Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздаянием Духа Святаго по Его воле.






И это прибавил по той же самой причине. Ибо знамения чародеев – не от Духа Святаго, а обманы нечистых демонов. Дает при этом понять и нечто другое. Вероятно, там было не много людей, имевших духовные дарования, которые оскудели потому, что верующие были менее ревностны. Поэтому, чтобы утешить их в этом, говорит, что раздаяния Духа происходят по Его воле. Он знает, что каждому полезно, и таким образом разделяет благодать. Часто кто‑ нибудь не получает дарований за нечистую жизнь; часто не получает дарований и человек чистой жизни, чтобы не возгордился. Поэтому‑ то они и были сообщаемы более людям смиренным и простым.

 

5. Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим.

Показывая еще превосходство Сына пред Ангелами, говорит, что не им покорил Бог вселенную, то есть этот мир, но Сыну. Называет ее будущей, потому что Сын Божий был всегда, а она должна была явиться, потому что прежде, очевидно, не существовала. Посему в отношении к вечному существованию Сына вселенная и была грядущей.

О которой говорим, то есть о вселенной, о которой сказали выше: когда вводит Первородного во вселенную (Евр. 1, 6). Посему да не ищет твой ум, заблуждающийся, другой вселенной. Некоторые под будущей вселенной разумели будущий мир. Об этом мире, говорит, у нас вся речь. Тогда Ангелы предстанут как слуги, а Сын воссядет как Судия.

 

6–8. Напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: «что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих; [23] все покорил под ноги его» (Пс. 8, 5–7).

Не называет имени сказавшего это, так как говорит с людьми, сведущими в Писаниях. Все это сказано о человечестве вообще, преимущественно же, однако, может относиться ко Христу по плоти. Ибо Он, Сын Божий, посетил ничтожное человеческое естество и, восприняв его и соединив с Собой, соделался превыше всех.

 

8. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено.

Так как они подвергались преследованию и злострадали, то, чтобы не сказали: «Как ты говоришь, что все покорено, когда мы подвергаемся изгнанию и преследованию со стороны Его врагов? Значит, они еще не покорены и ты обольщаешь нас?» – поэтому говорит: «Не смущайся и не малодушествуй: все будет покорено Ему. И в Писании сказано: покорил. То, что несомненно произойдет, хотя еще и не произошло, названо как совершившееся. Итак, не скорби, что ты претерпеваешь бедствия: еще не всех победила проповедь, еще не настало время совершенного покорения, однако, несомненно, они покорятся».

 

9. Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерти за всех.

Старается показать, что сказанное относится ко Христу, и говорит: «Хотя выражение все покорил, казалось бы, только относится к Нему, однако мы показали, что и это, несомненно, исполнится. Но быть мало чем униженным сравнительно с Ангелами – более относится к Нему, чем к нам. Ибо Он, пробыв три дня во аде, как человек, не много унижен пред Ангелами, так как они совершенно не причастны смерти. А мы, надолго подверженные тлению, не немного, но совсем много унижены в сравнении с ними. И быть увенчанным славою и честью за страдание – относится более к Нему, чем к нам». Сказав: за претерпение смерти, апостол обозначил истинную смерть, – не воображение смерти, то было действительно страдание. Напомнил о Кресте и смерти, чтобы убедить их мужественно переносить несчастья, взирая на Учителя. Но Крест, говорит, сделался для Него славою и честью, посему и для вас должны быть славою и честью ваши несчастья и страдания. Итак, зачем вам избегать того, что венчает вас? Он пострадал за тебя, раба; ты ли не перенесешь страданий за Него, Господа?

Дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерти за всех. Не по долгу, а по благодати Бог отдал нам Сына Своего на смерть, и не за верующих только, а за весь мир. Хотя и не все спаслись, но Он исполнил Свой долг. Прекрасно сказал: вкусить. Ибо, действительно, как бы вкусив, так как малое время оставался в смерти, Он тотчас воскрес. И в этом отношении Он, следовательно, лучше Ангелов, потому что явился выше смерти. Подобно тому, как врач, видя больного, опасающегося принять приготовленные для него лекарства, прежде сам отведывает их, чтобы убедить больного решиться на принятие их, так и Господь, видя нас, боящихся смерти, Сам вкусил ее, хотя и не имел в том нужды. Он не подлежал смерти, но все сделал по благодати, чтобы показать ее (смерти) ничтожество и убедить нас смело идти на смерть. Несториане, искажая Писание, говорят: «Он вкусил ее за всех, кроме Бога», чтобы отстоять мысль, что с распятым Христом не было Божественности, так как она не была соединена с Ним лично, а по состоянию. Один православный, осмеивая бессмыслицу их, сказал: «Пусть Писание имеет такой смысл, как говорите вы, – и в таком случае сказанное говорит за нас. Ибо кроме Бога, Господь умер за всех и за самых Ангелов, чтобы разрушить вражду их против нас и снискать им радость».

 

1 0. Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.

То есть Отцу, от Него все, ибо Он источник всего.

От Которого все. Смотри, выражение от Которого отнесено к Отцу. Если бы это было унизительно и приличествовало только Сыну, оно не прилагалось бы Отцу. Пойми же, что означает выражение от Которого. Так как сказал: для Которого все, то чтобы кто‑ нибудь не подумал что‑ либо нелепое, именно, что Он нуждается во всем, ибо предлог для имеет такое значение, как, например, если скажем: «для человека создана тварь», то апостол прибавил выражение от Которого, объясняя, что для Которого нужно понимать так же, как «чрез Него», то есть что от Него произошло все. Поэтому, когда говорится и о Сыне: от Которого, принимай это вместо: чрез Него.

Приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. Это имеет связь с предыдущим: славою и честью увенчал (ст. 7). Смысл слов такой. Отец поступил достойно Своего человеколюбия, что Первородного из всех сынов, имеющих насладиться славой Его, явил славнейшим из всех через страдания, чтобы показать и прочим, как должно переносить страдания. Вождя спасения, то есть виновника. Смотри, какое различие между Им и нами. Хотя и Он Сын, и мы сыны, но Он спасает, а мы спасаемся: мы соединяемся с Ним и снова разделяемся. Приводящего многих сынов в славу, чрез это соединяемся. Вождя спасения их, чрез это разделяемся. Заметь, что страдания совершенство и средство ко спасению: пострадавший за кого‑ нибудь не ему только приносит пользу, но и сам делается славнее и совершеннее. Под совершенством разумей здесь славу, которой Он прославился, и ее понимай в отношении к человечеству, – или что по природе Он имел славу, только среди нас был бесславен, так как не был узнан. Когда же после креста узнан был и прославлен, то говорят, что воспринял славу, которую имел по природе, а не от нас получил. Святой Кирилл совершенством называет бессмертие, которого недоставало Христу по человечеству, – его восполнил Ему Отец чрез воскресение. Когда Он воскрес, смерть уже более не господствует над Ним. И всю природу Он удостоил этого совершенства.

 

1 1. Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями.

Вот это опять показывает, что мы братья Христу и настолько почтены. Ибо, говорит, Освящающий, то есть Христос, и освящаемые, то есть мы, все – от Единого, то есть Отца. Но Он подлинно истинный Сын и из самого существа Отца, а мы – твари. Обрати также внимание и на превосходство в самих выражениях. Он освящает, мы освящаемся. Отсюда и тождество, и превосходство.

Поэтому Он не стыдится называть их братиями. Смотри, и здесь Его превосходство. Ибо выражением не стыдится он показывает, что это не принадлежит природе, но нежной любви Того, Кто не стыдится. Хотя мы йот Единого, но между нами большое различие, как между Творцом и тварями.

 

1 1–12. Говоря: «Возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» (Пс. 21, 23).

Приняв плоть, Он принял и братство; вместе с плотью пришло и братство. Но и тут опять превосходство. Возвещу, говорит, омраченным, неведущим; этому подобно: Я открыл имя Твое человекам (Ин. 17, 6).

 

1 3. И еще: «Я буду уповать на Него». И еще: «вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Ис. 8, 17–18).

Чрез это также показывает, что Он стал человеком и братом нашим. Ибо как каждый из людей, так и Он Сам уповает на Него, то есть на Отца. Вместе с тем показывает нам, чтобы мы надеялись на одного Бога, так как и Он Сам, будучи Сыном и ни в чем не нуждаясь, однако же говорит, что уповает на Отца. Некоторые истолковали следующим образом: так как, говорят, выше он назвал Христа братом, а ниже – Отцом, то в середине показывает, что это наименования домостроительства последних времен. Предвечное же имя Его – Бог. Кто в собственном смысле уповает на другого, как не на Бога? Как бы так говорил: слыша, что Он – брат и Отец, не подумайте, что Он один из многих; Он Бог, говорит, на Него, как свидетельствует Писание, нужно уповать, так что здесь нет речи от лица Христа, но от пророка, говорящего: я, пророк, буду надеяться на Самого Христа, как Бога. Но такое понимание не совершенно.

Вот Я и дети, которых дал Мне Бог. Здесь называет Христа нашим Отцом. Дал – это означает благоволение Отца на то, чтобы Он воплотился. Если бы Он не благоволил воплотиться Сыну, то у Него не было бы и детей.

 

1 4. If как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола.

Итак, да устыдятся те, которые говорят, что Он пришел призрачно и привидением. Ибо апостол не сказал только, что Он приобщился плоти и крови, как дети, то есть остальные люди; хотя, если бы он и так сказал, довольно было бы для утверждения, что Он воплотился истинно; но и присовокупил: также, чтобы утвердить отсутствие различий с нами и истинное воплощение.

Дабы смертью лишить силы имеющую державу смерти, то есть диавола. Приводит причину домостроительства. Чтобы, говорит, Своею смертью, которую Он воспринял как очевидно приобщившийся плоти и крови, уничтожить диавола, который владеет смертью. Каким образом? чрез грех. Так как он сделал, что люди грешат вследствие того первого непослушания, то он был виновником смерти и пользовался ею, как каким‑ нибудь воином и сильным оружием против человеческой природы. Поэтому и Христос воспользовался против него тем же самым оружием. Поистине дело великого могущества и мудрости – умертвить врага тем оружием, которым он умертвил многих. Некоторые поняли так: владеющего, говорят, грехом, то есть диавола, так как грех составляет силу и державу смерти.

 

1 5. И избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

То есть чтобы освободить людей, которые были рабами смерти, боялись ее и были подвержены ей, то есть содержались в рабстве у нее, так как она не была еще уничтожена. Или, что древние люди жили в постоянном страхе, всегда ожидая, что они умрут, и при таком страхе они не могли чувствовать никакого удовольствия. На это и намекает апостол, сказав: через всю жизнь. Итак, были подвержены рабству, то есть всегда трепетали смерти, как рабы жестокого господина, не наслаждаясь ничем радостным. Отсюда пойми, что кто боится смерти, тот не свободен и раб всего. И это – утешение для страдающих верующих, если ныне гонимые и заключаемые в узы приятнее и свободнее проводят жизнь, нежели древние, которые, казалось, роскошествовали, когда смерть имела силу. Те, потрясаемые страхом смерти, были рабами, а вы свободны от этого страха.

 

1 6. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

То есть не с ангельской природой соединился Господь и не ее носил. Это показывает великую любовь Божию к человеческому роду. Чего, говорит, не даровал Ангелам, то дал людям, чтобы от них воспринять плоть.

Восприемлет семя Авраамово. Не сказал: «принял», но – восприемлет, чтобы показать, что Он настиг нашу природу, бежавшую и далеко удалившуюся; и, настигнув, воспринял ее и облекся, соединив с Собой и остановив ее, когда она бежала от Него. Не сказал: «природу людей», но – семя Авраамово, отчасти желая возвысить их и показать, что род их почтенен и что они имеют в этом преимущество пред язычниками, так как от них Господь. Ибо Павел всегда угождает им в том, в чем ни для кого нет вреда. Отчасти напоминает им обетование: ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки (Быт. 13, 15).

 

1 7. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

Поскольку, говорит, Он благоволил принять нашу природу, то совершенно последовательно было Ему во всем уподобиться нам, то есть родиться, воспитаться, возрасти, претерпеть все, что следовало, наконец, умереть; это и значит – во всем уподобиться.

Чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом. Не для чего‑ нибудь другого, говорит, Он принял нашу плоть, как для того, чтобы чрез нее помиловать нас и восстановить глубоко падших. Каким образом? Сделавшись нашим первосвященником и нося ту плоть, которую Он воспринял от нас, вместо другой какой‑ либо жертвы, чтобы очистить нас от грехов и быть нашим посредником ирей Богом, ибо мы были во вражде с Ним. Верным – вместо: истинным, который мог бы исполнить дело первосвященника. Ибо это долг истинного первосвященника – освободить от грехов тех, коих он есть первосвященник. Или что Он приятен Богу в Своем посредничестве пред Ним.

Для умилостивления за грехи народа. Показал, что значит быть верным пред Богом, то есть чтобы очистить грехи народа. В этом великое доказательство Его любви, что Он сделал все, чтобы загладить грехи. Почему не сказал: грехи вселенной, но народа! Потому, что Господь прежде всего имел попечение об иудеях, ради которых Он и пришел преимущественно, чтобы, когда они спасутся, чрез них спаслись и прочие, хотя и вышло наоборот. И Ангел говорит Иосифу: ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21). Таким образом показывает здесь благородство иудеев и какого попечения они были удостоены от Господа.

 

1 8. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Это, казалось бы, уничиженно, смиренно и недостойно Бога. Когда Павел говорит о плоти, касается всего уничиженного, однако же не недостойного плоти; и нет ничего удивительного, когда и об Отце не воплотившемся Писание говорит многое человекоподобное и униженное: Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть (Пс. 13, 2), и: сойду и посмотрю (Быт. 18, 21), и многое множество тому подобного. Посему гораздо больше сказано относительно Христа, воплотившегося и пострадавшего во плоти, особенно же для полного успокоения слушателей и по причине их немощи, ибо и люди считают искушение вернейшим из всех средств. Смысл слов такой. Он знал не только как Бог, но и как человек, искушенный во всем, – и самая плоть Христа претерпела много страданий. Он знал, что такое искушение, посему может помочь, иначе сказать: готов быть всегда сострадательным.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал