![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Слаба 2. ОптимяльныЕ условия формирования психологичЕСки знорового ребенкй
неразрывны, а по мере взросления эта их слитность должна ослабевать. Более того, многочисленные исследования этой области в рамках психоанализа называют психосоматику «языком младенца», с помощью которого он сообщает о чувстве дискомфорта, тех или иных нарушениях своего функционирования. Так, повторяющие инфекции, отиты и бронхиты, астма, расстройства питания, нарушения сна сегодня рассматриваются как реакции ребенка на плохо переносимые внешние условия. В отличие от взрослых психосоматические проявления у детей понимаются несколько шире, то есть в них включаются не только чисто соматические симптомы. Известный французский психиатр Л. Крейслер приводит следующую классификацию психопатологий младенчества, преобладающее участие в которых принимают психологические факторы.
— бессонница; — анорексия; — булимия; рвота; — запор; — понос; — расстройства дыхания. 2. Нарушения развития: — задержки и дисгармония в овладении речью, двига 3. Расстройства, проявляющиеся в моторике: — чрезмерная двигательная активность или инертность; — ритмическое раскачивание корпуса, вращение головой. 4. Умственно-душевные расстройства: — депрессия; — возбужденность; — апатия; — фобические расстройства и т.п. Выделены типичные возрастные психосоматические проявления, а также варианты психосоматического реагирования детей на различные неадекватные взаимоотношения с мате- Часть I. Теоретические основы псинологичЕскоп ряеоты с ОЕтьми рью. Так, желудочные колики наиболее характерны для младенцев 1 — 3 месяцев жизни. Во втором полугодии наиболее вероятными становятся отклонения пищевого поведения, а спастический плач приходит на втором или третьем году. Под последним понимается внезапный бурный плач, который появляется в присутствии самого «слабого» родственника, то есть самого жалостливого, наиболее остро реагирующего на поведение ребенка.
Открытое отвержение матерью ребенка в экстремальном варианте может обусловить кому младенца, в других случаях оно становится причиной повторяющейся рвоты. Тревожная гиперопека матери приводит к появлению желудочных колик, а враждебность под маской внешней тревоги — к младенческой экземе. При нарушении материнской функции возможны два варианта взаимоотношений матери с ребенком. Первое — это постоянное колебание между баловством и враждебностью. В этом случае после 6 месяцев у детей наблюдается тенденция к постоянному раскачиванию в положении на четвереньках, а потом стоя. Второй вариант — также колебания между баловством и враждебностью, но при этом периоды баловства и враждебности могут длиться по нескольку месяцев. В этом случае наблюдается такое нарушение развития, как игра с фекалиями и копрофагия (поедание фекалий). Необходимо отметить, что психосоматические проявления, кроме возраста ребенка и взаимоотношений с матерью, зависят от специфики его темперамента. Как отмечает Л. Крейс-лер, преобладание активности или пассивности ребенка существует уже в первый период жизни. При преобладании первой у ребенка могут проявляться нарушения сна, питания или дефекации. Пассивности может, к примеру, соответствовать пассивная форма тучности. Возникает вопрос: насколько психосоматика младенчества сохраняется в более поздних возрастах? Л. Крейслер дает на Глава 2. ОлтитйльныЕ условия Формирования псикологичЕСки зоорооого ревенкй 23
Однако вероятна и непрерывность соматической патологии с раннего детства до зрелого возраста, что выявлено для некоторых форм астмы, тучности. Но более серьезная опасность состоит в том, что у ребенка может закрепиться психоматичес-кий способ реагирования на эмоциональный дискомфорт. Во взрослом возрасте это обычно приводит к развитию серьезной психосоматической патологии. В целом можно заключить, что оптимизация развития психологического здоровья будет позитивно сказываться на физическом здоровье детей. Глоба 3. Возрястные особенности аошкольников или некоторые «штрини» к портрету
|