Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Творение 11. День четвёртый.
Братья и сестры, мы с вами читаем Книгу Бытия стих за стихом, неторопясь, от дня творения ко дню творения переходя, и вот нас сегодня ожидает переход от 3го дня творения к 4му. Это переход не простой, он даже, я бы сказал, соблазнительный. И я начал получать наконец-то от вас вопросы, от тех слушателей, которые следят за нашими чтениями. Эти вопросы меня радуют, потому что, признаюсь, вот трудно говорить о св. Писании, когда не видишь лиц людей, которые тебя слушают, и вот ваши вопросы, они мне помогают понять, что является трудным, к чему необходимо вернуться. Я эти ваши вопросы попытался обработать и представить о них связный ответ. В день 3й была сотворена первая растительная жизнь, она существовала до Солнца. В день 3й нечто впервые является как феномен, то есть становится видимым, зримым. Мы в истории творения перешли к феноменом, мы говорим о том, что в принципе возможно чувствовать то, что подвластно нашим чувствам. И св. Писание в 3м дне творения передаёт нам мысль, что наши чувства оказывается, ощущения наши оказывается имеют некоторую стройность, то есть они построены. Вот Бог в 3й день увидел сушу и моря до того, как была сотворена жизнь и сказал: хорошо. Помните странность 3го дня: Бог сказал «да соберётся вода в собрание одно», а вода собралась в собрания свои. Что, она не так повела себя, как сказал Бог? Нет. Она так себя повела, как сказал Бог, потому что Бог в едином акте сотворения чувственных вещей земли и морей, Бог творит не вещи, Бог творит мир. Вода собралась по своему естеству в собрания и явились ландшафты на всех высотах и моря на всех уровнях глубины. И ручьи мелкие потекли и впадины образовались и горные вершины со льдом и все климатические зоны определились. И увидел Бог, что это хорошо. Чем более разнообразна жизнь, тем более она устойчива. Все живые существа связаны между собой. Чем более жизнь богата и разнообразна, тем более она устойчива, это закон. Так вот мир, который сотворил Бог в едином акте: суши и воды определились друг относительно друга, этот мир избыточно многообразен. То есть, обиталище жизни многообразно с избытком. А что это значит для нашего чувственного восприятия? А это значит, что мы не воспринимаем отдельные вещи никогда, даже если бы захотели. Стол, стул, стакан, птица, дерево. Наша способность восприятия есть мировосприятие. То есть, хотим мы или не хотим, но в каждом нашем чувственном восприятии присутствует весь мир. Вот наука уже тоже до этого дошла: всякое наблюдение есть наблюдение в свете теории. Фактов самих по себе вообще не существует. То есть, факты возможны только в рамках теории. То есть, и наука, которая хочет иметь дело с объективностью полностью изолируясь от наших субъективных способностей, она говорит о себе, что всякое наблюдение есть элемент картины мира, образа мира. В науке это называется парадигма. То, что вписывается в парадигму, в образ мира, то учитывается наукой этого времени, а что не вписывается — то не учитывается, считается не научным, остаётся в периферии как курьёз или данные истории. Затем именно эти отвергнутые данные становятся основанием для построения новой парадигмы, рождается новая картина мира, происходит научная революция. Библия учит нас: всякое восприятие есть мировосприятие, и мир, который нам дан для чувств наших, для ощущений, Богом, он не представимо многообразен. Это чувствует каждый поэт. В мире столько всего. В нём есть и такое и такое и такое. Мы должны перейти в 4му дню творения. Если мы не понимаем, что такое избыточно многообразный мир, данный нам в ощущение, как мир, как целое, мы не поймём 4й день, потому что 4й день это звёздное небо. Непредставимый избыток пространств, тел и светов. Бог нам подарил небо, а мы в нём потерялись. Мы не смогли принять царский подарок. Избыток нас смутил. А мы всё время пытаемся приспособить это зрелище, это представление приспособить каким-то потребностям. А зачем это нужно? А вот не зачем. Нам подарили, а мы потерялись в бесконечности звездного неба. Чтобы не потеряться в бесконечности звездного неба, нужно иметь чувство жизни, которое на земле. В ряду телесных ощущений первое это не взгляд к небу и звездам. Земля — центр мироздания. Небо — над землей, а не земля среди небесных тел. Смотрите, как Библия учит нас, что от земли, когда мы утвердились в ощущении жизни, тогда мы только можем понять подарок, который нам дал Господь в звездном небе. В 3й день творения мы начали изучать, что такое благоговейное чувство жизни. И с чем же мы столкнулись? С животными? С человеком? Нет. Первое это растительный мир, и мы это увидим в дальнейшем. Первое определение Рая? Напомните моё слово, если мы дойдём до описания Рая в Библии, Рай это особое растительное царство. Что мы узнаём о жизни из жизни растений? Жизнь первее Солнца. Жизнь Бог дал нам до энергии, физического Солнца. Вывод из этого следует простой настолько, что его не видят: жизнь до хлеба. Как и растения до Солнца, так жизнь до хлеба. Хлеб — символ энергии жизни человека и хлеб человек должен добывать с таким усилием, что лицо его будет обращено к земле и будет в поту. Если человек не трудится, с ним вообще нечего разговаривать, но если человек только трудится, скажем такова трудовая этика протестантизма, с ним тоже не о чем говорить. Где начинается западная идеология? Там, где не жизнь на первом месте, а условия жизни на первом месте: экономика и комфорт, медицина, права человека, страховка и комфорт, мировой порядок и комфорт. Есть противоположный полюс для такого мироощущения: Бог не в силе, а в правде. Это важнейший элемент нашей идеологии. Мы никогда экономику не поднимем, если не поймём себя. Мы содержим жизнь, а они — условия жизни. Нам запад предлагает не товары и услуги, а потребности в них, предлагают удобное, пёстрое, увлекательное. Западную идеологию мы отвергаем с порога. Где этот порог, с которого мы отвергаем западную идеологию? Это та жизнь, о которой говорил Христос: ищите сперва Царствие Божие и правды Его, и это всё, что есть, что пить, во что одеться, это всё приложится вам. Византия погибла не от турецкого завоевания, а от безумия своего. Это был отказ от своей собственной природы. Это была утрата чистоты веры и идеологии. Византийцы обменяли мифическую западную помощь на чистоту православия. У Византии последних веков была возможность иметь собственную армию за счёт внутренних ресурсов, а они надеялись на западную помощь. Всё своё упование направили на переговоры с западом. Вот такая ориентация на запад стала для них погибелью. То есть, вот основа нашего мироощущения: жизнь первичнее своих физических условий. Физическими условиями пренебрегать нельзя. Тудиться нужно в поте лица, но ощущение жизни такое, что мы содержим жизнь, она — первая. Итак. Вот переход, если хотите, от 3го дня к 4му. Первое ощущение в ряду ощущений это мир избыточно богатый, живой, мир самовоспроизводящейся жизни, прежде всего растительной, каким и будет Рай. Вот когда душа это поняла в себе, когда мы в дне 3м утвердились, вот тогда мы начинаем говорить о том, что есть 4й день. 14 стих 1 гл. Быт. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли, чтобы отделять между днём и между ночью, и да будут они и для знамений и для времён и для дней и для годов. И да будут для освещения на тверди небесной, чтобы светить на землю и бысть так» Ну, здесь маленький комментарий я только сделаю, что светила не названы по имени, потому что Солнце и Луна были именами языческих божеств. Светила сотворены до человека для человека. Знамения и времена суть сроки работы праздников и богослужений. То есть, светила будут давать знаки для человека, но и сами от человека потерпят, ибо они находятся на тверди небесной, а твердь небесная будет разделять судьбу человечества. Твердь небесная, помните, это мембрана, которая колеблется то приближаясь, то отдаляясь от земли. Следующие стихи я сейчас прочту. Хочу, чтобы вы загадку отгадали: на какой день творения указывает день 4й? Вот я читаю следующие стихи с 16 по 19. Если кто внимательно слушает, пусть про себя подумает: на какой день указывают эти стихи. «И сотворил Бог два светила великие, светило великое в начальство над днём и светило меньшее в начальство над ночью и звезды, и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю и начальствовать днём и ночью и отделять между светом и между тьмой. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер и было утро — день 4й» И кто догадался, о каком дне говорит 4й день? Вспомним: вначале сотворил Бог небо и землю, земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог да будет свет и бысть свет. И отделил Бог свет от тьмы и назвал Бог свет — днём, а тьму — ночью. На какой день творения указывает 4й день творения? На первый. Первый день творения чем был труден для понимания? Это была картина для ума. Там ничего чувственного, воспринимаемого, аналогичного тому, что мы воспринимаем нашими чувствами там ничего не было. Там главнейшие умопостигаемые сущности в безвременной последовательности пришли во взаимоотношение по смыслу. И вот 4й день это икона 1го дня. Тогда сотворил Бог — и ныне сотворил; то небо стало нашим небом; та земля теперь живая. Свет, как и положено, идёт сверху, и он теперь регулярно отделяется от тьмы, которая теперь просто темнота. День стал днём, а ночь — ночью и в напоминание о начале стоят в небе начальники. Хорошо. Всё это хорошо. Братья и сестры, мы от дня творения ко дню переходя в себе что-то новое открывали. Вот даёт ли нам 4й день творения понятие о какой-то новой способности человека? Думается, что нет. Он даёт нам закрепиться на достигнутом. Это потрясающее для чувства повторение пройденного. Небо, вот это видимое небо, уже, понимаете? Где эти звёзда, светила, облака, светы. Итак, небо, наше небо в укрепление веры есть икона первого дня и милостью Божией. Это небо — наш педагог, наш учитель, если поднять лицо к небу, если наша воля обращена к небесному. То есть, 4й день даёт узнавание невидимого через образ. Звездное небо есть образ невообразимого, то есть сложных, первичных, незримых символических отношений 1го дня. Слава 4го дня это образ невообразимого. Небо, если оно небо, потому что с неба Господь, вот небо не могло быть иным. Есть от 4го дня и польза, ибо удивление — мать учения. Зримое небо станет первым учебником для мыслителей, которые в сотворённом захотят постигнуть Создателя. Об этом говорит ап. Павел, когда рассуждает о язычниках: «что можно знать о Боге явно для них? Потому что Бог явил им, ибо невидимое Его от создания мира вечная сила Его и божество умопостигаемое через творения становится видимым». То есть, звёздное небо стало иконой 1го дня. Но если небо 1го дня есть ангельский мир, то звезды 4го дня суть образ ангельских сил. Когда мы смотрим на небо, мы вспоминаем о произвольном разделении в мире духов. Об этом говорится в Книге Иова: «Когда сбылись звезды, восхвалили Меня гласом великим все ангелы Мои». Уточнение «Мои» - существенно, потому что не все восхвалили. И на небе же мы видим звезду, по имени которой назван сатана — Денница, люцифер. Современный человек смотрит на небо и часто не понимает природу своего удивления, а ему научное мировоззрение нашептывает о непредставимых числах, какие над его головой пространства и космические тела. И вывод кажется такому человеку вполне логичным: земля и человек — ничтожны и, если Бог ещё мыслится, мы богооставленны, мы где-то на периферии далёкой находимся мироздания. Вообще, научное знание не для того предназначено, чтобы на его основе строить мировоззрение. Когда человек попытался построить мировоззрение на основах науки, и так смотрит на небо, его попросту сбили с земли. Земля для него теперь не центр мироздания. То есть, неверующий человек буквально на ногах не стоит. А вот в древности человек, воспринявший Откровение, смотрел иначе: небо, шамайм, там — вода, там — жизнь, там вода над твердью, там — иная жизнь. Звёзды — знаки ангельских сил, верных Богу и Его противников. Небо сотворено до человека и для человека. Земля это центр мироздания. Итак, 4й день закрепляет достигнутое: удивление — мать учение. Однако, 4й день это центральный из 7ми дней. Он говорит и о последующем. Четвертый день весь есть икона, образ. Однако образ Божий в полном смысле есть один человек, последнее из творений Божьих. А небо? Космос это небо, исполненное звёзд, светил над живой землёй. Это не образ Творца? Это важное знание, братья и сестры, что космос — не образ творца. Небо — образ первого дня творения. В нём невидимые божественные сущности стали видимы. Когда человек постигает образ Божий в себе, это самосознание. Когда человек постигает образ Божий в другом, это любовь. А умение видеть небо как образ 1го дня есть школа приготовления к самосознанию и любви. Порядок творения человечен. Каждый день нечто нам открывает о человеке. Следующий день — день 5й. На этом мы сегодня закончим.
|