Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий
Эти принципы вытекают из признания основополагающего постулата: движение, двигательная активность для детей с ограниченными возможностями это объективное и жизненно необходимое условие существования, поддержания «остаточного» здоровья, развития и совершенствования индивидуальных возможностей. Принцип адекватности означает требование, чтобы выбор средств, методов, методических приемов соответствовал состоянию занимающихся. Функциональное состояние организма и реальные возможности решения конкретных педагогических задач определяются множеством постоянно действующих факторов, лимитирующих двигательную активность и влияющих на процесс адаптации. Принцип адекватности предусматривает учет следующих факторов: тяжести основного дефекта, характера сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, возрастные особенности, индивидуальные темпы развития, состояние двигательной функции, особенно локомоторной, сохранность сенсорных систем, интеллекта, способность к обучению, наличие двигательного опыта, предрасположенность, интерес и природные задатки к тем или иным видам физических упражнений. Принцип оптимальности означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, а также физической нагрузке, которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма. Принцип вариативности означает бесконечное многообразие содержания и возможностей движения. Смысл вариативности состоит не только в том, чтобы избежать монотонии, привыкания к однообразной физической нагрузке. Люди с ограниченными возможностями вследствие вынужденной гиподинамии испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной деятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления. В практической деятельности принцип выражается в варьировании физических упражнений и условий их выполнения, методов и методических приемов словесного и звукового воздействия, показа, сенсорных ощущений, способов регулирования эмоционального состояния занимающихся. Выбор возможных сочетаний перечисленных признаков вариативности обусловлен возрастом, индивидуальностью занимающихся, конкретными педагогическими задачами и должны соответствовать принципам адекватности и оптимальности.
Контрольные вопросы и задания 1. Какими путями реализуется принцип гуманистической направленности в адаптивной физической культуре? 2. Что означает непрерывное физкультурное образование? 3. Раскройте роль здоровья и физической подготовленности для инвалида в процессе освоения общечеловеческих культурных ценностей. 4. Что означает принцип социализации? Какова роль адаптивной физической культуры в социализации личности? 5. Какие факторы влияют на процесс социальной адаптации инвалида? 6. Раскройте понятия «социальная интеграция» и «интегрированное обучение». 7. Какова роль образования, в том числе и физкультурного, в интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в социум? 8. В чем заключаются возможности реализации принципа интеграции в адаптивной физической культуре? 9. В чем состоит принцип приоритетной роли микросоциума для ребенка с нарушениями в развитии? 10. Раскройте роль семьи в социализации личности ребенка. 11. Раскройте негативное влияние социальной изоляции, материнской депривации на воспитание и развитие детей. 12. Раскройте, почему соблюдение методических принципов определяет профессиональную компетентность педагога адаптивной физической культуры? 13. Какие требования к педагогу предполагает реализация принципа научности? 14. В чем заключаются принципы сознательности и активности? Как реализуются эти принципы в работе с детьми-инвалидами? 15. Почему важно соблюдение этих принципов родителями детей-инвалидов? 16. Раскройте особенности реализации принципа наглядности в процессе адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. 17. Раскройте особенности и правила реализации принципа доступности в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. 18. Что означает принцип систематичности в адаптивном физическом воспитании? 19. В чем состоят особенности реализации и правила соблюдения принципа прочности в работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями? 20. Раскройте значение принципа прочности для долговременного непрерывного физкультурного образования и социализации личности. 21. Раскройте комплексный характер диагностирования. 22. Какое значение для адаптивной физической культуры имеют принципы дифференциации и индивидуализации, и в чем они заключаются? 23. В чем заключается принцип коррекционно-развивающей направленности педагогического процесса как ведущий принцип специальной педагогики? 24. В чем заключается компенсаторная направленность педагогических воздействий? 25. В чем проявляются возрастные особенности физического и психического развития ребенка? 26. В чем заключается единство онтогенетического хода развития здорового ребенка и с нарушениями в развитии? 27. Почему в адаптивной физической культуре необходимо максимально использовать сенситивные периоды развития? 28. Что означают понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития», и какое значение они имеют для адаптивного физического воспитания? 29. Что означает принцип адекватности педагогических воздействии в адаптивной физической культуре? 30. Что означает принцип оптимальности педагогических воздействии в адаптивной физической культуре? 31 В чем состоит принцип вариатив! юсти педагогических воздействии! 32. Какие приемы вариативности используются в процессе занятий физическими упражнениями с детьми-инвалидами?
|