![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть I. Teopetumeckue основы псинологичЕСКоО роботы с ОЕтьми
— Вот скоро приедет бабушка. Она сварит тебе борщ. А пока ешь супчик. Через две недели я сообщаю, что приезжает бабушка. Вместо выражения радости слышу деловитое: — Варить борщ? (с мамой четырехлетнего Леши беседовала Соловьева В.) Как-то раз заболела маленькая дочь, и пришлось посылать в магазин сына. Я стала объяснять ему: — Вот тебе деньги, возьмешь хлеб, дашь тете деньги, а Он посмотрел на меня обиженными глазами, ничего не понимая. После того как я объяснила всё три раза, он заплакал: — Почему мне тетя даст сдачу, ведь я ее не бил?! Однажды сын подходит ко мне и спрашивает: —А что такое синева, я его в песне услышал? Объясняю: —Вот, допустим, синева моря, неба. Когда мы смотрим издалека и долго, то воздух и вода нам кажутся синими. Продолжаю мыть посуду и слышу: — Мама, а почему ты не синеешь? Я же долго на тебя смотрю и издалека, а ты все не синеешь. (С мамой пятилетнего Миши беседовала Буреева Н.) Важно иметь в виду, что нормальный дошкольник живет в мире фантазии. И она для него так же истинна, как и реальность. Истинными любые придумки ребенка делает его желание верить в них. Поэтому можно наблюдать парадоксальные ситуации, в которых ребенок сам себе противоречит. Родители иногда считают, что ребенок врет. А он всего-навсего разрешает себе верить в то, что захочет и насколько захочет. Однажды моя сестра попросила забрать из детского сада ее дочь Олю. Когда мы возвращались домой, она, увидев трамвай, спросила:
Глава 3. Возрйстные особенности дошкольников или некоторые «uitpuhu» к портреты — Почему трамвай бегает туда-сюда? А искры у него
— Он бегает, потому что живой. А искры оттого, что — Это неправда, неправда! — закричала Оля. — Он не Я была сбита с толку и замолчала. Через некоторое время я услышала, как Оля поучает свою подругу: —А ты разве не знаешь, что трамвай живой? Если бы он не был живой, он не смог бы бегать взад и вперед. (С Олей пяти лет беседовала Данилина О.) Но дотошные взрослые могут задать вопрос, не вредно ли для ребенка верить в сказку, одушевлять природу — как же он будет получать знания, готовиться к школе? Имеет смысл объяснить, что детская вера в сказку — это предпосылка последующего жизненного оптимизма, умения верить в благополучное разрешение любой, даже самой трудной ситуации. А одушевление природы — залог будущей близости с ней, возможности получать через нее отдых, равновесие, покой. Возвращаясь с учебы, около детской площадки увидела девочку, дочку моей соседки. Я спросила: — Чем ты занимаешься? Удивленно посмотрев на меня, она ответила: -Жду. -Кого? — Ты что, не понимаешь? — Нет. — Сейчас уже скоро будет вечер, а вечером все цветоч (С Юлей пяти лет беседовала Митрофанова С.) —Лева, что ты сегодня в садике делал? — Гулял, играл в конструктор. А к нам скоро Дед Мороз придет. Угадай — почему — Почему? —Потому что мы сегодня песенку учили про Деда Мороза. А как же он к Ване (старшему брату) придет, ведь он песенку не учит? (С Левой четырех лет беседовала Климова О.) Примерно в 4 года ребенок активно начинает интересоваться рождением детей. Хорошо, если его вопросы не приведут к смущению взрослых, а найдут свои ответы в соответствии с возможностью ребенка их понять. До четырех лет Оле говорили, что детей покупают в магазине или в роддоме. Но после четырех посыпались вопросы ко всем взрослым: -—А в каком магазине меня купили? Там, где памперсы продаются? Я видела там картинки с маленькими детьми. Пытаюсь объяснить: — Оля, детей не покупают, а рожают. Вот мама роди —А как это — рожают? — Сначала малыш растет у мамы в животике, а потом — Понятно. А дедушка Коля кого родил? Ведь если Была очень возмущена, когда я ей ответила, что дяди не могут рожать. Вопросы продолжились: —А почему я родилась не у тебя, а у мамы? Ты, наверное, не захотела, чтобы я была в твоем животике? Почему? Почему Люда (подруга) родилась позже меня и теперь она меньше меня? Почему она не захотела родиться вместе со мной? Я долго объясняла, и в итоге она спросила: — Я поняла, что мамы родят и мальчиков, и девочек. А Я замешкалась с ответом. Тогда Оля побежала к маме и начала все сначала: — Мама, кто меня родил? — Я, — ответила та.
Глобо 3. Возрастные ocosehhoctu дошкольников или некоторые «uitpuhu» к портрету
— Я так и знала. Если бы меня родил папа, я была бы с (С Олей пяти лет беседовала Данилина О.) В детском саду, где я проходила практику, были две сестренки. Когда мама пришла в мою группу за старшей, я в шутку сказала: —Подари мне свою сестренку, Наташа. — Как же подари? — серьезно возразила Наташа. — —Зачем же вы их платили? — спросила я. — Ну, как же зачем? Чтобы сестренку выкупить из ма (С Наташей пяти лет беседовала Данилина О.) Параллельно с интересом к рождению детей появляется тема собственного замужества. Поставив стул на стол, дочка залезла в мои «драгоценности», вытащила какое-то колечко, цепочку. Унесла их в садик и сказала детям, что ей их муж подарил. После сада она мне все отдала и призналась. Я ее не очень ругала. (С мамой шестилетней Гали беседовала Зыкова О.) Последнее время дочь начала бурно интересоваться проблемой свадьбы. Стала спрашивать: — Где я была, когда вы были женихом и невестой? По пять раз на день женится и разводится с мамой, бабушками. Ищет куклам женихов. Как-то раз искала, но не нашла подходящую по размеру. Тогда она не растерялась и сказала: — Ну ладно, тогда я буду женихом. Меня зовут Сергей (С мамой четырехлетней Ани беседовала Олейник М.)
Большое место в жизни дошкольника занимают сверстники. Конечно, ведь надо же с кем-то играть. Поэтому особо привлекательными для них являются ребята, которые умеют интересно играть. Хорошо, если ребенок легко общается, имеет много друзей. Беседую с мальчиком, сидящим на скамейке: — Расскажи о своих друзьях. Кто они? — Моих друзей зовут Игорь, Ваня, Саша, Марина и Саше. Она его невеста. (С Севой пяти лет беседовала Гордеева Е.) Понятно, что дети в этом возрасте легко ссорятся и так же легко мирятся. Поэтому конфликты не стоит акцентировать. Без помощи взрослых они, как правило, быстрее разрешаются. — Вова, у тебя, наверное, много друзей? — Ой, много. Только вот Саша теперь не мой друг. Он —А лучший друг у тебя есть? — Конечно, это — Дима, Толик, Петя, Илюша, Павлик и еще Артем. (С Вовой пяти лет беседовала Баловнева М.) Однако мнение взрослых очень важно при выработке отношения детей друг к другу. Если значимый взрослый — воспитатель — отторгает ребенка, вероятнее всего, его отвергнут и дети. —Давай я тебе расскажу про Таню. Это у нас девочка в детском саду. Ее все обижают. —А тебе она нравится? — Нет. В тихий час не спит. Наглая она. Встает, начинает злиться, драться. А еще она нарисовала вишню. А
Глава 3. Возрйстные особенности дошкольников или некоторые «штрихи» к портрет» воспитательница ее поставила в угол. За три минуты надо было нарисовать с картинки банан, грушу, вишню. А Таня болтала с мальчиком и не успела. А мальчик только яблоко нарисовал. — — Нет, только Таню. А еще у нас есть Никита и Егор. (С Настей шести лет беседовала Разживина А.) Большую роль в общении у детей играют подражательность и соревновательность. Если что-то есть у одного, то обязательно нужно и другому, причем в тот же самый момент. Часто это приводит к конфликтам. А если ребенок не становится первым, не побеждает, это может довести его до слез. Прихожу за сыном в детский сад. Их осталось двое, он и еще одна девочка. Сын недоволен: —Зачем ты сейчас за мной пришла? Я хочу, чтобы ты меня последним забрала. Уходи. Девочка говорит: — Это я последняя, а ты не последний. — Вы вдвоем последние, — успокаиваю я их. (Рассказала Маняшкина В. о сыне четырех лет.) Особо следует остановиться на развитии самосознания дошкольников. Некоторые психологи относят его начало только к подростковому возрасту. Но это не так. Дошкольники чисто просто не имеют слов для того, чтобы выразить свои чувства, оценки. Однако это присуще далеко не всем. — Здравствуй, Сережа, как у тебя дела? — Хорошо. —А настроение какое? — Плохое.
|