Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава первая. 1. Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему.
1. Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему. Тотчас с самого начала научает господина не стыдиться своего раба, сделавшегося сорабом. Ибо ради Христа все прекрасно, даже узы, которым и сам он радуется, так что и называется по ним. Этим он сильно упрашивает, показывая, что содержимому в узах за Христа справедливо сделать удовольствие. И Тимофей брат. Как бы недостаточным почитая свое прошение, он присоединяет в сопросители и Тимофея, чтобы Филимон склонился на просьбу многих. Филимону возлюбленному и сотруднику нашему. Если он возлюбленный, то окажет милость. Если он сотрудник, то не задержит своего раба, а опять пошлет на служение проповеди, которой и сам он служит. Ибо и раб исполнит такое дело господина, если опять будет возвращен.
2. И Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви. Может быть, Апфия была супругой Филимона, а Архипп – другом. Если он сподвижник, то будет принимать участие и в этом. Это был тот самый Архипп, о котором в Послании к Колоссянам пишет: скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял (Кол. 4, 17). И домашней твоей церкви. Церковью называет апостол всех верующих в доме Филимона, включая сюда и рабов. Обрати внимание на смиренномудрие, – он увещевает и их, чтобы они содействовали ему в просьбе.
3. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Каким образом благодать Божия будет с нами? Если и мы будем прощать своим должникам. А каким образом будет мир? Если и ты помиришься с рабом.
4. Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих. Всякий раз, говорит, как я вспоминаю о тебе, – а вспоминаю я всегда, когда молюсь, – столько раз я благодарю Бога за твою добродетель. Какая это добродетель, – объясняет дальше.
5. Слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым. Здесь хвалит его за доброту. Из Фригии не было бы слышно в Риме о любви и вере его, если бы она не была велика. Так как ты любишь всех святых, то есть верных, то должен полюбить и Онисима, ибо и он есть уже верный, чтобы чрез то явить себя любящим и Господа. Видишь ли, какие понудительные он собирает в уме его помышления к удовлетворению прошения?
6. Дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе. Благодарю, говорит апостол, Бога за любовь твою, моляся и о том, чтобы вера твоя, которая у тебя общая с нами, была действенна, – деятельная и живая в познании тобою всякого доброго дела, то есть чтобы тебе любить его и в дело производить. Ибо вера тогда жива бывает, когда мы прилежим всякому делу благому, как и мертва, когда бывает без добрых дел. Прибавил: у вас, чтобы показать, что и теперь Филимон имеет уже всякое благое в себе дело, как бы так говоря: «В познании всякого дела благого и теперь у вас, то есть в тебе уже сущего». Сказав общение веры, святой Павел соединяет Филимона с собою и едино творит. Общая вера есть и единотворна, так, что ты должен и едино со мною мудрствовать. Или общением веры он называет милостыню, бывающую от великой веры. Итак, апостол говорит: «Память о тебе творю, моляся, дабы общительное и благоподатливое расположение твое никогда не прекращалось, но более и более да изливал бы ты на нуждающихся всякого у вас добра, то есть которое есть у тебя». Во Христе Иисусе. Ко Христу Иисусу, говорит, возносится всякое благо, какое делаешь ты нуждающимся, особенно святым. Так и теперь, если примешь Онисима и сделаешь мне удовольствие, то самому Христу то сделаешь.
7. Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых. То есть имеем радость, и не только радость, но и великое утешение в узах по причине твоей любви, то есть твоего человеколюбивого и общительного расположения сердца. Потому что тобою, брат, успокоены сердца святых. Весьма мудро апостол принимается за дело, напоминая ему о его благодеяниях к другим, чтобы более смягчить его, пока он рассудит, что если дает другим, незнакомым, то тем более должен сделать это Павлу, своему учителю. И не просто сказал: «Даешь святым», но – упокоеваешь сердца святых, то есть что они вседушевно принимают твое человеколюбие, как щедро и с утешительным радушием предлагаемое им.
8 –9. Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа. Так как, говорит, ты таков ко всем святым, что их сердца успокаиваются тобою, тем более я о Христе, то есть как родивший тебя по Христу, я имел дерзновение приказывать тебе не как господин твой, но по любви, которую я имею к тебе и ты ко мне. Что должно, или – приказываю тебе должное, то есть чтобы ты исполнил то, что мне нужно; или – что ты почитаешь всех святых; посему и я, соответственно тому, что должно, то есть что падает на мою долю, я имел дерзновение повелевать тебе, однако я прошу. Ибо я имею такое необходимое дело, чтобы умолять тебя. Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа. Будучи таковым, говорит, посланником, я достойно должен быть и выслушан, как подобает Павлу старцу, то есть имеющему авторитет и по учительскому достоинству и по возрасту, а ныне получившему еще другое, более важное преимущество, – это пребывание в узах за Христа. Видишь ли, сколько поводов для убеждения!
10–1 1. Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его. Еще не упомянув имени того, за кого он ходатайствует, предварительно смягчает Филимона похвалою слуги, называя его своим сыном. Почему же так называет его? Потому что, говорит, я родил его, то есть огласил благовестием и уверовавшего повелел крестить, и это в тесных обстоятельствах: в узах. Смягчив, таким образом, сердце его, он наконец упоминает имя. Он был некогда негоден для тебя. Знает, что признание во грехе погашает гнев, поэтому и говорит так. А теперь годен тебе и мне. Так как он стал благочестив и свят, и потому, говорит, обоим нам благопотребен. Если полезен Павлу, требующему столь великой ревности, то, конечно, и Филимону. Вместе с тем дает понять и то, что если полезен мне, то он должен быть обратно послан ко мне. Я возвращаю его, то есть тебе передаю его, пользуйся им, как желаешь. Тем, что передает ему, он еще более утоляет его гнев.
12. Ты же прими его, как мое сердце. То есть с любовью прими его, скорее, не его, а мое сердце, ибо так я люблю его и в душе своей ношу.
1 3. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование. Обрати внимание на мудрость апостола, как он понемногу слугу поставил на место господина. Дабы он вместо тебя, говорит, послужил мне. Показывает также, что он желает пользы господина. Если, говорит, ты обязан послужить мне, а он делает это вместо тебя, то от этого, явно, тебе прибыль.
14. Но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. И этим он более всего смягчает Филимона. Дело было так необходимо: в узах, и притом ради Бога, он намеревался служить ему. Однако апостол не хотел этого сделать против воли Филимона. Посему ужели не следует оказать милость тому, кто мог бы и сам пользоваться ею, но не захотел. Чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Не сказал: «по нужде», но как бы так говоря: «Конечно, и против твоей воли удерживая его, я поистине не опечалил бы тебя, однако ж многим казалось, что это делается вынужденно и против твоего согласия. Посему ныне я предпочел, чтобы это ни в каком случае не казалось кому‑ нибудь подневольным, но, без сомнения, добровольным».
1 5. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда. Так как Онисим убежал со злым умыслом, то Павел обращает это бегство в полезное дело. Может быть, говорит, он убежал по устроению Божию. Похвально также, он называет бегство отлучением, дабы именем бегства не раздражать господина. И тем, что сокращает время, он успокаивает гнев. На время, говорит отлучился. Вместе с тем показывает также, что сколько времени он был с Павлом, – был и с Филимоном. Посему он только то время отсутствовал, какое провел до знакомства с Павлом; а это – незначительное время, как бы один час. Посему отныне, если он, отпущенный тобою, будет находиться при мне, то разумей, что он служит тебе. Чтобы тебе принять его навсегда, то есть будешь пользоваться им.
16. Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе. Много, говорит, пользы принесло бегство: вместо одного часа ты имеешь его вечно. Ведь и вся жизнь человека, в сравнении с вечностью, ничто; тем более время бегства. Так вместо раба прими брата; вместо непотребного – возлюбленного, и по плоти, то есть и в мирских вещах – он достоин любви, как услужливый, и в Господе, то есть в делах духовных.
17. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. То есть если ты сознаешь, что мудрствуешь со мною, то прими его, как меня. Кого не устыдил бы апостол? Кто не пожелал бы принять к себе Павла?
18. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Не сказал: «украл», но – мягче: обидел, или должен. Правдоподобно, что он истратил украденное. Посему говорит: «Мне зачисли это в долг, меня считай должником».
19. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. Превосходно говорит это, написав с духовною благодатью и как бы так говоря: «Для большей уверенности, что уплачу долг, – служит мое собственноручное письмо». Не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. Чтобы не показалось укором Филимону, что апостол, будто не надеясь на него, не просит о рабе‑ воре просто так, но и дает собственноручную расписку, – ибо это давало повод считать, что Филимон жестокосерд и к учителю своему невнимателен, – апостол приведенными словами дает разуметь, что надеется на него и очень. Ибо не только, говорит, своею собственностью, но сверх того ты и самим собою мне должен.
20. Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе. От сердечной речи апостол опять перешел к более важному, умоляя: дай воспользоваться, говорит, от тебя, то есть да наслаждаюсь твоими благодеяниями, не в мирских делах, а в тех, кои в Господе. Успокой мое сердце в Господе. Упокой, говорит, мою любовь к тебе, или мое сердце ради Христа. Ибо не мне оказываешь благодеяние, а Христу.
21. Надеюсь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. Я, говорит, написал тебе, не приказывая и не из самолюбия, но надеясь на твое послушание. Какое железо не размягчат эти слова?
22. А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам. Филимону могло прийти на мысль, что если б не для Онисима, то ты и слова меня не удостоил бы. Апостол наперед врачует это, говоря: «Не для него только написал, но чтобы попросить тебя приготовить мне помещение»; а вместе с тем, чтобы также устрашить его, потому что придет апостол и осудит его, если он не примет Онисима. Ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам. Двум вещам научаемся из сего: первое, – сколь велика сила молитв, если и великий Павел нуждается в их помощи; второе, – что должно смиряться, если Павел нуждается в молитвах учеников.
2 3. Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса. Этот Епафрас был отправлен к Павлу колоссянами; отсюда ясно, что Филимон был из колоссян. Узником вместе со мною называет его, показывая, что и Епафрас был в великой скорби, давая этим почувствовать Филимону, что если Епафрас страдает с Павлом, то Филимон ужели не окажет милость для него Онисиму. Узник же, говорит, не ради человеческого чего‑ либо, по ради Христа Иисуса, страдая вместе со мною за Евангелие.
2 4. Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои. [22] Димас сначала пользовался уважением, как здесь и засвидетельствовано о нем, как о сотруднике Павла, после же по легкомыслию он отпал от Павла, как, действительно, и пишет об этом Павел в Послании к Тимофею, написанном, очевидно, после этого послания. Димас оставил меня… один Лука со мною (2 Тим. 4, 10). Итак, Лука, поставленный здесь последним, стал первым из всех, когда Димас отпал. Так никому не должно надеяться на самого себя, но, кто стоит, должен смотреть, как бы не пасть. Сказав: сотрудники, показывает, что и они вместе со мной просят тебя и достойно есть оказать благосклонное внимание к таким лицам. Видишь, какую пользу получили мы из этого, кажущегося кратким и не требующего объяснения послания? Уверься же из сего, что в Писании ничего не следует оставлять без исследования, но во всем, как изреченном от Духа, искать духовного некоего смысла и извлекать пользу. И конечно, Утешитель, изрекший все Писание, тем, которые доброго ищут, даст и обрести искомое. От Него да будем и мы всегда просвещаемы и руководимы и к истинному благоведению и житию, не увлекаясь лжеучениями и не прельщаясь ложной сластью мира. Кто из нас – раб, да облагородит себя верой и добродетелью, а кто – господин, да возревнует, видя рабов святыми и апостолами, не оказаться ниже их в Царствии Владыки, ради нас зрак раба приявшего, Христа, истинного Бога нашего. Ему слава и держава, и честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.
2 5. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь.
|