Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творение 13. День 6й. Сотворение человека. Образ и подобие.






Продолжаем читать о 6м дне творения, речь пойдёт о сотворении человека. Св. Писаниа написано для человака. Библейский рассказ о творении самого человека оказывается, как мы увидим, это прямое испытание для человека.

Человек может знать, что он такое. Человек обладает самосознанием. Это будет 6я способность нашего сердца, о ней Писание говорит в 6й день творения.

И впервые, именно в отношении человека, мы находим в св. Писании приём, повествование, когда дважды говорится об одном. Вот это особый приём повествования, который употребляется в св. Писании. Если предмет сложный и важный, то на него бывает необходимо взглянуть с двух разных точек зрения. Так о сотворении человека говорится в первый раз, поскольку человек помещён в разряд сотворённого Богом мира, т. е. в шестоднев. И здесь важно, что человек это последнее творение последнего дня, когда Бог творил.

Во второй раз говорится о сотворении человека уже в том особом мире, который был отдельно сотворён для человека, это Рай в стране Эдем. Это будет вторая глава Книги Бытия. Мы приступаем к 1му рассказу о человеке, о его сотворении в 6й день. Будем знать, что это скорее общая концепция. Этот первый рассказ о человеке больше дан для нашего ума, и он оставляет простор для созерцания того, что есть человек, когда он живёт в Раю. Это будет 2й рассказ.

Итак, то, что мы читаем сейчас, это первый рассказ о сотворении человека. 26 стих 1 гл.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию...»

Прервёмся, и сразу отметим, затем прокомментируем, что сотворению человека предшествовал совет лиц Пресвятой Троицы. Сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию.

Второе. Человек сотворён по образу Божьему.

И третье. Он сотворён по образу особенному, в который входит подобие.

Читаем ещё раз.

«И сказал Бог: сотворим человека (адам) по образу Нешему и по подобию, и да примут они начальство над рыбами морскими и птицами небесными и скотами и всею землёю и всеми ползучими, ползующими по земле».

Что должны мы здесь отметить. Человек по-еврейски «адам». Здесь это не имя собственное, - это человек вообще. Перечисляются животные, которые, как Бог замыслил о человеке, должны быть подвластны человеку, и это очень странный перечень среди прочего упомянуты: рыбы морские. Но рыбы вообще не упоминались никакие. В день 5й упоминались животные ползучие, кишение души живой и большие и морские звери (тонин). Вот рыб никаких не было. Также не упоминались морские животные.

Странно. Смотрим дальше. Птицы небесные. Это не то же, что птицы крылатые или пернатые, это птицы небесные. Не было их пока. Ничего мы о них не знаем.

И отдельно после скотов земли упомянуты ползучие, ползующие по земле (еретс) и таковых тоже не бывало ни в 5й день ни в 6й день, можете в этом убедиться, если посмотрите в 21й и 25 стихи Книги Бытия. Ползучие и ползующие по земле. Таковые тоже не упоминались.

Что я хочу здесь сказать. Названия животных и порядок перечисления их настолько необычны, что перед нами очевидно текст, написанный на языке символов. Это загадка. Что это за текст? Эту загадку мы будем разгадывать, когда Бог даст человеку благословение начальствовать над этими животными.

То есть, речь об этом впереди. Наше дело сейчас загадать загадку и ждать, когда придёт время её разгадывать. Скоро оно придёт.

Итак, сказал Бог: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию».

Следующий 27 стих:

«и сотворил Бог человека (ха адам) по образу Божию сотворил его, мужского и женского пола сотворил их»

То есть, на Великом совете Бог сказал: «сотворим человека (адам)», человека вообще, а сотворил Бог человека «ха адам». «Ха» это артикль. Сотворил Бог конкретного человека. Заметим, что в одном стихе прозвучало троекратное «сотворил». Кстати, еврейский глагол «бара» творить — он редко употребляется в Писании. В греческом переводе часто глагол «творить», в еврейском — очень редко. Трижды этот глагол прозвучал и вообще, заметим, что в каждом акте творения принимают участие все три лица Божественной Троицы. То есть, сотворение человека это выраженный явно троекратным «сотворил».

Далее, со значением сказано: «сотворил человека», т. е. его, сотворил их. Здесь заключена важная богословская мысль: человек изначально не один индивид: человек был сотворён как церковь, первоначально из двух человек. Человек это не индивид, он не замыслен как индивид, как одиночка. Человек был сотворён как церковь первоначально из двух человек. Но не одновременно из двух человек, потому что о сотворении жены последует отдельный рассказ из Райской жизни человека. Здесь только обозначено, что человек сотворён сразу вместе с другим человеком.

Когда мы читали о сотворении мира до человека, то могли понять, что человек будет сотворён в высочайшем достоинстве, однако то, что мы прочли о человеке, это превосходит всякую мыслимую высоту. Никакое учение человеческое не может так возвысить человека как Откровение. Никакая философия, никакое гуманистическое мировоззрение не способно так поднять человека, как делает это св. Писание на наших глазах. Нам нужно только сейчас уяснить, что же это такое. Человек сотворён в высочайшем достоинстве.

Однако, св. Писание было дано человеку в его падшем состоянии, поэтому, с другой стороны, рассказ о сотворении человека должен его тревожить. Если мы чувствуем в высоте человека загадку о человеке и тревожемся, то мы идём по правильному пути. А достоинство человека при сотворении было вот каково. Сейчас мы начнём излагать, каково же было достоинство человека и пойдём от ступени к ступени, от пункта к пункту.

Первое. Ангельские чины и первичная материя были сотворены в молчании. Помните, первые слова Библии: «в начале сотворил Бог небо и землю». Затем всё пришло в мир по повелению Божию по такой форме: «и сказал Бог...», затем слово Бога стало делом «и сказал Бог и бысть». И на человеке вдруг этот порядок нарушается. Шло-шло, всё так хорошо сотворялось, и вдруг этот порядок нарушился к вящей славе Господней, потому что творению человека предшествовал совет лиц Пресвятой Троицы.

Сперва Бог сказал нечто внутри Себя Самого, затем сотворил.

Были до того косвенные указания на троичность божества? Были косвенные указания, что Бог — Торица. Это множественное число «эллохим», это упоминание Духа Божьего, это толкование, что есть начало, что есть слово, а теперь прямо указано: «и сказал Эллохим: сотворим человека по образу Нашему».

Совет лиц Пресвятой Троицы это вершина откровения. В Книге Бытия мы услышим этот совет, эту вершину откровения мы услышим при сотворении человека, вот сейчас, при сотворении жены — 2я глава, при изгнании из Рая — 3я глава, на решительном переломе мировой истории Вавилоне перед рассеянием народов — 11 глава, также об этом совете говорил царь Давид в псалме 109, и Сам Господь говорил в речи к Иову, это 40я глава Книги Иова.

Совет лиц Пресвятой Троицы именуется Великий совет (пророк Иссайя), а Сын Божий — «великого совета ангел» и «чудный советник», (это у Иссайи) также в Притчах «Сын Божий премудрость», то есть соучастник Творца во всех делах творения. Вспомним, когда Христос привёл к окончательному молчанию фарисеев так, что никто уже не смел Его спрашивать? Когда Он упомянул о Великом совете, о котором говорил царь Давид: «сказал Господь Господу Моему: сиди одесную Меня». Когда Иисус попросил фарисеев сказать, как они понимают это место св. Писания, они умолкли.

Итак, первый элемент, в котором явилось достоинство человека, это предшествовавшие его сотворению Великий Троический совет.

Второе. Человек сначала был замыслен в Великом Совете, затем был сотворён с наименованием «человек». Человек по-еврейски «адам» того же корня, что «адама». Адама это земля в значении «почва». Человек — почвенный, почвенник. «Адама» созвучно, а может быть и связано с еврейским «адОм», адОм значит красный. Отсюда иногда делают вывод, его нельзя опровергнуть или доказать, что плоть у человека был взят из красноватой почвы, но из почвы — точно. Об этом рассказано в дальнейшем во 2й Книги Бытия.

Так вот, второй момент, в котором является высшее достоинство человека состоит в том, что человек причастен всем дням творения, и он принадлежит всем мирам.

Убедимся. Человек принадлежит земле с её силой растить растения (день 3й). Человек плотью родственен животным 6го дня. Человек сотворён свободным как небесные духи (это день 2й). Благословение человек будет иметь как первые животные, существа, имеющие души (это день 5й). Человек сотворён по образу, а высший видимый образ невидимого есть небо со светилами и звездами (это 4й день). И наконец человек сотворён, а первое творение произошло в день один. И жили первые люди во свете Божьем в Раю, а это тоже день один.

