Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности






Креативные (художественно-музыкальные) виды двигательной актив­ности, ориентированные на удовлетворение потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуа­лизации, творческом развитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ, другие средства искусства, были выделены в качестве отдельного вида адаптивной физической культуры лишь в 2002 году (Евсеев СП., 2002). Поэтому его организационная структура нахо­дится в стадии становления. Однако элементы креативных (художествен­но-музыкальных) видов двигательной деятельности используются в целом ряде учреждений и организаций.

Прежде всего необходимо выделить образовательные учреждения специального (коррекционного) образования I—VIII видов, где во вто­рой половине учебного дня проводятся секционные занятия по «сказ-котерапии», «игротерапии», «танцевальной терапии» и т.п. Во многих учреждениях в форме секционной работы реализуются программы, сти­мулирующие творческую активность, интегрирующую движения, му­зыку, другие средства искусства.

В качестве примера такого рода программ можно привести положи­тельный опыт специальных (коррекционных) образовательных учреж­дений VII—VIII видов Санкт-Петербурга, в которых интегрируются за­нятия по «Спешиал Олимпикс» и «Спешиал Арт».

Креативные (художественно-музыкальные) виды двигательной ак­тивности представлены в ряде физкультурно-спортивных клубов инва­лидов, в которых эти виды двигательной активности тесно переплета­ются с занятиями рекреативной направленности, ориентированными на получение занимающимися удовольствия от активности.

Последние годы креативные виды двигательной активности посте­пенно проникают в реабилитационные центры (особенно в те, кото­рые работают с подростками и молодежью, оказавшимися зависимыми от психоактивных веществ), лечебно-профилактические, санаторные учреждения, где все большую популярность приобретают занятия по танцевальной терапии, психогимнастике, двигательной пластике, ак-вааэробике и др.

В качестве примера организаций, где основное внимание уделяется креативным (художественно-музыкальным) видам двигательной актив­ности, можно привести школу джаз-модерн танца и танцевальную ком­панию «Каннон-данс», работающую с 1997 года в Санкт-Петербурге. Руководителем этой компании является заведующий кафедрой совре­менной хореографии и танцевальной терапии Санкт-Петербургского университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, основной задачей которой и является научное обоснование и создание методическо­го обеспечения креативных (художественно-музыкальных) видов дви­гательной активности.

Очень часто данный вид адаптивной физической культуры реализу­ется в виде курсов, семинаров, мастер-классов по нетрадиционным авторским методикам саморазвития и самосовершенствования челове­ка. Эти курсы, семинары, мастер-классы проводятся как юридически­ми (государственными и коммерческими), так и физическими лицами.

Необходимо учитывать, что указанные лица обязаны иметь лицен­зию на образовательную деятельность в областях, которые они исполь­зуют в своих авторских методиках (например, в области адаптивной физической культуры).

Экстремальные виды двигательной активности, направленные на удовлетворение потребности лиц с отклонениями в состоянии здоро­вья (включая инвалидов) в риске, повышенном напряжении, испыта­нии себя в необычных (неординарных) условиях особенно бурно раз­виваются в последние годы. Однако чрезмерное стремление создать ус­ловия, объективно опасные для здоровья и даже жизни, характерное для современных экстремалов, отрицательно сказывается на внедре­нии этого вида двигательной активности в адаптивной физической куль­туре, в которой непременным условием его применения является со­здание лишь субъективно опасных условий, ни в коем случае не ставя­щих под сомнение сохранность здоровья и тем более жизни занимаю­щихся.

В доперестроечный период занятия экстремальными видами двига­тельной активности в основном проводились в организациях (клубах, школах, секциях) Добровольного общества содействия армии, авиа­ции и флоту (ДОСААФ), которое ныне преобразовано в Центральный совет РОСТО. Однако к занятиям экстремальными видами спорта (ав­томобильным, парашютным, планерным и т.п.) допускались только здоровые юноши и подростки.

В настоящее время лицам с отклонениями в состоянии здоровья вполне доступны многие экстремальные виды двигательной активности. Например, в лечении и реабилитации наркозависимых обязательной частью программы, уже более пяти применяемой специалистами из Польши, является скалолазный спорт, ночное ориентирование и фи­зические упражнения. Цель этих мероприятий — обучить наркозависи­мых умениям справляться с трудностями, рассчитывать на себя, от­крывать в себе новые возможности и перебарывать страх, поскольку любой наркозависимый боится проблем, избегает возникающие труд­ности.

Большое количество разнообразных экстремальных видов двигатель­ной активности с полной гарантией их безопасности предлагается в системе организаций, обеспечивающих отдых граждан. Так, например, в пансионатах, санаториях и на обычных пляжах Черноморского побе­режья предлагаются следующие экстремальные виды активности: пара­шютная буксировка одного или двух человек (тандем), катание на «ба­нане» (длинный резиновый цилиндрический предмет, на который вер-


хом усаживаются отдыхающие и который буксируется катером), хож­дение на парусной доске, катание на водных лыжах, погружение с ак­валангом, сплав по горной реке и целый ряд других.

Все эти виды являются платными, равно как и посещение аквапар-ка, где так же имеется ряд экстремальных аттракционов - спусков с различных горок, вызывающих у клиентов острые необычные ощуще­ния и позволяющих испытать и преодолеть страх.

Использование экстремальных видов двигательной активности с лицами с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе с инвалида­ми) целесообразно путем включения их в индивидуальные программы реабилитации, в перечень мероприятий санаторно-курортных комплек­сов, где пребывают люди с ограниченными возможностями. Необходи­мо ввести льготы для инвалидов на платные услуги, связанные с экст­ремальными мероприятиями. Ведь они позволяют оптимизировать пси­хическое состояние инвалидов (избавиться от фрустрации, депрессии), сформировать у них ощущения полноценной, полнокровной жизни.

В проведении занятий с использованием экстремальных видов дви­гательной активности обязательно должны участвовать специалисты (педагоги, тренеры, инструкторы) по адаптивной физической культу­ре или лица, прошедшие курсы повышения квалификации или пере­подготовку в этой области.

Контрольные вопросы и задания

1. В каких учреждениях и организациях проводятся креативные (худо­жественно-музыкальные) виды двигательной активности?

2. Перечислите и дайте краткую характеристику программам по кре­ативным (художественно-музыкальным) видам двигательной активно­сти, известным вам по публикациям и из практики.

3. Где могут применяться экстремальные виды двигательной актив­ности?

4. Покажите роль экстремальных видов двигательной активности в антинаркотических профилактических мероприятиях.

5. Попробуйте систематизировать известные вам экстремальные виды двигательной активности, доступные для инвалидов различных нозоло­гических групп _ незрячих, неслышащих, с поражением опорно-дви­гательного аппарата, интеллекта и др.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал