![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика 7. Беседа по картинкам (О.В. Суворова).
Цель: Изучение эмоционального и нормативного отношения дошкольников к ситуации агрессии со стороны сверстника. Исследуемые показатели:
В результате исследования выделяются наиболее значимые предпосылки асоциального поведения. В нашем исследовании такими предпосылками явились: · материнское отвержение; · низкий уровень материнской эмпатии по отношению к ребенку; · неосознаваемые родительские установки на использование силовых методов воспитания; · неосознаваемая родительская установка на " разрешение" детям использовать силовые методы разрешения конфликтов со сверстниками; · родительская установка на неконструктивные стратегии разрешения конфликта; · непринятие ребенка детской группой; · неконструктивные и деструктивные навыки взаимодействия ребенка со сверстниками.
Мониторинг по выявлению ранних психологических предпосылок асоциального поведения у младших школьниковпроводился психологом Нижегородского ресурсного центра " Детство без насилия и жестокости" Бирюковой Людмилой Александровной и зав. кафедрой социальной психологии, педагогики и предметных методик начального образования Нижегородского государственного педагогического университета, д.психол.н., профессор, Сорокиной Татьяной Михайловной
Изучение психологических особенностей развития личности младшего школьника важно для своевременной коррекции и предотвращения серьезных нарушений в развитии личности. Целью мониторинга является изучение разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих генезис девиантного поведения. Это биологический, психологический и социальный факторы.
Биологические факторы – это, прежде всего, динамические свойства нервной системы, зрелость мозговых структур, соответствие уровня психического развития биологическому возрасту ребенка. Эти факторы влияют на особенности внимания, мыслительных операций, запоминания, владения речью, способность сидеть в течение всего урока и контролировать свое поведение. Психологические факторы – это: 1. Сформированность учебной мотивации (желание учиться, познавать новое). 2. Степень эмоционально-волевой зрелости (развитость эмоционального контроля, умение соответствовать требованию учителя и учебной ситуации, иерархия ценностей). 3. Адекватное отношение к сверстникам, учителям, успехам и неудачам.
К социальным факторам, прежде всего, относятся: 1. Влияние семьи, которое определяется стилем воспитания, психологическим климатом семьи. 2. Социальный статус ребенка в школе.
В соответствии с особенностями психического развития ребенка в младшем школьном возрасте изучаются следующие факторы: 1) сформированность учебной мотивации; 2) иерархия ценностных ориентаций; 3) субъективная оценка (самооценка), оценка ребенка родителями и учителем; 4) роль семьи в психическом развитии ребенка; 5) эмоциональное отношение ребенка к значимым взрослым и явлениям, оказывающим влияние на развитие ребенка младшего школьного возраста.
Причинами правонарушений младшего школьника являются: 1) Негативное воспитательное воздействие семьи (состав, тип воспитания, психологический климат). 2) Трудности во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками. 3) Трудности в выполнении школьных норм и правил поведения. 4) Трудности во владении учебной деятельности. 5) Негативное отношение учителя, неадекватный педагогический подход к младшему школьнику. 6) Эмоциональное отвержение, отрицательно отношение младшего школьника, многих явлений и понятий школьной ситуации.
Эти причины приводят к школьной дезадаптации и в развитии личности ребенка происходят в дальнейшем отклонение в поведении. Формируются негативные личностные качества, дальнейшее нарушение психического развития, приводящее к правонарушениям.
В соответствии с особенностями психического развития ребенка в младшем школьном возрасте изучались следующие факторы: 1) сформированность учебной мотивации; 2) иерархия ценностных ориентаций; 3) субъективная оценка (самооценка), оценка ребенка родителями и учителем; 4) роль семьи в психическом развитии ребенка; 5) эмоциональное отношение ребенка к значимым взрослым и явлениям, оказывающим влияние на развитие ребенка младшего школьного возраста.
Для этого был разработан диагностический комплекс, который включал в себя тестовые методики, опросники: 1) Анкета оценки уровня школьной мотивации (отношении к школе, учебной ситуации) Н. Г. Лусканова. 2) Кинетический рисунок семьи. Помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка; показывает, как ребенок воспринимает других членов семьи и свое место среди них. 3) Цветопись. Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к значимым ему людям и явлениям. 4) Ценностные ориентации и самооценка младшего школьника (Дембо-Рубинштейн, модификация Габриян). Дети оценивают сами себя и субъективные представления оценки их со стороны значимых взрослых, родителей и учителей.
Также учитывалась экспертная оценка учителем показателей социально-психологической дезадаптации младшего школьника.
В результате проведенного исследования выявляются наиболее значимые факторы формирования асоциального поведения в младшем школьном возрасте и правонарушений. Наиболее значимыми предпосылками асоциального поведения по результатам нашего исследования явились: 1. снижение самооценки интеллекта им самим и по оценки учителя; 2. преобладание внешней учебной мотивации; 3. снижение оценки ребенка со стороны родителей и учителей; 4. нарушение взаимоотношений в семье и чувство неудовлетворенности ребенка семейной ситуацией; 5. эмоциональное отвержение, частичное принятие и частичное отвержение значимых взрослых: учителя, родителей; 6. негативное эмоциональное отношение детей младшего школьного возраста к таким значимым и важным явлениям как " школа", " урок"; 7. высокие показатели социально-психологической дезадаптации младших школьников в ученической сфере и поведения в школе.
|