили домовую церковь. Тогда же с бывшей церкви сняли главы, а дворец несколько перестроили. Перестройку осуществлял ученик В. И. Баженова и помощник М. Ф. Казакова архитектор И. В. Еготов по проекту в псевдоготических формах. Над крышей дворца от церкви сохранилась небольшая кубообразная на четырех пилонах звонница. В 1874—1875 гг., во время новой перестройки дворца, произведенной архитектором II. А. Шохиным, с него сняли «готические» украшения и разобрали чрезвычайно интересные в архитектурном отношении «львиные» ворота. Выходящие на улицы оконные проемы дворца обработали лепными наличниками, напоминающими покрытые резьбой белокаменные старинные наличники, сохранившиеся на дворовом фасаде. Сулицы пристроили портал с кувшинообразными утолщениями, который раньше украшал вход во дворец со стороны двора.
В XVI и XVII вв. Конюшенный приказ занимал в Кремле косоугольную протяженную территорию северо-восточнее Боровицких ворот и примыкал к Потешному дворцу. В 1848 г., в связи с постройкой архитектором К. Тоном на месте Конюшенного приказа существующей Оружейной палаты, здание было разобрано. Только зарисовки художников конца XVIII и первой половины XIX в. дают представление о его архитектуре. По свидетельству архитектора Н. А. Шохина, в здании Конюшенного приказа одно время помещалось Архитектурное училище.
К концу XVII в. старое здание приказов, выстроенное в 1591 г. на Ивановской площади, уже стало мало и к тому же значительно обветшало. В 1675 г., при Алексее Михайловиче, приступили к постройке вдоль бровки кремлевского холма, с южной стороны Ивановской площади, нового тоже двухэтажного здания приказов по присланному из Посольского приказа чертежу. Оно было закончено только в 1680 г. при Федоре Алексеевиче. Это было большое каменное, перекрытое сводами здание шириной 27 м, длиной 142 м, тянувшееся от Архангельского собора в сторону Спасских ворот. В нем помещались семь главных приказов: Посольский, Разрядный, Большой казны, Новгородский, Поместный, Казанский и Стрелецкий. На его архитектурной композиции сказалось влияние жилого строительства. Так, первый этаж или подклет был занят подсобными и хозяйственными помещениями, а второй, или «жилой», этаж занимали приказы. Только позднее Посольский и Поместный приказы заняли и нижние этажи своих приказных палат. В средней части длинного здания, прорезанного сквозным проездом к Тайницким воротам, в 1681—1683 гг. под одной крышей построили две небольшие церкви. С Ивановской площади во второй этаж приказных палат вело семь выходивших на площадь лестниц с высокими крыльцами, вероятно, на кувшинообразных колонках, как это было устроено в посольском доме в Москве на Ильинке. Средняя лестница приказов выступала на Ивановскую площадь на 21 м, а остальные шесть лестниц — на 17 м каждая. У лестниц толпились челобитчики, съезжавшиеся со всех концов государства и с утра заполнявшие Ивановскую площадь.
В XVIII в. начался процесс изменении планировки и архитектурного облика Кремля. Начинают преобладать тенденции классицизма с регулярной планировкой, симметричных объемных решений. Перенос столицы из Москвы в Петербург способствовал тому, что дворцовый комплекс пришел в упадок. Его восстанавливали уже в соответствии с утилитарными и художественными требованиями нового времени. В 1702 г. у Никольских ворот началось возведение здания Арсенала, сохранившегося до настоящего времени. Арсенал начали строить с весны 1702 г. по схематическому плану, выданному Петром I. Во главе строительства боярин Ф. А. Головин, а осуществлял его дьяк Оружейной палаты А. А. Курбатов. Ответственными смотрителями по возведению здания Петр I назначил живописцев Оружейной палаты Ивана Салтанова и Михаила Чоглокова, строившего перед тем Сухареву башню. Сотоварищем по работе с Христофором Конрадом был назначен архитектор Дмитрий Иванов.
АРСЕНАЛ В северо-западной части Кремля между Троицкой и Никольской башнями расположено здание. Арсенал был заложен по распоряжению Петра I Здание предназначалось для склада оружия и снаряжения, был издан указ о сборе медных и железных пушек и всяких воинских знаков, взятых в боях с интервентами. Трофеи было приказано доставить «в новопостроенном Цейхаусе для памяти на вечную славу поставить». В 1816—1828 здание Арсенала восстановлено архитектором О.И Бове и в таком виде дошло до наших дней Простота и благородство строгость выразительность архитектурного облика Арсенала очень хорошо сочетаются с древними кремлевскими стенами и башнями. Здание Арсенала состоит из двух этажей и завершается мощным карнизом с резным белокаменным фризом. Первый этаж фасада обработан рустами. Редко расставленные парные окна с глубокими откосами подчеркивают суровую мощь стены двухметровой толщины. Высота здания — 20 м. В облике Арсенала черты архитектуры петровского времени сочетаются с нарядными формами барокко 30-х годов XIX в. Арсенал — трапециевидное в плане, с большим внутренним двором, с двумя въездами на главных осях; его четкие по композиции фасады скупо декорированы белокаменными украшениями. Арсенал выстроен из кирпича, оштукатурен. Высота его двух этажей равна 24 м. Углы здания обработаны лепными рустами, а поэтажно разделенные поясом стены завершены белокаменным карнизом. Вначале крыша была высокая, двухъярусная, с небольшими слуховыми окнами. Оконные проемы стен с глубокими откосами наружных амбразур по первому этажу обрамлены рустами, а по второму — простыми наличниками. Подоконные стенки второго этажа так же, как и фриз карниза, украшены мелкой скульптурной резьбой, контрастирующей с суровой монументальностью сооружения. Великолепный портал главных ворот выполнен в классических формах первой половины XVIII в. Колонны и декор портала белокаменные. Большие плоскости гладкой стены с ритмично и редко размещенными спаренными окнами, с лентой завершающего карниза создают впечатление мощного и выразительного здания. Внутренние помещения Арсенала состоят из прямоугольных комнат большого размера, сгруппированных вдоль коридора, стены которого прорезаны арочными проемами. Прежние сводчатые перекрытия почти всюду заменены плоскими, на балках. Со стороны двора к зданию пристроены две двухсторонние лестницы в каменных клетках для входа на второй этаж. СЕНАТ Здание вписано не только в архитектурный ансамбль древнего Кремля, но и Красной площади. Оно имеет три этажа, поставленных на высокий цоколь. Первый этаж обработан рустами, а второй и третий расчленены пилястрами, ритмично чередующимися с окнами. Завершает здание мощный карниз с модульонами. В центре главного фасада (обращенного к Арсеналу) находится проезд на внутренний двор, сделанный в виде триумфальной арки с четырехколонным портиком ионического ордера и фронтоном. В восточном углу здания расположен круглый зал, увенчанный огромным куполом. Это один из лучших круглых залов по смелости конструктивного решения. Диаметр его - 24 м. Внутри зал украшен 18 колоннами, лепниной барельефами, изображающими великих русских князей и царей. Это копии с мраморных барельефов, выполненных скульптором Ф. И. Шубиным и находящихся сейчас в Оружейной палате. В простенках между колоннами помещено 18 горельефных панно. Предполагают, что они выполнены скульптором Г. Замараевым. В аллегорической форме горельефы выражают идеалы передовых людей России того времени — просвещение, законность, правосудие. Первоначально на куполе с наружной стороны была установлена цинковая скульптурная конная группа, Георгия Победоносца (герб Москвы). В 1812 г. ее разрушили наполеоновские войска. В 1856 г., когда в здании разместились судебные учреждения, купол увенчали столпом и короной с надписью «Закон», что было эмблемой царской законности. В 1776 г. против Арсенала М. Ф. Казаков начал строительство здания Сената (ныне здание Верховного Совета и Совета Министров СССР). Вместе с Казаковым над созданием Сената работали его помощники — архитекторы И. Селехов, И. Еготов и К. Поливанов. Вчерне законченное в 1787 г., оно отделывалось вплоть до 1790 