Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Адаптивная физическая культура как новая для России интегратив-ная область образования, науки, культуры
Адаптивная физическая культура как новая для России интегратив-ная область образования, науки, культуры, социальной практики имеет большие перспективы. Это обусловлено неудовлетворительным состоянием здоровья населения нашей страны и невозможностью кардинального изменения ситуации без пересмотра всей политики государства, менталитета ее руководителей и широких слоев населения по отношению к физической культуре, в том числе адаптивной, здоровому образу жизни. В системе образования адаптивная физическая культура должна занять важное место во всех видах и типах образовательных учреждений: дошкольных, школьных, начального, среднего и высшего профессионального, а также дополнительного образования. Одно из ведущих мест принадлежит адаптивной физической культуре в системе специального (коррекционного) образования, где на ее основе может строиться учебно-воспитательный процесс, мероприятия, обеспечивающие социализацию детей с отклонениями в развитии. Однако повсеместное внедрение адаптивной физической культуры в систему образования сдерживается недостаточным количеством специалистов-профессионалов. Поэтому в ближайшее время необходимо существенно увеличить количество учащихся, студентов и магистрантов, осваивающих образовательные программы по адаптивной физической культуре. Огромны перспективы научно-исследовательской работы в области адаптивной физической культуры, объединяющей в себе такие области знаний, как физическая культура, медицина, коррекционная педагогика и большое количество других научных дисциплин. Наиболее актуальными являются проблемы адаптивного спорта и экстремальных видов двигательной активности, адаптивной двигательной рекреации и креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик. Последние два компонента (вида) адаптивной физической культуры самым тесным образом связаны с творчеством человека, нетрадиционными способами его самоактуализации, с искусством. Особенно важным направлением развития адаптивной физической культуры в России является внедрение аксиологической личностно-ори-ентированной концепции отношения общества к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья. А это невозможно без активного участия средств массовой информации и коммуникации, формирования информационного пространства адаптивной физической культуры. Одним из путей решения данной задачи является расширение сферы влияния журнала «Адаптивная физическая культура», преобразование его из ежеквартального в ежемесячный. Повсеместное внедрение в жизнь россиян адаптивной физической культуры как важнейшей области социальной практики позволит поднять на новый качественный уровень всю систему комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их интеграции в общество. А это, в свою очередь, обеспечит новый уровень качества жизни каждого человека нашей страны. ЛИТЕРАТУРА 1. Адаптивная физическая культура: Ежеквартальный периодический журнал. - 2000: №№ 1-2, 3-4. - 2001 и последующие годы: № 1, 2, 3, 4. 2. Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарин Б.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1997. 3. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих: Учебное издание. - М: Советский спорт, 1991. - 64 с. 4. Вайзман П. П. Психомоторика умственно отсталых детей — М ' Аграф, 1997.- 128 с. 5. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: Тера-Спорт, 2000. - 166 с. 6. Горская И.Ю., Суянгулова Л.А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: Монография. — Омск: Изд-во СибГАФК, 2000. - 212 с. 7. Григоренко В.Г., Сермеев Б.В. Теория и методика физического воспитания инвалидов. — Одесса, 1991. — 98 с. 8. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2002. - 176 с. 9. Евсеев СП., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В., Солодков А.С. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие / Под ред. СП. Евсеева и А.С. Солодкова. - СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. - 95 с. 10. Евсеев СП., Курдыбайло С.Ф., Сусляев В.Г. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. профессора СП. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2000. — 152 с. 11. Евсеев СП., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальностям 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), и 0323 — Адаптивная физическая культура. - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с. 12. Жиленкова В.П. Организационные основы адаптивной физической культуры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие / Под ред. СП. Евсеева. - СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001.-83 с. 13. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, 1995. - 112 с. 14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001. - 400 с. 15. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефесбологии. - М, 1990. 16. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2001.- 192 с. 17. Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей / Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. - М.: Медицина, 1995. - 397 с. 18. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 304 с. 19. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. — М.: Физическая культура и спорт, 1991.-543 с. 20. Мозговой В.М., Дмитриев А.А., Самыличев А.С. Методические рекомендации по организации физического воспитания во вспомогательной школе. - М., 1996. - 128 с. 21. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. - СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгаф-та, 1998. - 217 с. 22. Подвиждные игры для детей с нарушением в развитии / Под ред. Л.В.Шапковой. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 160 с. 23. Пономарев П.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. — СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. — 284 с. 24. Ростомашвили Л.П. Физические упражнения для детей с нарушением зрения: Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей / Под ред. Л.В. Шапковой. - СПб.: Изд-во Института специальной педагогики и психологии, 2001. — 66 с. 25. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 5. — С. 11—156. 26. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с. 27. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с. 28. Федорова ТВ. Игры, упражнения и психологические тренинги для студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура»: Учебное пособие / Под ред. СП. Евсеева. — СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 134 с. 29. Черник Е С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. — М., 1997. 30. Шапкова Л.В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - 45 с. 31. Шапкова Л.В. Функции адаптивной физической культуры: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - 82 с. 32. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. СП. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001. - 152 с. 33. Шапкова Л.В., Федорова ТВ. Технология подготовки и тематика квалификационных работ (по специальности 022500 - Адаптивная физическая культура): Учебное пособие / Под ред. СП. Евсеева - СПб ■ Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. 34. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб.: Дидактика Плюс 2002. - 496 с. 35. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич -СПб.: Дидактика Плюс, 2001. - 272 с. СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО БЮДЖЕТУ ВРЕМЕНИ (В НЕДЕЛЯХ)
ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ5' 1. Защита выпускной квалификационной работы. 2. Государственный междисциплинарный экзамен по специализации.
" По дисциплинам «Физические культуры» н «Базовые виды двигательной деятельности н методики обучения» сдастся единый экзамен в 8 семестре. : > Студенты выбирают одну из дисциплин специализаций, которые реализуются в вузе. В указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам, а также по физической культуре, базовым видам двигательной деятельности и методикам обучения, технологиям физкультурно-спортивной деятельности (аудиторные часы этих дисциплин представлены в скобках). 41 Включая экзамены и зачеты по факультативам. Настоящий учебный план предусматривает возможность итоговой государственной аттестации студентов после четвертого курса (защиту выпускной квалификационной работы и государственный междисциплинарный экзамен по направлению 032100 - Физическая культура) с последующим присвоением выпускнику степени (квалификации) - БАКАЛАВР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Приложение 2
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ им. П.Ф. ЛЕСГАФТА
|