Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава третья. Показав впереди, что он – апостол не от людей и не через людей, и выставив себя достойным доверия, говорит затем с большею властию
1. О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Показав впереди, что он – апостол не от людей и не через людей, и выставив себя достойным доверия, говорит затем с большею властию. Намереваясь сравнить веру и закон, он называет их, галатян, неразумными, нисколько не нарушая тем закона Христова, а напротив вполне соблюдая его (см. Мф. 5, 22); так как обвиняется не тот, который прямо называет брата своего глупым, а тот, который делает это напрасно. Эти же (галатяне) вполне справедливо названы несмысленными, так как оставались бесчувственными к таким благам и делали бесполезной смерть Христову. И заметь, после доказательств он приступает к порицанию и сейчас же прекращает его. Ибо не сказал – «кто вас обманул», но – кто прельстил. Кто позавидовал? сим показывая, что они вначале совершали дела, достойные зависти. Показывает также, что те, которые склоняют их к тому, действуют не по заботливости о них и не для восполнения недостатков, а для разрушения уже существующего. Ибо такова зависть. И это говорит не потому, чтобы зависть сама по себе имела силу (вредить), а потому что, учащие сему по зависти пришли к этому. Вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Но Он распят в Иерусалиме. Как же он говорит, что перед глазами у вас? Потому, что они очами веры видели Крест гораздо яснее, чем те, которые тогда присутствовали и видели его. Ибо, между тем как многие из тех, которые видели телесно, не извлекли для себя никакой пользы, они же, не видев глазами, посредством веры очень ясно видели. Итак, Христос был предначертан, то есть живо изображен через проповедь; но вы, уверовав в проповедь, видели Его как бы присущего. Это и похвала им, и укор: похвала, потому что они приняли это с такою полною уверенностию, – порицание, потому что оставили Того, Которого видели обнаженным, распятым и умирающим, и обратились к закону. Заметь, как он, оставив все, говорит об одном Кресте Христовом.
2. Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так как вы не слушаете продолжительных наставлений и не хотите видеть величия домостроительства, то скажу вам кратко. Ответьте мне на сие немногое: откуда вы получили Святого Духа и проявили такую силу и знамения? От дел ли закона, или от веры? Ясно, что от веры, так как не в то время, когда вы держались закона, имели Духа и совершали чудеса. Как же после этого, оставив веру, вы снова прилепляетесь к закону?
3. Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? Опять благовременно прибег к порицанию. Надлежало бы, говорит, вам с течением времени идти к совершенству, а вы не только не преуспели, но еще отодвинули назад. Ибо совершать знамения есть дело духовное, и это вы делали вначале, обрезываться же – дело плотское, что вы теперь наконец избрали. И не сказал: «вы сами оканчиваете», но – (в греческом тексте) «принуждаетесь окончить», показывая, что те, которые учат обрезанию, уловляли и закалали их, как бессловесных животных.
4. Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! Они боролись со многими испытаниями ради Христа. И неужели, говорит он, вы напрасно столько потерпели? Ибо если вы обрезываетесь, все это напрасно, и обольстители лишили вас стольких венцов. Потом, подавая им надежду на возвращение, он говорит: если бы только без пользы, то есть если вы хотите образумиться, то не напрасно, не тщетно вы трудились. Да устыдятся после этого отрицающие покаяние. Вот они совершали знамения, были исповедниками и мучениками, но когда отпали, Павел не отвергает их, а приемлет с радостию.
5. Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? Бог, говорит он, подающий вам Духа, чтобы пророчествовать и говорить языками, и сообщающий вам силу совершать знамения и чудеса, совершал ли это ради дел закона, как будто исполнением их вы Ему угодили, или же ради обнаруженной вами веры во Христа? Очевидно, ради ее. Как же вы, оставивши веру, вследствие которой прославились, возвращаетесь к отмененному закону?
6. Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Хотя, говорит он, надлежало вам узнать силу веры преимущественно из того, что вы совершали знамения, но если вы обратите внимание и на праотца, о котором вы много говорите, найдете, что и он оправдался верою (см. Быт. 15, 6). А если живший до благодати оправдывается верою, то тем более удостоившиеся благодати должны держаться веры.
7. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. Так как они боялись, чтобы им отступлением от закона не лишиться родства с патриархом (ведь они очень гордились им), то он, напротив, показывает, что вера наиболее делает сынами Авраама тех, которые имеют ее.
8. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы». Показав, каким образом верующие суть дети Авраама, он приводит и свидетельство от Писания: в тебе благословятся все народы (Быт. 12, 3), то есть через подражание твоей вере. А также показывает, что вера древнее закона, если прежде закона она оправдала Авраама, и что совершающееся теперь совершается согласно пророчеству. Писание, говорит он, провидя, то есть Сам давший закон Бог предопределил, что оправдываются не законом, но верою. И не сказал – «открыло», но – предвозвестило, чтобы ты узнал, что и Авраам радовался такому способу оправдания и желал его исполнения.
9. Итак верующие благословляются с верным Авраамом. Так как они страшились, как бы им за несоблюдение закона не подвергнуться проклятию (так как написано: проклят тот, который не соблюдает написанного в законе), то он показывает совершенно противное, именно, что благословенны оставляющие закон и приходящие к вере, подобно тому, как и верный Авраам получил благословение.
10. Л все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». Чтобы кто‑ нибудь не возразил, говоря: «Авраам вполне естественно был благословен и оправдан верою, так как еще не было закона, а ты покажи мне, что, после того как дан закон, вера оправдывает и делает благословенными», – апостол показывает теперь не только то, что вера оправдывает и сообщает благословение, но и то, что закон есть виновник греха и проклятия, потому что никто не может исполнить написанного в законе, а не исполняющий – проклят (см. Втор. 27, 26). Таким образом, вере принадлежит благословение, и напрасно вы страшитесь проклятия за отступление от закона. Ведь, держась его, вы скорее подпадаете проклятию, будучи не в силах его исполнить.
11–12. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере: но кто исполняет его, тот жив будет им. Показав, что закон подвергает проклятию, а вера сообщает благословение, теперь говорит, что и оправдывает только вера, а не закон, и приводит слова Аввакума: Праведный верою жив будет (Авв. 2, 4), а не от закона. Ибо закон требует не только веры, но и дел. Хорошо также сказал: пред Богом, потому что у людей могут казаться праведными те, которые держатся закона, каковы фарисеи, выставляющие себя праведными перед людьми. Так как закон по причине своей невыполнимости не оправдывал, а подвергал проклятию, то явилась благодать, показывающая легкий путь – веру, посредством которой, оправдываясь, мы получаем благословение. Итак, доказано, что вера сообщала благословение и оправдание не только до закона, но еще более и после него.
13. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, – ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе». Чтобы кто‑ нибудь не возразил, говоря: правда, что не исполняющий закона проклят (см. Втор. 27, 26) и что вера оправдывает, но откуда видно, что та клятва уничтожена? Мы ведь боимся, чтобы, подпав раз под иго закона, самим нам не остаться под клятвой; поэтому он показывает, что проклятие уничтожено Христом. Ибо, дав за нас выкуп тем, что Сам стал клятвой, Он искупил нас от клятвы закона, которой Сам не подлежал, как исполнивший закон, а повинны ей были мы, которые были не в состоянии его исполнить, подобно тому, как если бы кто был осужден на смерть, а другой кто‑ нибудь невинный подвергся смерти, решившись сам умереть вместо него. Итак, Он принял на Себя клятву, через повешение на древе (см. Втор. 21, 23) и разрушил клятву, прилежащую на нас за неисполнение закона, хотя Сам ей не подлежал, потому что и закон исполнил, и греха не сотворил.
14. Дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. Ради того, говорит, был Он клятвой, чтобы распространилось на язычников, то есть в тех, которые не пользовались законом, благословение Авраамово, то есть которое от веры, будет о Христе Иисусе, то есть о семени Авраама, как и написано: в семени твоем благословятся, то есть о Христе, Который произошел от тебя по плоти, благословятся верующие в Него. Чтобы нам получить обещанного Духа верою. Ради того говорит он, удостоились язычники благословения, чтобы Духа принять через веру. Так как нельзя было принять Духа тем, которые еще находятся под клятвой, то они получают благословение, после уничтожения Христом клятвы, и, оправдавшись тогда верою, принимают обетование Духа. Ибо что обещал Бог Аврааму, это, по разумению Павла, духовные дары, которые очевидно теперь нам даны, как то: благословение и прочее.
15. Братия! говорю по рассуждению человеческому… Выше назвал неразумными, теперь называет братьями, там обуздывая, а здесь утешая. Человеческий пример, говорит, я намереваюсь вам представить.
15–17. Даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и потомкам» как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. То хочет показать, что вера есть завет более древний, чем закон, и что несправедливо было бы предпочитать ей закон. На это и пример привел. Если бы, говорит он, человек сделал завещание, неужели кто‑ нибудь, пришедши после, осмелился бы извратить его или переделать, то есть прибавить что‑ нибудь? Тем более должно разуметь сие в отношении к Богу. И Бог дал завещание Аврааму, что о семени его благословятся народы. А семя его – Христос, потому что не сказал – «семенем», чтоб ты не подумал о происшедших от него иудеях и измайльтянах, – но просто – семени, которое, как сказано, есть Христос. Каким же образом закон может отменить этот завет, соглашение и обещание, так чтобы не во Христе получали благословение народы, но через заповеди закона? Ведь это не что иное, как ниспровержение обетования, что нелепо.
18. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. Если закон, говорит, дарует благословение и делает наследниками жизни и правды, то обетование, данное Аврааму, следовательно, отменено и уничтожено. Но это не имело бы смысла: закон ведь явился позднее, как же он может отменить завет, который был прежде его? Но не спеши весь этот пример строго проводить. Поэтому он и сказал: говорю по рассуждению человеческому, то есть человеческий пример привожу. Поэтому нисколько не удивительно, если он не может быть вполне применен к Божественному.
19. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений. До времени пришествия семени, к которому относится обетование. И преподан через Ангелов, рукою посредника. Так как он возвысил веру и указал, что она древнее закона, возникало возражение: для чего же был дан закон, если вера была древнее и сама сообщила благословение? Не напрасно, говорит он, дан закон, но ради преступлений, чтобы быть вместо узды для иудеев, препятствуя нарушению если не всех, то, по крайней мере, некоторых заповедей. Прекрасно сказано: дан после, чтобы показать, что закон дан не в качестве первообразного установления, как обетования, но как бы дан в добавок, по причине многих преступлений, чтобы воспрепятствовать хоть немногим. До времени пришествия семени, к которому относится обетование. Однако же не навсегда был дан закон, но до времени пришествия Христа, к Которому относилось обетование, что о Нем благословятся народы. Если же до явления Христова дан (закон), зачем же ты далее простираешь его значение? И преподан через Ангелов, рукою посредника. Закон, говорит он, дан через посредство ангелов или священников, или действительных ангелов, потому что ведь ангелы производили оные трубные звуки, громы и знамения. Рукою Посредника, то есть Христа. Показывает, что и закон дал Христос, а потому Он волен и отменить его.
20. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. Так и Христос служит посредником между двоими, именно между Богом и людьми. Ибо Он примирил обоих, дав мир и уничтожив вражду, которая была у людей с Богом. С тех пор как соединил с Собою человеческое естество, Он дал мир, чудесным образом соединив с Божественной природой враждебную ей вследствие греха плоть. Итак, если Он ходатай и примиритель, то ясно, Он спасает, а не закон.
21. Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона. Если обетования сообщали благословение, а закон подвергал проклятию, то, очевидно, если бы мы приняли его как имеющий силу, он уничтожил бы обетования Божий, которые дают благословение. Но да не будет. Слушай далее по порядку. Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона. Тогда, говорит, закон был бы сильнее веры, сообщил бы благословение и оправдывал человека, если бы он был в состоянии оживить и спасти. А теперь он, скорее, убивает, так как не может освободить от грехов. Как же после этого закон может преодолеть веру, которая имеет силу оживлять через крещение, и благословлять, и оправдывать? 22. Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. Закон, говорит, не имел силы освободить от грехов, но содействовал тому, чтобы заключить людей под грехом, то есть показать их грешниками и понудить, чтобы они возжелали отпущения грехов и обратились ко Христу, могущему даровать его. А так как иудеи, не чувствуя (всей тяжести) грехов, и прощения их не желали, то (Бог) дал закон, который держит их в затворе, то есть теснит и подавляет обличениями, объявляет их грешниками и побуждает искать способа получить прощение. А этот способ есть вера во Христа, посредством которой мы получаем благословение и оправдание.
23. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Закон, говорит, доставлял большую безопасность тем, которые находились под его охраной, потому что удерживал их от многих грехов и был как бы стеной, окружал людей и приводил к вере. Каким образом? Обличая грехи, но не имея силы освободить от них, он по необходимости указывал на оправдывающую веру, которая была и в древности прикровенна, но открыто явилась впоследствии, когда и Бог явился во плоти.
24. Итак закон был нам детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. Как воспитатель оберегает юношу от всего дурного и способствует тому, чтобы он со всей внимательностию и усердием принимал наставления учителя, так и закон воспитывал в своих последователях надлежащую добродетель и приводил к учителю – Христу, своими обличениями и указаниями грехов вызывая в них стремление искать Того, Кто дает прощение и оправдывает верою. Итак, да устыдятся те, которые клевещут на закон, – ибо ни воспитатель не стоит в противоречии с учителем, ни закон – с Новым Заветом.
25–26. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы – сыны Божий по вере во Христа Иисуса. С пришествием веры, делающей мужа совершенна, мы, говорит он, уже не можем находиться под руководством воспитателя, как ставшие через нее совершенными и вышедшие из детского возраста. Так как мы от веры стали совершенными мужами, то ясно отсюда, что и сынами Божиими мы стали через веру во Христа. Таков ход мыслей. Конечно, удостоившийся быть сыном Божиим не несовершен и не младенец. Поэтому странно было бы тем, которые стали мужами, подчиняться руководству закона, точно так же, как при наступлении дня и при свете солнечном употреблять светильник. Смотри же, выше он сказал, что вера делает сынами Авраама, а теперь сынами Божиими. Так много она может.
27. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Определяя, каким образом мы сыны Божий, говорит, что через крещение. Но не сказал – «вы, которые крестились, детьми Божиими стали», как бы и требовала последовательность, – но гораздо выразительнее – во Христа облеклись. А если мы облеклись во Христа, Сына Божия, и Ему уподобились, значит, приведены в единое родство, в единый образ, став по благодати тем, что Он есть по естеству.
28. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Каждый из крещаемых, говорит он, отбросил свои природные особенности, все получили один тип и один образ не ангела, но Самого Господа, являя в себе Христа. Так что все мы едино о Христе Иисусе, именно поскольку мы имеем один отпечатленный образ Христа, или поскольку мы – едино тело, имеем едину главу Христа.
29. Если же вы Христовы, то вы – семя Авраамово и по обетованию наследники. Так как впереди он сказал, что семя Авраама, о котором благословятся народы, есть Христос, Которому именно и даны обетования, а также указал что и вы имеете образ Христов, то теперь заключает: итак, и вы – семя Авраама и, наконец, наследники обещанного благословения. Как же после этого вы держитесь закона, – вы, которые получили благословение, через то, что облеклись во Христа и уподобились Ему, и отсюда сделались семенем Авраама?
|