![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Автор программы:старший преподаватель кафедры психологии управления Нижегородского государственного педагогического университета, Морозова Людмила Борисовна.
На современном этапе развития общества довольно дико звучат такие определения, как дети-преступники, дети-заключенные. В России существует множество колоний для несовершеннолетних.
Общество поставило подростка в не лучшие условия выживания, не всегда достаточно ему помогая. Дети, живущие в семьях «группы риска», вынуждены сами заботиться об удовлетворении своих потребностей, порой избирая для этого противоправные действия.
Подросток, подвергшийся насилию в детстве, плохо приспособлен для выполнения задач подросткового возраста. Он чувствует неудачу и не способен идентифицироваться со своими сверстниками. Испытав на себе жестокое обращение и насилие, подростки сами пытаются совершать насилие, им свойственна агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение, и как результат - часто оказываются на скамье подсудимых. Изоляция от общества является травмирующим фактором, часто глубоко переживается.
Цель программы: · оказание психологической помощи, включая личностное консультирование (по переписке), направленной на оказание психологической помощи подростку, находящемуся в местах лишения свободы; на поддержку адаптивных навыков «Я»; на помощь в овладении навыками социальной компетентности, позволяющими приспосабливаться к культурным типам поведения. · организация помощи подросткам, находящихся в местах лишения свободы, в мобилизации их творческих, интеллектуальных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисной ситуации. Условия реализации программы: 1. Для работы по программе необходим руководитель и волонеры. Руководителем программы должен являться психолог-консультант, имеющий опыт работы с трудными подростками, владеющий навыками дистантного консультирования. Задами руководителя программы являются: Организация взаимодействия и сотрудничества с администрацией колонии для несовершеннолетних; Организация консультации по переписке; Организация обучающих семинаров для волонтеров; Обеспечение методической и клиентской базы; Проведение методических и рабочих семинаров; Контроль и анализ консультативной деятельности Волонтерами программы могут являться студенты-психологи старших курсов ВУЗов, имеющие навыки консультирования, взаимодействия с подростками. Задачами волонтеров программы являются: Проведение консультирования (по переписке) для подростков колонии; Участие в обучающих семинарах; Участие в методических и рабочих семинарах; Самоанализ консультативной деятельности
Работа по программе невозможна без взаимодействия с юристом, который. осуществляет юридическую поддержку деятельности по программе, проводит консультации по правовым вопросам, организации взаимодействия с колонией для несовершеннолетних.
Рекомендации по использованию программы:
3. Для эффективной работы по программе необходимо владение следующей информацией о колонии: · количество осужденных, по каким статьям, сроки отбывания наказания; · количество сотрудников (начальники отрядов, психологи, воспитатели, социальные работники, работающие с осужденными). 4. Необходимо методическое обеспечение реализации программы (литература по проблеме, опыт работы, консультации специалистов и экспертов в области консультирования по переписке и юриспруденции). Содержание работы: Первый этап:
Второй этап: · Организация и проведение школы для волонтеров «Консультирование по переписке»; · Создание методической базы; · Создание клиентской базы; · Организация деятельности консультирования по переписке.
Третий этап: · Организация деятельности консультирования; · Организация и проведение рабочих и методических совещаний; · Организация хранения документации по переписке.
Четвертый этап: · Организация деятельности консультирования; · Организация и проведение рабочих и методических совещаний; · Составление отчетности о деятельности консультирования; · Экспертная оценка работы
Критерии оценки программы: 1. Эффективность функционирования консультации по переписке (количество обращений, в том числе повторных, качественные личностные изменения осужденных (обратная связь подростков, сотрудников колонии); 2. Экспертная оценка проекта: · Внутренняя; · Внешняя (со стороны сотрудников колонии, психологов) Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
В 2001 году специалистами Центра по проблемам насилия и пренебрежения нуждами детей Медицинского центра университета Оклахомы (США)Боннер Б., Т.Н.Балашовой, М.Чаффиным и директором Центра поддержки детей, подвергшихся насилию в г. Тарту, Эстония Р.Соонетс были подготовлены аналитические материалы о развитии системы защиты детей от насилия и жестокого обращения в странах Восточной Европы. В этих материалах приводятся сведения о наиболее эффективных стратегиях развития системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. На следующих диаграммах представлены данные, показывающие, какие из действий наиболее отвечают запросу развития системы защиты детей в Восточной Европе. Также на диаграммах показано мнение специалистов междисциплинарных команд Нижегородской области о наиболее важных направлениях развития системы защиты детей от насилия в России (опрос проводился сотрудниками Нижегородского ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости» в 2003 году).
Наиболее частыми источниками финансирования мероприятий по развитию системы защиты детей от насилия и России, и в странах Восточной Европы являются неправительственные фонды и гранты, вместе с тем, государственное финансирование этих мероприятий в странах Восточной Европы и в России различается: В России финансирование системы защиты детей реже, чем в восточной Европе осуществляется за счет государства и, следовательно, в меньшей степени приоритетно для государственной политики. Также хуже в России развита законодательная база и нормативно-правовое обеспечение деятельности системы.
Диаграмма 3. Эффективные стратегии предотвращения насилия, жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами
Количество конференций и исследований по проблеме насилия над детьми и в восточной Европе, и в России развито недостаточно. Что касается обучения профессионалов по данной проблеме, то следует заметить, что приведенные параметры отражают ситуацию в Нижегородской области, где в течение 5пяти лет действует специальная программа подготовки междисциплинарных команд для предотвращения ситуации насилия. Эти данные нельзя экстраполировать на страну в целом, поскольку обучение профессионалов для работы в этой области для России является новым. Общие выводы приведенных выше аналитических материалов свидетельствуют о том, что некоторые ключевые элементы системы защиты детей присутствуют во всех странах, но в большинстве стран система еще полностью не установилась. В материалах подчеркивается, что социально-экономические изменения в странах создают основные проблемы, связанные с положением детей и у ровень экономических проблем государства выступает как основной барьер для увеличения числа служб помощи и качества их деятельности.
Международный опыт показывает, что управление системой защиты детей от насилия и жестокого обращения эффективнее всего осуществляется надведомственным органом (совет, междисциплинарный комитет, уполномоченные по правам ребенка и т.п.). Этот орган организует и инициирует, как правило, следующие виды работ:
Ранних предпосылок асоциального поведения детей; Семей «группы риска»; Детей и подростков, совершивших правонарушения; Образовательных и лечебных учреждений для детей и подростков; Специальных учреждений закрытого типа для детей и подростков.; Состояния проблемы насилия и жестокого обращения с детьми;
Ст. 4 Федерального Закона «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 30.06.99 предусматривает распределение обязанностей между 8 государственными органами (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел). Сегодня реально существует большая сеть ведомств, занимающихся решением проблемы насилия (службы семьи, материнства и детства, учреждения здравоохранения, образования, бюро судебно-медицинской экспертизы, правоохранительные органы, прокуратура, суд, религиозные конфессии), каждое из которых имеет централизованное руководство. Не вызывает вопроса наличие жестких управленческих связей в данных структурах, но в то же время недостаточно совместных документов, совещаний по межведомственному взаимодействию, нет спланированной стратегии в координации работы данных ведомств. Задачами служб социального обслуживания семьи, учреждений здравоохранения и правоохранительных органов являются информирование людей о сложности выявленной ситуации, предоставление максимально полной информации о способах ее решения и, если члены семьи придут к необходимости постороннего вмешательства в данный конфликт, - оказание помощи. Совместная деятельность всех ведомств должна ориентироваться на достижение цели улучшения положения ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наши исследования показывают, что в России существует необходимость создания целостной системы помощи детям, подростками и семьям в целом, пострадавшим от насилия. Врачи, педагоги и психологи, работая по специальным программам, могли бы восстановить у детей и подростков уважение к себе, как к личности, повысить уверенность и защитные качества, утверждая, таким образом, право каждого человека, в том числе детей и подростков, на здоровье и безопасность. Очевидно, что данная категория детей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной профессиональной многопрофильной, медико-социально-юридическо-психолого-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Такой деятельностью стали заниматься специалисты учреждений нового типа, которые в 1990-х гг. стали создаваться во многих регионах и городах страны: центры социального здоровья семьи и детей, центры социальной реабилитации трудных подростков, социальные приюты для детей и подростков, вынужденных убегать из семьи из-за жестокого обращения и пьянства родителей, центры психолого-педагогической помощи, " телефоны доверия" и т.п. Каждое из этих социально-педагогических учреждений вносит свой определенный, больший или меньший, вклад в избавление от некоторых социальных болезней общества. Однако практика показывает, что отдельные учреждения социально-педагогической поддержки детей не решают весь комплекс проблем. На наш взгляд, главной причиной, которая обусловливает и все остальные проблемы, является отсутствие системных подходов в организации деятельности всей совокупности этих учреждений и объединяемых ими специалистов, а также в подготовке кадров. Поэтому мы рассматриваем проблему более эффективной организации медико-социально-педагогической и юридической поддержки детства как проблему построения системы взаимосвязанных и взаимообусловленных учреждений и служб разного профиля, объединяющих различных специалистов: социальных педагогов, психологов, медиков, социальных работников и других, а также соответствующих органов управления, которые в совокупности решали бы проблему социально-педагогической поддержки детей. Таким образом, поскольку насилие и жестокое обращение с детьми как феномен социальной жизни современного общества представляет собой комплексную проблему, то для решения ее наиболее эффективным является системный междисциплинарный подход, основанный на профессиональном взаимодействии специалистов разной ведомственной принадлежности: образования, медицины, социальной работы, правоохранительных и правозащитных органов. Внутренней детерминантой деятельности такой системы является междисциплинарная команда специалистов, работающая по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Авдеев В.В. Формирование команды. - М.: Сфера, 1999. - 542 с. 2. Аверьянов А, Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. - М.: Политиздат, 1985. - 264 с. 3. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986. 4. Альтшулер Б., Кушнир Л., Пронина С., Паперно В.- Право ребенка на защиту от отклоняющегося поведения // Защити меня. - 2001. - № 4. - С. 8-12. 5. Амбрумова А.Г., Железнова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте М.: МЦ СССР, 1978. 6. Ананова Н. Жертвы сексуального злоупотребления: [Психопатол. пробл., возникающие у детей и подростков, переживших и совершивших сексуал. насилие] // Прикладная психология и психоанализ.- 1997.-N 3.- С. 59-71.7. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. - М.: ИНФРА, 1995. 8. Астапов В. М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 160 с. 9. Баб'як T.I. Психокорекцшна робота з дггьми та шдлiтками, що зазнали насильства. - Львiв: ВНТЛ, 1999. - 48 с. 10. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1997. 11. Бандурко Ю.В. Глуздова О.В. Психологические особенности детей и подростков «группы риска». – Н.Новгород, НГЦ, 2003. – 25 с. 12. Баклан Н.С., Глуздова О.В. Школа безопасности для подростков: руководство для практических психологов, педагогов, социальных педагогов. – Н.Новгород, Изд-во НГЦ, 2001 г.
14. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1994. 15. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. - М., 1993.
17. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. - Рязань: ИФ " Стиль", 1997. 18. Бокарев Н.Н. Процесс социальной девиации // Ученые записки МГСУ. - 1998. - № 1. - С. 19-34. 19. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Радионова М.С. Нежеланная беременность у жертв сексуального насилия: (Психол.-психиатр. аспекты пробл.): [На прим. изуч. Поведения женщин в возрасте 15-19 лет, отказавшихся от новорожден.]// Вопр. психологии.- 1995.- N 1.- С. 33-40.20. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 1988. 21. Буянов М.И., Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986. 22. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
24. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1991. 25. Волков В.В., Волкова Е. Н. Развитие системы защиты прав детей и подростков в Нижегородской области// «Право на детство: Профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков»: Материалы международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 24-25 апреля 2003г. - Нижний Новгород, 2003.
28. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод, пособие / Под ред. М.И. Рожкова. — М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 240 с. 29. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения СПб, 1993.
31. Глуздова О.В. DEPARTMENT OF PSYCHIATRY & BEHEVIORAL SCIENCES (США): программы профилактики насилия над детьми – Сборник научно – практической конференции «Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков». – НГЦ, 2003 г. 32. Глуздова О.В. THE FLLENDELE ASSOCIATION: Из опыта работы с проблемными детьми и подростками. – Сборник научно – практической конференции «Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков». – НГЦ, 2003 г. 33. Гражданское общество: практические и научно-методические аспекты. Информационно-методическое издание / общая редакция, составление: О.В. Пишкова, А.Ф. Радевич. - Ижевск: ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив», 2002. - 164 с. 34. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком: Общие вопросы и физическое насилие. - Петрозаводск, 2000.- 68 с.
36. Давыдов В.М., Ладанов И.Д. Психологическая совместимость в трудовых коллективах. - М.: АНХ при Совете Министров СССР, 1985. - 46с. 37. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив. / Под ред. Ю.А. Клейберга. - Тверь, 2000. 38. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под общ. ред. Ю.А.Клейберга. - М. - Тверь. - 1998. 39. Дети " группы риска": материалы Международной конференции. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.-173 с. 40. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 202 с. 41. Долгова Т.П., Клейберг Ю.А. Молодежная субкультура и наркотики: социокультурные и социопсихологические пролемы. - Тверь: ТГТУ, 1997. 42. Дюркгейм Э. Самоубийство: социальный этюд. - М., 1994. 43. Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей: [По данным исслед. причин и следствий отклонений в социал. поведении]// Особый ребенок. Исследования и опыт помощи.-М., 1998.-.- С.18-26.44. Защита детства: институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации / Информационно-методическое издание. - Ижевск: Ижевск: ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив», 2003. - 162 с. 45. Защита детства: социальные, правовые и медико-психолого-педагогические аспекты. Информационно-методическое издание / Общая редакция, составление: О.В. Пишкова, А.Ф. Радевич. - Ижевск: ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив», 2001. - 170 с. 46. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. — СПб.: Речь, 2003. — 128 с. 47. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд/ Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004. 48. Кинг М.Л. Философия ненасилия: Шесть принципов // Антология ненасилия - М.; Бостон, 1991. 49. Киреев Г.Н. Сущность насилия. - М., 1990. 50. Клейберг Ю.А., Шахзадова Н.В. Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков: Учебное пособие. - Тверь - Нальчик: " ЧуДо", 2000. - 275 с. 51. Кольб И. " Я никогда не хотел сделать ей больно": Исповедь одного отца: [Сексуал. насилие в семье: Излож. публ. из журн. " Штерн" ]/ Пер. с нем. В.Кумарин // Семья и шк.- 1995.- N 5.- С. 22-23.- (Опас.повороты).52. Корчак Я. Как любить детей: Избранные педагогические npoизведения. — Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999 53. Курасова Н.В.Сексуальное насилие в семье: [К вопр. диагностики психол. последствий у детей] // Семейн. психология и семейн. терапия.- 1997.-N 1.- С. 106-117.54. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство, - М.: УЦ " Перспектива", 1997.
63. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2000. — 272 с.
68. Морозова Л.Б. Предотвращение насилия по отношению к детям // Обучение с целью уменьшения насилия. Международная ассоциация «Педагогика ненасилия» - СПб., 2002. – с. 150-153 69. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 1999. 70. Мэнделл, Г., Дамон, Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие / Дж. Г. Мэнделл, Л. Дамон при участии П.К.Кастальдо и др.; Пер. с англ. А.В. Байгузова; Ил.С. Холл-Марли.- М.: Генезис, 1998.- 159 с.71. Насилию – нет! (дети и жестокость).- Екатеринбург, 2002.-94с. 72. Недостойное обращение с детьми. - Тарту, 2000. - 230 с. 73. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия: Методические рекомендации. — Ярославль: Александр Рутман, 1996. — 138 с. 74. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 256 с. 75. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод, пособие / С. Н. Ениколопов, Л. В. Ерофеева, И. Соковня и др.; Под ред. И. Соковни. — М.: Просвещение, 2002. — 158 с. 76. Профилактика несвободы. Организационно-методическое пособие/ Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко, И.А.Кухаренко, Т.И.Привалихина / Под общ. ред. Л.И.Семиной. - М.: Изд-во «Бонфи», 2003. - 358 с. 77. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М., 1998. 78. Пуховский Н.Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. — М.: Академический Проект; 2000. —286 с. 79. Решение проблем насилия в семье. Сборник статей к международной конференции «Насилие в семье».- Самара: ГП «Перспектива», 2001. - 184 с. 80. Роден М., Абаранбал Г. Сестры по несчастью: Немало мифов бытует относительно сексуал. преступлений: [По отношению к детям и подросткам]// Семья и шк.- 1995.- N 1.- С. 23-26.81. Романова О.Л. Сексуальное насилие над детьми // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац.работы.- 1996.- N 4.- С. 78-85.82. Руководство по предупреждению насилия над детьми / Ин-т дет. психотерапии и психоанализа акад. гуманит. исслед; Под ред. Н. К. Асановой.- М.: ВЛАДОС, 1997.-504, [1] с.83. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Социальные корни жесткого обращения с детьми в семьях// Актуальные проблемы современного детства.- М., 1994.-.- С. 84-88.84. Сафоновой Т.Я., Цымбал Е.И." Жестокое обращение с детьми и его последствия" / Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М., 1993 85. Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: [Пробл. Профилактики жестокого обращения с детьми в семье] // Нар. образование.- 995.- N 5.- С. 88-91.86. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. - СПб., 1999. 87. Серегина И.А. Междисциплинарная работа специалистов как профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков: опыт штата Оклахома (США). - // Сборник материалов международной научно-практической конференции " Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков". - Н.Новгород: НГЦ, 2003. С. 28-30. 88. Синягин, Ю.В., Соловьев, О.С. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании: Метод. пособие.- М.: Изд-во МГУ, 1993.- 124с.89. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2000. - 216 с. 90. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат-лы Российской науч.-практ. конф. (Москва, 28-28 ноября 1996 г.). - М., 1996. – 184 с. 91. Социальная работа с детьми и подростками группы риска: Тезисы конференции.-СПб., 2000. - 292 с.
93. Столин В.В. Мотивация и самосознание // Мотивация личности. - М., 1982. 94. Стребиж В.В., Баскова И.И., Голенищева М.В., Терновая М.В. Попова Е.А., Крапивина Л. Насилию — нет! (дети и жестокость). Екатеринбург: Детский правозащитный фонд " Шанс", 2002. - 93 с.
96. Хассен С. Освобождение от психологического насилия.— СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2001. — 400с. 97. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития: Сост. В. Астапов. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.—264 с. 98. Цымбал Е.И. Правовая защита детей от насилия и пренебрежения их основныминуждами: [Коммент. и извлеч. из Уголов. кодекса и Уголов.-процессуал. кодекса Рос. Федерации] // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац.работы.- 1995.- N 2.- С. 67-85.99. Чепурных Е. Проблемы подрастающих поколений в меняющемся обществе и пути их решения // Защити меня. - 2001. - № 4. - С.4 - 8. 100. Черепанова Е. Насилие? В семье?: [Сексуал. насилие: Психол. аспект] // Семья и шк.- 1995.- N 3.- С. 20-23.101. Шапиро Б.Ю., Сидоренкова ТА., Либоракина М.И., Максудов P.P., Флямер М.Г. и др. Социальные работники за безопасность в семье. / Под ред. Либоракиной М.И. — М., 1999. 102. Шапиро Б.Ю., Сидоренкова ТА., Либоракина М.И., Максудов P.P., Флямер М.Г. и др. Социальные работники за безопасность в семье. / Под ред. Либоракиной М.И. — М.: ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1999. — 144с. 103. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Мат-лы Всерос. науч.- практ. конф. (Москва, 25 - 27 октября 1995 г.). - М., 1995.- 110 с. 104. Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы. М., 2000. 105. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 250 с. 106. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: — М.: Изд-во УРАО, 2003. — 400 c. 107. Belbm M. Team Roles at Work. Butterworth-Hememaim, 1993. 108. Dyer W.G. Team Building, 2nd ed. Reading, Mass: Addison-Wesley, 1987. 109. Evans, C.R., & Dion, K.L. - Group Cohesion and Performance: A Meta-Analysis // Small Group Research, 1991, Vol.22, N2. P. 175-186. 110. How to organize local system of assistance for abused children. - Toret, 2001. P. 129 111. Kempe R.S., Kempe C.H. Child Abuse. Fontana / Jhtn boos, London, 1978. 157 p. 112. Orsbum J., Moran L., Musselwhite E., Zenger J. Self-Directed Work Teams: The New American Challenge. NY: Irwin, 1990.
Содержание: ПРЕДИСЛОВИЕ
|