г. Здание строилось для собраний дворянства его превратили в Московский Сенат. Обусловленный конфигурацией участка, план здания Сената представляет собой равнобедренный треугольник с пятигранным двором в середине и двумя небольшими треугольными дворами но сторонам среднего двора. Все помещения располагаются в нем вдоль коридоров и благодаря этому имеют хорошее освещение. По приему композиции и членений фасадов Сенат увязан со стоящим напротив зданием Арсенала и составляет с ним гармоничный ансамбль. Здание Сената трехэтажное, сложенное из кирпича и перекрытое сводами, выстроено в формах раннего русского классицизма. Фасад первого, цокольного этажа и полуподвала обработан рустом, а два верхних этажа — мощными лопатками. Выступы усилены римско-дорическими пилястрами и нарядными наличниками окон. Все здание увенчано белокаменным карнизом с мощными кронштейнами. Только четырехколонный ионический портик въезда во двор со стороны площади и небольшой купол над ним смягчают торжественную строгость архитектуры фасада, выделяют его центр и придают масштаб протяженному зданию. Остальные фасады Сената решены подобно главному, но без въездов и портиков. Углы треугольного в плане здания срезаны, а центральные части срезанных плоскостей в двух верхних этажах обработаны нишами с двухколонными портиками. Благодаря срезке острых углов, переход от одного фасада к другому утратил обычную жесткость. В угловых торцах были устроены входы. Для лучшей увязки здания Сената с Арсеналом Казаков уравнял их по высоте, а главный въезд в Сенат расположил против въезда в Арсенал. Организующую роль в пространственном построении ансамбля площади играет надстроенная в начале XIX в. Никольская башня, ставшая его композиционным центром. Главным узлом композиции здания является круглый зал, перекрытый куполом красивого очертания. Ныне над куполом развевается Государственный Флаг. Первоначально купол был завершен гербом Москвы и губернии — конной статуей Георгия Победоносца, а с 1856 г в здании помещались Судебные установления, — эмблемой царского правосудия. Зал имеет диаметр 24, 5 м, а высоту 27 м. Парадный вход в зал акцентирован шести-колонным портиком. Интерьер зала своим оформлением выделяется из всех других помещений. Зал окружают 24 коринфские колонны, над антаблементом которых, как бы паря, возвышается богато украшенный кессонами и лепными розетками купольный свод; толщина свода в верхней части равна только одному кирпичу. Здание прекрасно включено в ансамбль Кремля и Красной площади. Купол этого здания Сенатской Башни и мовзолей Ленина, связаны в единую гармоничную группу, составляют одну из лучших архитектурно-простраистненных композиций Москвы.
Большой Кремлевский дворец, представляющий собой сложный архитектурный комплекс гражданских и церковных сооружений пяти столетий. Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время пребывания ее в Москве. построенный архитектором В. Растрелли. С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически состоит из двух этажей. Первый этаж выступает вперед и образует наверху открытую террасу. Арочные окна на главном фасаде, разделенные узкими простенками, придают ему вид закрытой галереи. Цоколь облицован естественным татаровским камнем. Двухъярусный фасад второго этажа расчленен пилястрами, между которыми находятся окна, украшенные резными белокаменными наличниками в стиле русской архитектуры XVII в. Помещения второго этажа двусветные. В центре здания, над крышей возвышается трибун с пятью килевидными кокошниками. Он завершается золоченой балюстрадой. Трибун перекрыт четырехскатной фигурной кровлей, на скатах которой с двух сторон в орнаментированных обрамлениях помещены часы, а с двух других — часовые колокола. На верху трибуна устроена открытая площадка, на которой установлен флагшток. Георгиевский зал. Владимирский зал. Зеркальные двери в северной стене Георгиевского зала ведут во Владимирский зал, названный в честь ордена «Св. Владимира». Высокий, восьмигранный зал XIX в. связывает воедино дворцы пяти столетий. Отсюда можно попасть в Теремной дворец, Золотую Царицыну палату, Грановитую палату и Кремлевский Дворец съездов.
Большой кремлёвский Дворец, возведенный XVIII в. в 1812 г. сгорел. Особенно пострадал его первый этаж к середине августа 1816 г. был восстановлен архитекторами А. Н. Бакаревым, И. Л. Мироновским и И. Т. Таманским при общей консультации архитектора В. П. Стасова. Было решено надстроить третий этаж над всем зданием. Составление проекта надстройки дворца сначала было поручено В. П. Стасову, который и представил свой проект в конце 1816 г. В 40-х годах XIX в. в архитектуре проявлялись новые художественные взгляды. Классическое направление казалось устаревшим. К этому времени на идейной основе царизма, выраженной в триаде — «православие, самодержавие и народность», создается «византийско-русский» архитектурный стиль. Создателем этого стиля был обрусевший немец архитектор К. А. Тон. В 1838—1849 гг. К. А. Тон с группой архитекторов выстроил Большой Кремлевский дворец. Для его строительства были разобраны все прежние дворцовые здания, кроме Теремного дворца, Грановитой и Малой Золотой (Царицыной) палат. Двухэтажное здание Большого Кремлевского дворца в плане имеет вид каре с внутренним квадратным двором. Во дворце около 700 отдельных помещений общей площадью почти 20 тыс. м2. В обработке фасадов дворца, как главного (его длина 125 м), так и боковых, широко использованы декоративные формы русской архитектуры XVII в. С южной и восточной сторон, на высоте второго этажа, дворец окружен открытой террасой. Она расположена на выступающей части первого этажа, оформленной в виде длинной, прорезанной полукруглыми окнами аркады. Цоколь здания облицован камнем, который добывался под Москвой. Стены двухсветного второго этажа расчленены пилястрами, а оконные проемы обрамлены белокаменными резными наличниками с двойными арками и висячими «гирьками», похожими на наличники Теремного дворца. Карниз белокаменный. Центральная часть здания завершена четырехгранным аттиком, перекрытым фигурной крышей с высоким флагштоком над ней. Со стороны главного фасада аттик украшен килевидными архивольтами, тимпаны которых заполняли лепные изображения двуглавых орлов. Стропила во дворце сделаны железными, перекрытия сводчатыми, полы в коридорах и вестибюле каменными; отопление вначале был. Парадный вход во дворец расположен со стороны Москвы-реки 1816Он смещен от центра к востоку. Справа от него находятся помещения гардероба а слева«Собственная половина». В обширном вестибюле четыре полированные колонны, высеченные из целых кусков серого сердоболгского гранита, несут пологие своды перекрытия. Стены вестибюля отделаны белым искусственным мрамором. Собственная половина состоит из ряда парадных бытовых помещений: столовой, гостиной, кабинета императрицы, камерюнгферскол спальни, кабинета императора, камердинерской и приемной (секретарской), за которой следуют небольшие помещения собственного подъезда. Параллельно этим помещениям идет широкий коридор, из которого устроены входы в узкие помещения, размещенные между каждыми двумя залами. Из главного вестибюля во второй этаж ведет широкая парадная лестница, стены которой обработаны искусственным мрамором; боковые галереи на уровне второго этажа окружены пилонами из желтого ревельского мрамора, несущими крестовые своды перекрытия. Огромная ореховая дверь в аванзал выполнена русскими краснодеревцами без клея. На втором двухсветном этаже парадные залы — Георгиевский, Екатерининский, Владимирский, Александровский и Андреевский — были посвящены русским военным орденам. В их отделку введены знаки соответствующих орденских отличий, а обивка мебели повторяла цвета орденских лент. Из аванзала высокие золоченые двери ведут в самый большой зал во дворце — Георгиевский. Его длина равна 61 м, ширина — 20, 5.«, а высота — 17, 5 м. Окна зала выходят на Соборную площадь. Зал белый; перекрыт он кессонированным цилиндрическим сводом, украшенным лепным орнаментом и розетками. Простенки-пилоны облицованы мраморными досками с названием отличившихся воинских частей и именами георгиевских кавалеров. На стенах и своде перекрытия помещены знаки георгиевского ордена, а на торцовых стенах зала — барельефные изваяния Георгия Победоносца, поражающего дракона, работы скульптора П. Клодта. Тематика скульптурного декора зала посвящена победе русского оружия с XV по XIX в. Над карнизами витых цинковых колони с капителями коринфского ордера под сводом размещены статуи побед и аллегории царств и княжеств, входивших в состав Русского государства. Все статуи изваяны скульптором И. П. Витали. Рядом с Георгиевским залом расположен почти восьмигранный в плане (квадрат со срезанными углами) Владимирский зал. Поставленный на месте древней Боярской площади, он соединяет Теремной дворец и Грановитую палату с залами дворца К. А. Тона. Обработанный большими арками понизу и открытыми на хоры тройными арочками поверху, зал перекрыт восьмигранным куполом. Обстроенный со всех сторон, днем зал освещается световым фонарем, который завершает купол. Выходящие окнами к Москве-реке на главный фасад дворца два больших зала, посвященные орденам Александра Невского и Андрея Первозванного, в 1933—1934 гг. были перестроены под Зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР и не сохранили своей отделки.
У Боровицких ворот, на месте Конюшенного двора, в 1844—1851 гг. К. А. Тон построил здание Оружейной палаты, где хранятся произведения искусства, связанные с историей нашей Родины. Новая Оружейная палата представляет собой двухэтажное, поставленное на высокий цокольный этаж здание. В плане палата имеет вид вытянутого прямоугольника с полукруглыми залами в торцах и с круглым залом в средней его части со стороны кремлевской стены. По второму этажу фасады палаты обработаны белокаменными, покрытыми горельефной резьбой колоннами и оконными наличниками с подвесными гирьками. Высокие двухсветные залы второго этажа перекрыты крестовыми сводами. Стены залов украшены 58 мраморными портретами-медальонами русских князей и царей, выполненными в 1774—1775 гг. скульптором Ф. И. Шубиным для Чесменского дворца под Петербургом. Между Большим Кремлевским дворцом и Оружейной палатой находится небольшой дворик, на который выходит фасад здания Апартаментов (ныне резиденция для высоких гостей) Это здание сообщается с дворцом специальным переходом на арках. Оружейная палата и корпус Апартаментов должны были, по мысли К А Тона образовать с Большим Кремлёвским дворцом архитектурно выразительную группу зданий. Однако отсутствие силуэта, однообразие объемного решения вялые пропорции помешали этому ансамблю стать значительным архитектурным произведением. Возникновение Оружейной палаты как сокровищницы московских великих князей относится к XIV в. В «духовных грамотах» великих князей неоднократно упоминаются разнообразные драгоценные вещи — иконы, оружие, воинские доспехи и др., составлявшие основу княжеской казны. С течением времени многие из этих вещей становились символами политической власти, использовались при оформлении торжественных церемоний — обрядов венчания на царство, посольских встреч и торжественных выходов. Из года в год казна пополнялась все новыми и новыми сокровищами. В XV в., при великом князе Иване III, она разрослась настолько, что в 1484—1485 гг. для нее было построено специальное каменное здание под названием Казенный двор. Помещалось оно между Архангельским и Благовещенским соборами. В новое здание были перенесены все ценности великокняжеской казны, ранее хранившиеся в подвалах кремлевских церквей и соборов. В первый период своего развития Оружейная палата была одновременно и хранилищем, и производственной мастерской, в которой изготовлялось боевое холодное и огнестрельное оружие и различного рода оборонительные доспехи для воинов. О сокровищах царской казны два рала упоминается в летописи под 1547 г.: при описании церемонии венчания на царство Ивана IV и в рассказе о большом московском пожаре, Здесь хранились ценности, которые выполнялись в ее мастерских, но и военные трофеи, подарки, привозимые иноземными послами. В основном Оружейная палата пополнялась изделиями отечественных мастеров и в XVII в. стала центром русского художественного ремесла, расцвет которого относится ко второй половине XVII в. Здесь работали лучшие мастера и художники: оружейники —иконописцы. В начале XIX в. Оружейная палата была преобразована в дворцовый императорский музей, для которого в 1806—1812 гг. по проекту архитектора И. В. Еготова было построено новое здание против Арсенала и Сената. В 1851 г. сокровища Оружейной палаты перенесены в новое здание, где хранятся и сейчас.
|