![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Памятники 5 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
У Оружейной палаты поставленные пушки подчеркнули значение этих зданий в ансамбле Кремля, став своеобразным элементом его оформления. Среди древних орудий выделялась Царь-пушка весом 2400 пудов, отлитая в 1586 г. в Москве известным пушечным мастером Андреем Чоховым. В 1960 г. в связи со сносом старого здания Оружейной палаты все стоявшие у ее фасада пушки были размещены вдоль здания Арсенала, а Царь-пушка поставлена недалеко от Царь-колокола, против церкви Двенадцати апостолов. Царь-пушка имеет своеобразную конструкцию и даже по внешнему виду мало похожа на обычную пушку. По устройству канала ствола близка к мортирам. Канал делится на две части — цилиндрический ствол, или «котел», для снаряда и казенную часть для заряда, или пороховую камору. Ствол расчленен декоративными орнаментальными поясками на четыре неравные части. У дульного среза и у торели (задней стенки ствола) имеются рельефные пояса с прямоугольными квадратными углублениями и розетками в центре каждого из них. Орнаментальные пояса состоят из однообразных пальметт, рисунок которых очень характерен для Чохова. Название пушки связано с изображением на ее стволе царя Федора Ивановича, сына Ивана IV. Более достоверно, что название Царь-пушки происходит от ее огромной величины. В свое время она была больше всех известных пушек в мире. Исследования показали, что Царь-пушка предназначалась для стрельбы, а не для устрашения неприятеля, хотя сведений о стрельбе из Царь-пушки не сохранилось. Предполагали стрелять каменным дробом — картечью, ее называли еще Дробовик российский. Длина пушки — 5, 34 м; калибр — 890 мм; средняя толщина ствола — 15 см. Пушка отлита из бронзы. Вес ее — 40 т (2400 пудов). Стояла в Китай-городе и предназначалась для защиты Спасских ворот Кремля и переправы через Москву-реку. Стрелять из нее можно было только со специального станка. Декоративный лафет, на котором стоит сейчас Царь-пушка, отлит в 1835 г. Чугунные ядра, лежащие у подножия пушки, — декоративные, изготовлены в XIX в. Царь-пушка — это шедевр русской тяжелой крепостной артиллерии. Она свидетельствует о технических знаниях русских пушкарей XVI в. и большом мастерстве литейщиков, сумевших отлить самое большое артиллерийское орудие того времени.
Стоящий у столпа Ивана Великого Царь-колокол весом около 12 тыс. пудов (почти 200 т) отлит в 1733—1735 гг. тут же в Кремле московскими литейных дел мастерами Моториными. Во время троицкого пожара в Кремле в 1737 г. колокол находился под деревянным шатром в литейной яме, расположенной вблизи колокольни Ивана Великого. Стены ямы были укреплены восьмигранным деревянным срубом высотой 10, 5 м. От пламени колокол сильно нагрелся и, облитый водой, дал несколько трещин, причем от него откололся кусок весом 700 пудов. Для колокола собирались строить специальную колокольню. Архитектор М. Казаков писал, что на Петроковскую звонницу поднять колокол невозможно, так как диаметр колокола превышает ширину самого большого проема в арках звонницы. «Небезызвестно мне от прежних архитекторов оной колокол отлит был на сем месте с намерением таковым, дабы построить над ним особливую колокольню, соединяя переходом с Ивановской колокольней». Только через 101 год после отливки, в 1836 г., колокол был извлечен из ямы по проекту архитектора А. Монферрана и установлен на каменном постаменте. Высота колокола — 6, 14 м, диаметр — 6, 6 м, а толщина стенок в нижней части — 60 см. Колокол украшен тонко выполненным барельефным орнаментом, изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Ивановны. Внизу, в круглом щите, есть надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным». Над украшением колокола трудились русские скульпторы В. Кобелев, П. Галкин, П. Кохтев, П. Серебряков и формовщик П. Луковников. Это самый большой колокол в мире. Своей величиной, красотой формы и чистотой отливки царь-колокол вызывает всеобщее удивление и восхищение. Царь-колокол свидетельствует о высоком профессиональном искусстве русских мастеров литейного дела.
1932—1934 гг. по проекту И. И. Рерберга создано здание бывшей Военной школы имени В ЦИК, в котором помещался Секретариат Президиума Верховного Совета СССР, Управление коменданта Кремля и Кремлевский театр. Здание представляет собой три параллельных, вытянутых вдоль восточной кремлевской стены корпуса. Главный фасад, обращенный к Москве-реке средней выступающей частью, обработан восьмиколонным портиком ионического ордера. По своим членениям и пропорциям это здание не вписалось в ансамбль Кремля. Выполненное в неоклассическом стиле, характерном для архитектуры начала XX в., оно невыразительно по формам, его детали имеют сухую прорисовку. Одинаковой высоты с рядом стоящим зданием Правительства СССР (Сенат) и окрашенное в один с ним цвет, с Красной площади оно воспринимается как продолжение первого. В 1958 г. клубная часть этого здания переустроена под руководством архитектора А. Ф. Хрякова в Кремлевский театр на 1200 зрителей. Удобная планировка, приятная для глаза голубая обивка мебели под карельскую березу, кондиционированный воздух, современное техническое устройство сцены — все это делает театр комфортабельным для зрителя и обеспечивает показ любых спектаклей.
Дворец съездов был закончен к открытию XXII съезда КПСС, 17 октября 1961 г. Снаружи это огромный параллелепипед, главным фасадом выходящий на Каляевскую улицу (Троицкая площадь), а боковыми — на Ивановскую площадь. Главный вход во дворец — со стороны Арсенала. Возведен Дворец из бетона, стали, железа, стекла с применением в отделке мрамора и новейших строительных материалов. Наружные стены здания состоят из стройных облицованных уральским мрамором пилонов и ритмично чередующихся с ними стеклянных витражей. Сочетание белоснежного мрамора с зеркальными стеклами при хорошо найденном шаге пилонов Дворца производит впечатление легкости и торжественности. Длина Дворца съездов 120 м, ширина 70 м, высота с банкетным залом 29 м. Здание на 17м заглублено в землю. Общая кубатура около 400 тыс. м 3. Главное внимание во Дворце уделено Большому залу, рассчитанному на 6000 мест, из которых 4230 мест расположены в партере и амфитеатре, 1770 мест для гостей — на балконе. В Большом зале происходят съезды, конгрессы, конференции, даются театральные представления, демонстрируются кинофильмы и т. д. Глубина зала 59 м, ширина 57, 6 м, высота более 20 м. Сцена зала оснащена самым совершенным оборудованием; здесь все механизировано. Огромный портал сцены может трансформироваться, уменьшаясь в пределах от 32 х 14 до 18х10 м. Над Большим залом Дворца, с отступом от его наружных стен, расположен банкетный зал на 2500 человек, предназначенный для общественных мероприятий — приемов, банкетов, фестивалей, новогодних ёлок и т. п. Этот зал со стеклянными стенами окружен широкой террасой. Дворец съездов может быть объединен с Большим Кремлевским дворцом, с которым он соединяется переходами. Кроме лестниц в здании 14 эскалаторов, 26 пассажирских и грузовых лифтов.
СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ Соборная площадь Кремля — одна из древнейших в Москве. Возникновение ее относят к началу XIV в. На ней возвышаются Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата и другие памятники древнерусской архитектуры. Соборная площадь издревле была главной площадью Кремля. С ней связано много исторических событий в жизни Русского государства. В старину на площади происходили церемониальные торжественные шествия по случаю венчания на царство царей и коронования императоров, обычно сопровождавшиеся пышными воинскими эскортами. Здесь проходили похоронные процессии в Архангельский собор — усыпальницу московских великих князей и царей и в Успенский собор — место погребения московских митрополитов и патриархов. Перед Красным крыльцом Грановитой палаты происходили встречи иностранных послов. В XVIII и XIX вв. площадь несколько раз покрывали плитами из крепкого песчаника. В начале XX в. ее освободили от наросшего культурного слоя, а в 30-х годах нашего столетия асфальтировали. В 1955 г. на Соборной площади Московского Кремля было восстановлено прежнее каменное покрытие.
|