![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Промывка после СПО
СПО начинаются, когда прекращено бурение и промывка до выравнивания свойств бурового раствора. СПО не заканчиваются, пока долото или обсадная колонна не дойдет до забоя, и не будет выполнена промывка до выравнивания свойств бурового раствора.
К промывке скважины после того как долото вернулось на забой, нельзя относиться несерьезно. Газ, поступивший в раствор при СПО, достигает поверхности несколько раньше, чем будет сделано столько двойных ходов насоса, сколько необходимо для выноса шлама с забоя на поверхность. Временной разрыв между выходом максимального количества газа и выполнением указанных ходов насоса может дать ценную информацию о скорости миграции и (или) источнике поступления газа. По мере приближения к поверхности газ расширяется, и может стать причиной возникновения депрессии на пласт. Поэтому может появиться необходимость проводить циркуляцию на последней половине (или четверти) пути подъема раствора с регулированием давления на устье. Когда температура на различных участках ствола стабилизируется, может произойти небольшое обрушение породы и поглощение. Не следует начинать бурение или цементирование обсадной колонны, пока не будут устранены возникшие проблемы.
Литература 1) Stewart, Maurice I. Jr., U.S. Minerals Management Service, Metaire, LA: " A Method of Selecting Casing Setting Depths to Prevent Differential-Pressure Pipe Sticking" Заключение
Эта книга называется " Безаварийное бурение". Как следует из этого названия, она призвана быть руководством по предупреждению аварий при бурении.
Внимание в этой книге уделяется, в основном, механизмам прихватов. Дело в том, что на долю прихватов приходится большинство проблем в скважине. Однако есть и другие проблемы, такие как разрушение бурильной колонны, поглощение бурового раствора или замедление проходки, а также осложнения в процессе управления траекторией или осуществления контроля над скважиной. Недавно к ним добавились " глубоководные" проблемы, а также вопросы, связанные с высокими давлением и температурой.
В своей книге я намеревался рассмотреть все эти вопросы. Однако мне представляется необходимым в первую очередь опубликовать материалы по прихватам. Другую информацию я добавлю позже, в дополнительных изданиях.
Я хочу подчеркнуть, что бурят скважину те, кто находится на буровой. Именно эти люди имеют наибольшие возможности следить за параметрами бурения и ликвидировать возникающие осложнения. Если поставлена задача бурить без аварий, то они должны хорошо знать возможные аварии и пройти соответствующее обучение для их предупреждения и ликвидации. Я не устану повторять: " Все знания, накопленные в буровой отрасли за последнее столетие, ничего не стоят, если они не доводятся до человека на буровой ".
Эта книга написана для бурильщиков, буровых мастеров, представителей разведочной компании и инженеров по бурению, т.е. тех, кто занимается практической стороной бурения. Хотелось бы надеяться, что это руководство попадет к ним в руки и поможет лучше понять процессы, протекающие в скважине.
В настоящее время я готовлю материал для второго издания книги и дополнительные разделы этого руководства. Я приглашаю читателей присылать свои замечания, сомнения, критику и вопросы, относящиеся к уже опубликованному материалу. Кроме того, я приглашаю присылать ссылки на другие источники и замечания по существующему материалу и материалу, который будет представлен во втором издании.
Со мной можно связаться на сайте моей международной школы бурения и консалтинговой компании по адресу: www.Drilbert.com.
И последнее, что я хочу сказать, заканчивая эту книгу:
Как и в игре в шахматы, можно значительно поднять свой уровень, если читать и изучать книги по соответствующей тематике. Но одно только изучение книг не поможет шахматисту стать классным игроком - он должен приобрести практический опыт, сидя за доской. Кроме того, он должен тщательно анализировать свой опыт вместе с коллегами и тренерами. Без профессионального обучения и формального анализа после игры шахматист никогда не поднимется выше уровня начинающего игрока. То же самое справедливо для бурильщиков и буровых супервайзоров.
С уважением, Джон Митчелл, Президент компании Drilbert Engineering Inc. ПРИЛОЖЕНИЕ А Номограммы для определения параметров очистки скважины (для скважин, где возможно свободное вращение колонны)
Методика использования номограмм для определения параметров очистки скважины, заимствованная из статьи ГАОС/БРЕ № 27486 " Простые номограммы для определения требуемых параметров очистки скважины".
1. Выбрать один из трех диаметров ствола: · 171/2 дюймов · 121/4 дюймов · 81/2 дюймов
2. Обратиться к номограмме реологических коэффициентов для выбранного диаметра (левая номограмма). Используя значения пластической вязкости и динамического напряжения сдвига бурового раствора, определить по номограмме реологический коэффициент (КР). 3. Взять из табл. 1 значение коэффициента наклона. Таблица 1. Коэффициенты наклона скважин
4. Вычислить коэффициент эффективности транспортирования (Т1) по следующей формуле: TI = RF х AF х MW Здесь: TI = коэффициент эффективности транспортирования; RF = реологический коэфф., определяемый по соответствующей номограмме; MW = относительная плотность бурового раствора.
Примечание: под относительной плотностью бурового раствора понимается отношение плотности раствора к плотности пресной воды. Для определения относительной плотности бурового раствора нужно разделить плотность раствора на 8, 33 фунт/баррель. Тогда формула для Т1 приобретает следующий вид:
TI = RF х AF х MW ÷ 8, 33 Здесь: TI = коэффициент эффективности транспортирования; RF = реологический коэффициент, определяемый по соответствующей номограмме; MW = плотность бурового раствора, фунт/галлон.
5. Используя вычисленный коэффициент эффективности транспортирования, можно определить по соответствующей правой номограмме минимальный расход бурового раствора при заданной скорости проходки, либо максимальную скорость проходки при данном расходе бурового раствора.
|