Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ развития секторов транспорта
Подготовка и осуществление мер по регулированию транспортного рынка невозможны без ясного представления о состоянии транспортного обслуживания в каждом из секторов рынка. Необходимо знать состояние спроса и предложения, уровень тарифов, основные проблемы клиентуры в данном секторе и т.д. Возможными источниками информации для характеристики состояния рынка являются: ü сведения, предоставляемые транспортными предприятиями при лицензировании; ü данные местного статистического управления (могут быть получены через местную организацию); ü отчеты и справки, подготовленные ранее транспортными предприятиями для местной администрации и собственных вышестоящих организаций; ü результаты выборочных обследований, организуемых отделениями Госавтодорнадзора: - на транспортных предприятиях (в том числе в рамках плановых проверок совместно с финансовыми и другими органами); - клиентуры; - среди населения (в том числе с привлечением местных социоло-гических служб); - возможные почтовые и телефонные выборочные опросы; ü информация, полученная на целевых совещаниях, организуемых Госавтодорнадзором совместно с администрацией региона; ü информация, полученная по прямым запросам от транспортных предприятий; ü сведения, содержащиеся в жалобах и обращениях граждан, предприятий и организаций. При анализе состояния того или иного сектора транспортных услуг необходимо дать ответ на следующие вопросы: а) спрос на услуги: - Сколько клиентов в регионе (или какая часть населения) пользуется услугами Т и ТТМО в данном секторе? - Какова общая приблизительная величина спроса (возможные варианты – стабилен, возрастает, снижается)? - Каковы наиболее характерные претензии клиентуры (населения) к транспортному обслуживанию в данному секторе? - Какие экономические, социальные и другие перемены, происходящие или прогнозируемые в регионе, могут повлиять на спрос в данном секторе и каким может быть это влияние? б) предложение услуг: - Сколько транспортных предприятий работает в данном секторе? - Каков их состав по ведомственной принадлежности и форме собственности? - Сколько подвижного состава (или других ресурсов) постоянно занято в данном секторе? - Является ли данный сектор привлекательным для транспортных предприятий? - Чем обусловлена эта привлекательность (или, напротив, невыгодность работы в данном секторе)? - Какова тенденция притока новых предприятий в данный сектор (число возрастает, стабильно, число предприятий снижается)? - Каковы наиболее характерные проблемы предприятий, обслуживающих данный сектор? в) конкуренция и монополия: - Является ли данный сектор областью конкуренции транспортных предприятий? - Какие основные формы приобретает эта конкуренция (что конкретно делают транспортные предприятия в борьбе за грузы или пассажиров)? - Есть ли в данном секторе конкуренция со стороны других видов транспорта? - Есть ли в данном секторе предприятия-монополисты? - Какие основные выгоды извлекают или стремятся извлечь предприятия-монополисты из своего монопольного положения? - Нуждается ли деятельность монополистов в данном секторе в ограничениях и контроле? - Существуют ли проблемы организации взаимодействия транспортных предприятий в данном секторе и как они решаются? г) соотношение спроса и предложения, уровень тарифов и другие - Каково соотношение спроса и предложения в данном секторе в настоящее время (варианты – предложение превышает спрос, предложение ниже спроса, предложение примерно соответствует спросу)? - Как изменялось соотношение и как оно может меняться в ближайшем будущем? - Каков нынешний общий уровень тарифов на основные виды услуг в данном секторе? - Насколько сильно различаются тарифы, предлагаемые разными предприятиями в данном секторе? - Как изменялись тарифы и как они могут измениться в ближайшей перспективе? - Является ли уровень тарифа в данном секторе фактором, ограничивающим фактическое предложение (тариф слишком низок для транспортных предприятий)? - Соответствует ли тариф фактическим издержкам транспортников при разумном уровне рентабельности? - Не существует ли между транспортными предприятиями негласных договоренностей об искусственном поддержании высокого уровня тарифов? - Не существует ли в данном секторе острых проблем в области транспортной безопасности, экологии, а также «очагов социальной напряженности» на транспортных предприятиях? д) меры регулирования по данному сектору рынка. - Какие меры принимались местными властями, органами управления Т и ТТМО, Госавтодорнадзором, другими органами по изменению ситуации в данном секторе? - Какой эффект дали эти меры? - Требует ли состояние транспортного обслуживания в данном секторе вмешательства местных органов власти, Госавтодорнадзора, Министерства транспорта России, других органов?
Формирование мер по регулированию перевозочной деятельности
По результатам анализа состояния транспортного обслуживания в различных секторах рынка могут быть подготовлены и осуществлены конкретные меры по регулированию. Возможные методы воздействия региональных отделений Госавтодорнадзора (совместно с транспортной администрацией региона) на деятельность предприятий, работающих в том или ином секторе. 1. Меры по защите потребителей от дискриминации со стороны транспортных предприятий - монополистов, а также от неоправданного завышения транспортными предприятиями цен на обслуживание: ü установление конкретных лицензионных требований для предп-риятий-монополистов по обязательному обслуживанию конкретных потребителей; ü информирование финансово-контрольных органов региона о недо-пустимо высокой рентабельности отдельных предприятий-моно-полистов; ü введение практики обязательной публикации транспортными пред-приятиями применяемых тарифов (в случае, если они отличаются от установленных федеральными или местными органами власти); ü запрет применения на отдельных видах деятельности договорных или свободных тарифов; ü организация совместных обсуждений и совещаний для принятия транспортниками согласованных с клиентурой региональных «единых» тарифов на отдельные виды услуг. 2. Увеличение предложения в данном секторе рынка: ü увеличение для отдельных транспортных предприятий, работающих в других секторах рынка, дополнительных лицензионных требований по работе в данном секторе; ü подготовка предложений для местной администрации по снижению стоимости лицензий для предприятий, работающих в данном секторе; ü подготовка рекомендаций для местной администрации по ü разрешения применения свободных или договорных тарифов 3. Ограничение конкуренции в данном секторе рынка: ü подготовка предложений для местной администрации по увеличению стоимости лицензий для предприятий; ü подготовка рекомендаций для местной администрации по введению повышенного местного налогообложения для транспортных предприятий; ü запрещение применения свободных или договорных тарифов; ü временный отказ в выдаче лицензий предприятиям, желающим работать в данном секторе рынка; ü установление для предприятий, желающих работать в данном секторе рынка жестких дополнительных лицензионных требований. 4. Обеспечение нормальных условий работы для транспортных предприятий, находящихся в объективно невыгодных условиях и обслуживающих важные для региона объекты: ü разрешение применения на отдельных видах деятельности данному предприятию свободных или договорных тарифов; ü утверждение по отдельным видам деятельности собственных ü подготовка предложений для местной администрации по организации финансовой поддержки отдельных видов деятельности (дотации, субсидии, кредиты) за счет бюджетных и внебюджетных источников региона или Федерации; ü подготовка предложений для местной администрации по организации материально-технической поддержки отдельных видов деятельности (содействие в приобретении или получении в аренду Т и ТТМО, первоочередное обеспечение энергоносителями и т.д.); ü предоставление конкретному предприятию определенных лицензионных, тарифных или налоговых льгот при работе в других секторах рынка. 5. Влияние на экологическую ситуацию и на уровень транспортной безопасности в данном секторе рынка, участие в урегулировании социальных вопросов: ü предоставление лицензионных, налоговых и иных льгот предприятиям и предпринимателям, вкладывающим средства в мероприятия по повышению безопасности транспортно-дорожного комплекса и охране окружающей среды; ü информирование региональных органов экологического и санитарного контроля, а также ведомственных служб безопасности перевозок и движения, о неблагополучной или угрожающей ситуации в области экологии или транспортной безопасности в данном секторе рынка; ü информирование администрации о зарождающихся социально-производственных конфликтах в транспортных предприятиях, обслуживающих данный сектор рынка; ü обоснование позиции администрации в социально-производствен-ных конфликтах, связанных с работой транспортных предприятий в данном секторе рынка; ü подготовка предложений для администрации по повышению защищенности работников предприятий, работающих в данном секторе рынка.
|