Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация физической реабилитации
Физическая реабилитация в нашей стране по существу сводится к лечебной физической культуре и физическим методам воздействия (лечения) на человека (физиотерапевтическим процедурам). Лечебная физическая культура (ЛФК) проводится большей частью в лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения: больницах (госпиталях), поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, реабилитационных центрах, санаторных учреждениях. В больницах (госпиталях) занятия с больными, находящимися на свободном режиме, должны проводиться в отделении (кабинете) лечебной физической культуры (отделении физической реабилитации). Отделение (кабинет) лечебной физической культуры лечебно-профилактического учреждения в своем составе должно иметь: — залы для групповых и индивидуальных занятий (из расчета 4 м2 на одного больного, не менее 20 м2) с хорошей естественной и принудительной вентиляцией, достаточным освещением, ковровым покрытием, одна стена должна быть покрыта зеркалами; — залы, кабинеты механотерапии, мануальной терапии, массажа, трудовой и бытовой реабилитации, тренажерный зал, бассейны для лечебного плавания и упражнений в воде, кабинет функциональной диагностики, кабинеты врачей, инструкторов, комнаты для ожидания и отдыха больных; — на территории лечебно-профилактического учреждения могут быть использованы на открытом воздухе плоскостные сооружения (мини-стадионы), дорожка терренкура, лечебной ходьбы, игровые, открытые бассейны для лечебного плавания и другие сооружения. Оборудование кабинета (кроме типового) зависит от профиля лечебного учреждения. Занятия с больными, находящимися на постельном режиме, проводятся в палатах и должны быть обеспечены необходимым переносным инвентарем (гимнастические палки, мячи, гантели, эспандеры и т.п.). Организацию и проведение занятий лечебной физической культурой в лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения проводят следующие специалисты: — врач по ЛФК; — инструктор по ЛФК; — инструктор-методист по ЛФК. Все категории медицинских работников в обязательном порядке подлежат прохождению через процедуры сертификации. Сертификация — квалификационный экзамен на сертификат специалиста. Его сдают все медицинские работники каждые пять лет. Аттестация на квалификационную категорию осуществляется на добровольной основе, в то же время для подтверждения имеющейся квалификационной категории необходимо каждые пять лет повторять эту процедуру (аттестации или переаттестации). Лицензирование обязательно для медицинских учреждений (юридических лиц) всех форм собственности и физических лиц, работающих в негосударственном секторе здравоохранения. Если же говорить о сотрудниках медицинских учреждений и служб, то необходимо подчеркнуть, что требования по их сертификации и аттестации заложены в обязательные процедуры лицензирования и аккредитации этих учреждений и служб, а следовательно, для таких сотрудников сертификация и аттестация являются обязательными. Принципиально важным вопросом организации занятий лечебной физической культурой с больными является распределение функциональных обязанностей между выделенными тремя категориями сотрудников — врач, инструктор, инструктор-методист. Врач ЛФК в соответствии с Положением о враче по лечебной физической культуре проводит специальное обследование больных, ведет за ними наблюдение, определяет методику процедур и их дозировку в зависимости от состояния больного, особенностей заболеваний и функциональных расстройств; изучает эффективность процедур, изменяет их, дополняет, сокращает или отменяет, согласуя с лечащим врачом; руководит и контролирует работу инструктора ЛФК и медицинских сестер, выделенных для проведения процедур лечебной и гигиенической гимнастики, и выполняет ряд других обязанностей консультативно-просветительного и контролирующего характера. Однако врач по ЛФК сам крайне редко проводит процедуры лечебной физической культуры («...с отдельными больными, при наличии на то показаний»). Так можно кратко охарактеризовать распределение обязанностей между врачом и инструктором (медицинской сестрой) — врач обосновывает и назначает процедуры, а инструктор (медицинская сестра) проводит эти процедуры (комплексы упражнений). Инструктор-методист по ЛФК разрабатывает гимнастические и массажные комплексы для проведения занятий по ЛФК и процедур с пациентами; осуществляет в учреждении здравоохранения методическое руководство средним медицинским персоналом (инструкторы по ЛФК, медицинские сестры); анализирует состояние методической работы по ЛФК, изучает и распространяет современные методы ЛФК; организует работу по повышению квалификации среднего медицинского персонала, контролирует качество выполнения им занятий ЛФК, процедур и др. «Ведет занятия в особых случаях». Таким образом, основная нагрузка по проведению занятий по лечебной физической культуре в системе здравоохранения (в больницах, поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, реабилитационных центрах, санаторных учреждениях) ложится на средний медицинский персонал — инструкторов по ЛФК и медицинских сестер. Врач по ЛФК обосновывает и назначает процедуры, инструктор-методист по ЛФК (как правило, специалист с высшим профессиональным образованием в области физической культуры) обеспечивает методическое руководство, контроль и организует работу по повышению квалификации среднего медицинского персонала. Помимо учреждений здравоохранения лечебная физическая культура (физическая реабилитация) проводится в учреждениях образования как специального (коррекционного), так и массового. В системе специального (коррекционного) образования ЛФК реализуется в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах компенсирующего вида, присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур и др.); специальных (коррекци-онных) общеобразовательных учреждениях I—VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; классах компенсирующего обучения; оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (санаторная школа, санаторная школа-интернат, санаторный детский дом) и др. В частности, в спецшколах I—VIII видов предусмотрены уроки лечебной физической культуры. Их проводят учителя физической культуры, имеющие специальную профессиональную подготовку. В массовом образовании (общеобразовательные школы, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и др.) формируются специальные группы (отделения), занимающиеся лечебной физической культурой (для лиц с ослабленным здоровьем). Здесь занятия (уроки) по ЛФК проводят учителя, преподаватели, руководители физического воспитания и другие специалисты, прошедшие соответствую подготовку. Однако вопросы сертифицирования, аттестации, лицензирования и аккредитации специалистов по лечебной физической культуре (физической реабилитации) в системе образования недостаточно регламентированы и во многих случаях проводятся формально. Требует совершенствования система организации занятий лечебной физической культурой и в системе социального обеспечения, и в системе отдыха и оздоровления населения (домах отдыха, санаториях, туристических базах, реабилитационных центрах и т.п., не относящихся к системе здравоохранения). В качестве положительного примера использования физической реабилитации приведем международный опыт применения и организации физической терапии (кинезотерапии и эрготерапии). Данный опыт имеется более чем в тридцати странах мира (Англии, Германии, Франции и т.д.). Физическая терапия — это вид услуг, предоставляемый физическим терапевтом (кинезотерапевтом) и включает оценку, диагноз, планирование, проведение занятий и процедур и оценку изменений, произошедших в ходе проведения этих занятий и процедур. Причем все эти действия выполняет один специалист — физический терапевт, имеющий, как правило, высшее профессиональное образование. Физические терапевты ведут практику как в системе здравоохранения, так и в других учреждениях и организациях, ориентируясь на работу в междисциплинарных командах. Так, физические терапевты работают в больни- цах, амбулаторных учреждениях, хосписах, образовательных учреждениях, спортивных центрах и т.п. В последние годы все более активно развивается вид деятельности, обеспечивающий максимально возможную реабилитацию (абилитацию) лиц с ограниченными возможностями (включая инвалидов) и получивший название «эрготерапия». Главная цель эрготерапии — обеспечить человеку с отклонениями в состоянии здоровья максимально возможную независимость в повседневной жизни путем восстановления (развития) утраченных функций, использования специальных приспособлений, а также адаптации окружающей среды. Для решения этой главной цели необходимо: — выявить имеющиеся нарушения, восстановить или развить функциональные возможности, необходимые в повседневной жизни, в профессиональной деятельности, активности в отдыхе, досуге, игре, увлечениях; — создать оптимальные условия для развития и саморегуляции человека с ограниченными возможностями, улучшения качества его жизни. Эрготерапевт создает естественные, имеющие смысл для клиента ситуации, в том числе конструируя и создавая специальные, пригодные для каждого занимающегося приспособления, способствующие развитию функциональных возможностей для достижения поставленной цели. Отличительная черта работы эрготерапевта заключается в выполнении программы помощи в пределах естественного окружения пациента (дома, в школе, офисе, на спортивной площадке и т.п.). Наибольшие эффекты в реабилитации (абилитации) лиц с ограниченными возможностями здоровья возникают тогда, когда с пациентом работает междисциплинарная команда, полноправными членами которой, помимо врачей, психологов и других специалистов, являются физические терапевты и эрготерапевты. В настоящее время в России с помощью специалистов Англии и Финляндии разрабатывается пакет документов, необходимых для открытия новых специальностей высшего профессионального образования по физической терапии и эрготерапии и утверждения соответствующих государственных образовательных стандартов, которые будут соответствовать философии и установкам Болонского соглашения по модернизации высшей школы европейских стран.
Контрольные вопросы и задания 1. В каких лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения проводятся занятия лечебной физической культурой? 2. Перечислите, что должен иметь в своем составе кабинет лечебной физической культуры лечебно-профилактического учреждения системы здравоохранения. 3. Каково минимальное количество квадратных метров должно приходиться на одного больного в залах для групповых и индивидуальных занятий? 4. Как распределяются обязанности при организации и проведении занятий по лечебной физической культуре между врачом, инструктором (медицинской сестрой) и инструктором-методистом по ЛФК? 5. В каких учреждениях системы образования (специального и массового) проводятся занятий по лечебной физической культуре? 6. Расскажите о профессии «физический терапевт». В чем отличие обязанностей физического терапевта от специалистов по ЛФК, работающих в нашей стране? 7. Как вы понимаете цели эрготсрапии?
|