Всё, что есть в сотворённом мире всех 6ти дней объединилось в человеке, и от этого постоянно возникает искушение помыслить, что человек есть малый космос или микрокосм. Так вот, человек не есть микрокосм. Это одна из основ христианского вероучения. Человек не есть микрокосм. Человек есть нечто бесконечно большее, чем микрокосм. И это третий, и может быть главный момент достоинства человека. Третье в его достоинстве это то, что человек сотворён по образу Бога Эллохим Триединого Бога. Человек по образу.

Нет у человека настоящего самосознания, если он не постигает что есть образ. Способность постигать образы это в частности способность верующего читать Писание. Вот, если мы такой способности не имеем, то мы вообще читать Писание не можем, это будет для нас просто хаотический набор информации, не более того, понимания не будет.

Но прежде чем употребить вот это слово «образ», по-еврейски «целем», по-гречески «эйкон», отсюда наша икона. Прежде чем употребить это слово, что человек по образу, св. Писание оказывается уже дало нам три урока:

Первое. Писание показывает как пользоваться образом.

Второе. Объясняет, почему образ сообразен.

Третье. Даёт увидеть величайший образ Незримого.

Об этом мы говорили, но сейчас я кратенько вам напомню. Не так просто явилось это слово «образ». Мы оказывается уже иметь должны навык образного мышления.

Первый урок: как пользоваться образом. Первые образы, которые употреблет Писание, даны в первом стихе: «вначале сотворил Бог небо и землю». Небо и земля, как противоположные по смыслу, задают разграничение. Небо это невидимый и устроенный мир духовный, а земля — невидимый и не устроенный мир материального.

Дальше. Для первичной материи «земля» были избраны два символа: один выражает незримость — тьма, другой — бесформенность — вода. Материя (вода) будет Богом устраиваться, и мир видимый должен был обрести своё пространство под твердью. Это будет вода под твердью. А мир ангельский, иной мир — над твердью, и для обозначения горнего мира, что над твердью, опять избрана вода, но уже по своему другому чудесному качеству, которое отличает её от других веществ.

Вот так св. Писание показывает как пользоваться образами, или как мыслят символами.

Второй урок. Почему образ сообразен? Творец совершенно отличен от сотворённого: Бог вне мира, но мир НЕ вне Бога. И в самом общем смысле всё творение это образ Сотворившего — Творца. Но что делает этот образ сообразным Творцу? Это, помните, особенный от всего сотворённого свет: свет бысть по слову Слова как Света свет. Свет бысть в мире как отдельный от мира. Помните, благодатный свет, он в мире дан как отдельный от мира, потому что Бог отделил свет от тьмы. Этот благодатный свет дан так, что свет и мир не мыслимы друг без друга как день и ночь. Так св. Писание объясняет как сотворённое может быть сообразно Творцу.

И следующий урок св. Писания даёт нам увидеть величайший образ незримого, потому что самую большую трудность для постижения представляет День первый творения. Там только одни умопостигаемый сущности представляются в образах, за которыми нужно понимать опять-таки другие умопостигаемые, т. е. не представимые сущности. И возникает в День один творения важный для понимания основ творения и сложная система понятий, ни одно из которых не представлено в конкретном зримом образе. Вот мы это умом должны держать, и это трудно.

День один творения — это очень трудно. Там представить нечего. Чувству не за что зацепиться. В св. Писании эта трудность разрешена так: первому дню творения поставлен в соответствие 4й день, в котором была сотворена икона всего 1го дня. Это был зримый образ для всей системы умопостигаемой сущности.

День один творения символизируется через другой день, центральный из семи, когда возникает завершенная картина неба. Эта вот завершенная картина неба, она утоляет нашу зрительную способность и являет зримое как образ, можно так сказать: как образ начальных тайн. То есть, небо является как зримое, как образ начальных тайн, что сокрыты в 1м дне творения. Так св. Писание даёт увидеть величайший образ незримого.

Три урока символического мышления предлагает св. Писание, прежде чем употребляется этот для нашего самосознания драгоценный термин «целем» или «эйкон» - образ, икона — применительно к человеку. То есть, нам дают понять, что человек есть зримый образ невидимого творца. Второе: человек сообразен Творцу через его словесный свет. В нём, помните, Боге-Слове, была жизнь и жизнь была свет человеков (евангелие от Иоанна).

Как образ Божий человек больше чем всё мироздание. Человек больше, чем всё мироздание, потому что он образ Божий. Вот звёздное небо над живой землёй есть образ первого дня творения, а человек есть образ самого творца.

Так вот, что-то новое должно быть в человеке сравнительно со всеми образными системами всех прежних дней.

Человек это тоже образная система, а образы были раньше. Но новое есть что-то в человеке сравнительно со всеми прежними образными системами, то что человека делает не образом чего-то тварного (пусть невидимого, но тварного), но образом Самого Творца. И это 4й элемент учения о человеке и его достоинстве при сотворении.

Человек есть образ Божий и подобие. Так о нём было решено на Великом Троическом совете. Так было решено, но сотворён был человек не по образу и подобию, а по одному только образу Божию, что оказывается достаточно для его совершенства.

То есть, из всех образных систем человек один имеет задание: ему задано уподобление образовавшему его. Ещё раз. Человеку задано уподобление Тому, кто его образовал и дал ему свой образ. Человек Богу уподобляться должен.

Св. Григорий Ниский поясняет: «человек есть образ Божий по сотворению, а подобие он совершает по произволению». Богоподобие человек должен осуществлять самостоятельно и творчески. Человек один призван идти по пути уподобления Творцу. И эта мысль объединяет Ветхий Завет и Новый Завет. Убедитесь, пожалуйста, в этом. В пятикнижье читаем: (Левит 19: 2) «Святы будьте как Я свят, Господь Бог ваш», в Евангелие читайте: «Будьте вы совершенны как Отец ваш небесный совершен есть». И эта способность человека трудиться для осуществления божественного замысла называется синергия, сотрудничество. И, даже страшно произнести, сотрудничество Богу. То есть, человек призван к синергии, к тому, чтобы быть Богу сотрудником и сделать из себя богоподобное существо.

Человек замыслен по образу и подобию, а сотворён как образ уподобляющийся, и в этом мы видим указание на отличительность его образа по Богу: это свобода. Свобода — то свойство духа, которое роднит человека с ангелами, однако об ангелах-то не сказано, что они по образу.

То есть, смотрите, в человеке есть космическое, и человеку дано нечто ангельское, но человек это не микрокосм и не ангел. Отличие сравнительно с прежними образными системами это свобода. А в чём отличие свободы человека от свободы ангелов? Свобода человеков в отличие от свободы ангелов сугубая, двойная.

Первое: человек единственный, в собственном смысле слова, образ Божий, а образу задано уподобление Образовавшему. То есть, человеку задано богоподобие. Ангелам — нет. Человек должен творчески пройти некоторую последовательность состояния роста.

Второе. Ангелы, как и человек, лично свободные существа, но в отличие от человека они первотварные, они сотворены первыми, в первый день. А человек сотворён последним — в 6 день — вместе с животными из земли. Плоть человека, что роднит человека с животными и с красноватой почвы — плоть человека — это слава 6го дня, его человек разделяет с животными, поэтому человек, а не первотварные духи, имеют повеление начальствовать над всеми носящими плоть: животными 5го дня и животными 6го дня и всею живой землёй.

Итак, человек — не ангел, потому что он образ Божий; человек не микрокосм, потому что он образ Божий.

Из Нового Завета мы знаем, что Бог может придти в мир как образ Божий, как человек. Человек это то, в чём Сам Бог может придти в мир.

Может быть это самое ёмкое определение того, что такое человек. Человек это то, в чём Сам Бог может придти в мир.

Итак, отличие образа Божия в человеке это личная свобода, доходящая до последней грани свободы ангельской, это творческая свобода, это образ, которому задано уподобление, это плотеношение, то есть слава последнего дня творения 6го дня и начальство над всей землёй.

Итак, личная свобода, творческая свобода, плотеношение и начальство над всей землёй. Последнее — начальство над землёй — окажется очень не простым заданием. Об этом будем читать в следующем стихе, и об этом будем говорить в следующий раз.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал